Великие Мыслители |
|
Марина Козлова Историки и писатели о Варфоломеевской ночи |
|
Распространение кальвинизма во
Франции и образование Среди реформационных течений во Франции наибольшее распространение получил к середине XVI в. кальвинизм, главным образом в городах. Значительным был успех реформации на Юге и юго-западе страны (за исключением Тулузы). Торговая по преимуществу буржуазия Юга, самая богатая тогдашняя часть французской буржуазии, восприняла кальвинизм, как наиболее подходящую для себя религиозную идеологию. На Севере кальвинизм получил значительно меньшее распространение – лишь в некоторых крупных городах и среди части дворянства, но, в общем Север остался по преимуществу католическим. Феодальная знать раскололась на две большие группы. Во главе католического дворянства стал могущественный дом Гизов, располагавший огромными владениями в Лотарингии, Бургундии, Шампани и Лионе. Кальвинистская дворянская партия именовалась во Франции гугенотской (предполагается, что название происходит от немецкого слова Eidgenossen, означающего – “объединенные союзом”, так называли швейцарцев, у которых кальвинизм принял наиболее законченную форму.) Возглавлялась эта партия принцами из дома Бурбонов (король наваррский Антуан, затем его сын Генрих – впоследствии французский король Генрих IV, а также принцы Конде), а также представителями знатного рода Шатильонов (адмирал Гаспар де Колиньи и др.). Расходясь в церковных вопросах, эти два лагеря аристократической оппозиции, частично поддержанной дворянством, мало чем отличались друг от друга в решении основных политических вопросов. И те, и другие выдвигали такие требования, как возрождение Генеральных или провинциальных штатов в качестве органа, ограничивающего королевскую власть, прекращение продажи государственных должностей и предоставление этих должностей лицам “благородного” происхождения. В это время в поредевшем лагере
защитников абсолютизма наиболее устойчивой
силой являлись “люди мантии” (судейские) и,
отчасти, “дворянство шпаги” Северной Франции, к
которым примыкала – до поры до времени –
значительная часть северной буржуазии. Из
“людей мантии” и буржуазии сложились в начале
гражданских войн католическая партия. Все
“политики” в целом ставили интересы
французского государства выше интересов религии
(отсюда и название этой партии); они отстаивали
против обоих аристократических лагерей
политические достижения Франции, связанные с
развитием абсолютной монархии: политическое
единство страны, централизацию власти и
вольности галликанской церкви, обеспечивающие
Франции значительную независимость от папского
престола. Варфоломеевская ночь Борьба между католиками и гугенотами началась так называемыми убийствами в Васси. Весной 1562 г. Франсуа, герцог де Гиз, проезжая вместе со своей свитой через местечко Васси, напал на гугенотов, собравшихся на богослужение. Было убито несколько десятков человек и около 200 ранено. Это событие привело к открытой войне между гугенотами и католиками. Вплоть до 1572 года мать короля
Карла IX Екатерина Медичи искусно маневрировала
между католическим и протестантским дворянскими
лагерями, которые ослабляли друг друга взаимной
борьбой. За это время трижды вспыхивала война
между гугенотами и католиками. Католическая
знать поспешила сблизиться с недавним открытым
врагом Франции – Испанией. За помощь, оказанную
партии Гизов, Филипп II Испанский требовал
Бургундию, а также Прованс или какую-нибудь
другую южную провинцию, например Дофине. Этот этап завершился наиболее кровавым эпизодом гражданских войн, знаменитой Варфоломеевской ночью – массовой резней гугенотов в Париже в ночь на 24 августа 1572 года (праздник св. Варфоломея) фанатизированной толпой католиков. Резня была политическим актом, задуманным Екатериной Медичи. Королева рассчитывала воспользоваться массовым стечением гугенотского дворянства в столицы по случаю свадьбы их главы, Генриха Наваррского, с сестрой короля Маргаритой Валуа, чтобы перебить вождей и наиболее видных представителей партии гугенотов, которая в это время очень усилилась на Юге. “Этот брак изумил всех, а людей, способных видеть глубже, заставил сильно призадуматься; сближение двух таких ненавистных друг другу партий, какими были в это время протестантская и католическая партии, казалось невозможным”, писал Александр Дюма в романе “Королева Марго”. Правой рукой королевы при подготовке Варфоломеевской ночи стал Генрих де Гиз, лично руководивший истреблением своих политических противников. Прево Парижа, заранее предупрежденный Генрихом Гизом, распорядился отметить белыми крестами дома гугенотов. А чтобы во время бойни католики не спутали врагов со своими, прикрепить каждому из сторонников короля белый крест на шляпу. Избиение началось около 2 часов ночи. Адмирал Колиньи был одной из первых жертв. “Дом отведенный адмиралу, стоял на улице Бетизи… Когда три гизовца выбежали на улицу Бетизи, служившую продолжением улицы, они увидели, что дом адмирала окружен швейцарской стражей, солдатами и вооруженными горожанами. В руках у них мелькали пики, шпаги или аркебузы, а некоторые в свободной руке держали факелы и освещали эту сцену погребальным колеблющимся светом, который, следуя движениям факелоносцев, то падал на мостовую, то полз по стенам вверх, то пробегал по этому живому морю, где каждый предмет вооружения отсвечивал своим особым блеском. Вокруг, на близлежащих улицах – Тришап, Этьен и Бертен-Пуаре, – свершалось страшное дело. Слышались пронзительные крики, громыхали выстрелы, и время от времени какой-нибудь несчастный гугенот, бледный, окровавленный, полуголый, большими прыжками, как преследуемая лань, вбегал в зловещий световой круг, где, точно демоны, метались люди”. (Александр Дюма “Королева Марго” о Варфоломеевской ночи). К полудню было убито 2 тыс.
человек. Только Генрих Наваррский и принц Конде
спаслись, перейдя в католичество. Подобные
кровавые события разыгрались в других городах –
в Орлеане, Труа, Руане, Тулузе, Бордо. В то же время на Севере
образовалась Католическая Лига
северофранцузского дворянства под руководством
Гизов. В состав Лиги входили дворянство и
буржуазия Северной Франции, но руководящую роль
играла аристократия. С середины 70-х годов усилилось антифеодальное движение народных масс. Почти одновременно вспыхнули крестьянские волнения в Оверни, Нижней Нормандии, Дофине и других провинциях. Война окончится лишь тогда, когда лидер гугенотов Генрих Наваррский станет в 1594 году королем Франции. Он перейдет в католичество и подпишет в 1598 году Нантский эдикт, дающий гугенотам свободу вероисповедания. |
|