Личность в истории |
|
Михаил Манин Микеланджело Буонаротти |
|
Микеланджело Буонаротти – величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры. Детство Микеланджело прошло в маленьком тосканском городке Капрезе близ Флоренции. Юность и годы учения он провёл во Флоренции. В художественной школе при дворе герцога Лоренцо Медичи ему открылась красота античного искусства, он общался с великими представителями гуманистической культуры. Во Флоренции были созданы все самые лучшие работы Микеланджело. Он похоронен во флорентийской церкви Санта-Кроче. В 1496 г. он приехал в Рим, где к нему вскоре пришла слава. Самое известное произведение первого римского периода – “Пьета” (“Оплакивание Христа”) (1498-1501 гг.) . На коленях слишком юной для такого возраста Марии распростёрто безжизненное тело Христа. Горе матери светло и возвышенно, лишь в жесте левой руки словно выплёскивается наружу душевное страдание. Белый мрамор отполирован до блеска. В игре света и тени его поверхность кажется драгоценной. Лицо героя выражает несокрушимую волю. Вернувшись во Флоренцию в 1501 г.,
Микеланджело взялся исполнить колоссальную
мраморную статую Давида (1501-1504 гг.). Статуя
достигает пяти с половиной метров высоты. Она
олицетворяет безграничную мощь человека,
несокрушимую волю и полноту физической и
духовной силы. Оригинал статуи до сих пор
хранится в музее Палаццо Веккьо во Флоренции. Гробница папы Юлия II могла бы стать вершиной в области скульптуры. Проект Микеланджело был смел и грациозен: сорок мраморных статуй должны были украшать мавзолей. Мастер взялся их изваять сам. Но гений своего времени не смог предотвратить свою задумку в жизнь из-за конфликта с наследниками папы. Из предназначенных для гробницы статуй до нас дошли “Скованный раб” - сильный коренастый юноша, который тщетно стремится освободиться от оков, и “Умирающий раб” - прекрасный юноша, который ожидает смерти как избавления от мук. Также великолепна статуя
древнееврейского пророка Моисея (1515-1516 гг.).
Тугими извивающимися прядями падает его борода,
в напряжении застыли мускулы мощного тела,
грозен взгляд широко раскрытых глаз. Моисей -
человек вулканических страстей, прозорливый
мудрец. Во Флоренции Микеланджело не чувствовал себя в безопасности. В 1534 г. он покинул родной город и переехал в Рим, где по заказу папы Павла III написал на торцевой стене Сикстинской капеллы знаменитую фреску “Страшный суд” (1536-1541 гг.). На этой картине изображён суд Иисуса Христа. Картина полна страха, трагизма, отчаяния, безмерными человеческими страданиями. Но воля небес непреклонна и суд состоялся. Творение шестидесятилетнего Микеланджело вызвало резкое недовольство в церковных верхах. Папа Павел IV Караффа счёл это произведение непристойным, так как в нём было множество недостойных этой фрески фигур. Микеланджело было предложено заменить и переделать некоторые фигуры, что его ученик Даниеле де Вальтерра впоследствии и сделал. В последние десятилетия мастер
занимался только архитектурой и поэзией.
Творчество великого Микеланджело составило
целую эпоху и далеко опередило своё время, оно
сыграло грандиозную роль в мировом искусстве, а
также оказало влияние на формирование принципов
барокко. Моё мнение таково: Микеланджело – один из самых почитаемых мною скульпторов и художников. Мне очень нравятся картины и фрески мастера, так как они полны ярких, насыщенных красок. В них отражены все хорошие качества человека. Благодаря Микеланджело и Леонардо, население Италии и всего мира вспомнило, что такое искусство, и у них возник интерес к нему. Поэтому не любить Микеланджело нельзя. На иллюстрации: Микеланджело. Пьета |
|