Личность в истории


Михаил Манин

Микеланджело Буонаротти


Микеланджело Буонаротти – величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры.

Детство Микеланджело прошло в маленьком тосканском городке Капрезе близ Флоренции. Юность и годы учения он провёл во Флоренции. В художественной школе при дворе герцога Лоренцо Медичи ему открылась красота античного искусства, он общался с великими представителями гуманистической культуры. Во Флоренции были созданы все самые лучшие работы Микеланджело. Он похоронен во флорентийской церкви Санта-Кроче.

В 1496 г. он приехал в Рим, где к нему вскоре пришла слава. Самое известное произведение первого римского периода – “Пьета” (“Оплакивание Христа”) (1498-1501 гг.) . На коленях слишком юной для такого возраста Марии распростёрто безжизненное тело Христа. Горе матери светло и возвышенно, лишь в жесте левой руки словно выплёскивается наружу душевное страдание. Белый мрамор отполирован до блеска. В игре света и тени его поверхность кажется драгоценной. Лицо героя выражает несокрушимую волю.

Вернувшись во Флоренцию в 1501 г., Микеланджело взялся исполнить колоссальную мраморную статую Давида (1501-1504 гг.). Статуя достигает пяти с половиной метров высоты. Она олицетворяет безграничную мощь человека, несокрушимую волю и полноту физической и духовной силы. Оригинал статуи до сих пор хранится в музее Палаццо Веккьо во Флоренции.
   Микеланджело считал себя только скульптором, что, однако, не помешало ему быть и великим живописцем, и архитектором. Самое грандиозное произведение монументальной живописи Высокого Возрождения – роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, выполненная Микеланджело в 1508-1512 гг.

Гробница папы Юлия II могла бы стать вершиной в области скульптуры. Проект Микеланджело был смел и грациозен: сорок мраморных статуй должны были украшать мавзолей. Мастер взялся их изваять сам. Но гений своего времени не смог предотвратить свою задумку в жизнь из-за конфликта с наследниками папы. Из предназначенных для гробницы статуй до нас дошли “Скованный раб” - сильный коренастый юноша, который тщетно стремится освободиться от оков, и “Умирающий раб” - прекрасный юноша, который ожидает смерти как избавления от мук.

Также великолепна статуя древнееврейского пророка Моисея (1515-1516 гг.). Тугими извивающимися прядями падает его борода, в напряжении застыли мускулы мощного тела, грозен взгляд широко раскрытых глаз. Моисей - человек вулканических страстей, прозорливый мудрец.
   Многое в творчестве Микеланджело оставалось, либо неосуществлённым, либо незаконченным. Обладавший на редкость независимым, резким и прямым характером, он тем не менее был вынужден служить всесильным заказчикам. На папском престоле сменялись владыки, и каждый следовал собственным вкусам, династическим и личным интересам. В 1520 г. мастеру было поручено построить и украсить новую капеллу семьи Медичи, но из-за трагических событий 1520-х гг.( вторжение испанских войск на территорию Флоренции, террор в Италии, гибель друзей и сподвижников Микеланджело) проект был приостановлен. Однако, в 1831 г. Микеланджело возобновил прерванную работу над созданием капеллы, которая принадлежит к числу его самых замечательных произведений.

Во Флоренции Микеланджело не чувствовал себя в безопасности. В 1534 г. он покинул родной город и переехал в Рим, где по заказу папы Павла III написал на торцевой стене Сикстинской капеллы знаменитую фреску “Страшный суд” (1536-1541 гг.). На этой картине изображён суд Иисуса Христа. Картина полна страха, трагизма, отчаяния, безмерными человеческими страданиями. Но воля небес непреклонна и суд состоялся. Творение шестидесятилетнего Микеланджело вызвало резкое недовольство в церковных верхах. Папа Павел IV Караффа счёл это произведение непристойным, так как в нём было множество недостойных этой фрески фигур. Микеланджело было предложено заменить и переделать некоторые фигуры, что его ученик Даниеле де Вальтерра впоследствии и сделал.

В последние десятилетия мастер занимался только архитектурой и поэзией. Творчество великого Микеланджело составило целую эпоху и далеко опередило своё время, оно сыграло грандиозную роль в мировом искусстве, а также оказало влияние на формирование принципов барокко.
   Однако мнения историков относительно Микеланджело противоречивы. Большинство восторгались великим скульптурным, архитектурным и художественным даром мастера. То, как он чётко, естественно и красиво создаёт людей, действительно вызывало у них уважение. Неудивительно то, что в Италии было много поклонников Микеланджело. Некоторые из них были его друзьями. Противники искусства Микеланджело считали, что он создаёт свои произведения на одну тему (религиозную), поэтому в них нет разнообразия. “Его искусство однообразно, как вода в море”, - говорили они. Но никто, включая самого мастера, на них не обращал внимания.

Моё мнение таково: Микеланджело – один из самых почитаемых мною скульпторов и художников. Мне очень нравятся картины и фрески мастера, так как они полны ярких, насыщенных красок. В них отражены все хорошие качества человека. Благодаря Микеланджело и Леонардо, население Италии и всего мира вспомнило, что такое искусство, и у них возник интерес к нему. 

Поэтому не любить Микеланджело нельзя.

На иллюстрации: Микеланджело. Пьета


Оглавление


Hosted by uCoz