Музыка и Власть |
|
Полина Малышева Третий император |
|
"Обманутая Европа все это время судила об этом государе со слов его смертельных врагов или их подлых сторонников. Строгий суд истории, без сомнения, его упрекнет во многих ошибках, но та, которая его погубила, звалась - слабость" Н. М. Карамзин Благодаря крайне негативному – традиционному – освещению личности Петра Федоровича широко распространено мнение: император – идиот, пьяница, безбожник, государственной деятельностью не интересовался. Был врагом православия и вообще русского народа. За что и свергнут своей женой – бывшей принцессой Анхальт-Цербской, будущей Екатериной Великой. Эта точка зрения уже не раз ставилась, мягко говоря, под сомнение. Основная причина заблуждений – сведения о Петре Федоровиче получены из мемуаров Екатерины II, которые были написаны только для потомков. Как дальновидный политик, она обеспечила то мнение о себе, какое считала нужным. В результате – незапятнанный, прекрасный образ "матери Отечества", имя Великой, устоявшиеся выражение "Золотой век Екатерины". В результате – загубленные жизни мужа и сына, закрепощенные крестьяне и запорожцы. “Возведенная на престол заговором нескольких мятежников, она обогатила их на счет народа и унизила беспокойное наше дворянство…” (“Некоторые исторические замечания” А.С. Пушкин) Но это – присказка. Личность Петра Федоровича заслуживает всестороннего изучения. Он был интересным Человеком. Незаурядность его проявилась в нем и как в государственном деятеле. Свидетельство тому - прогрессивные реформы, намеченные за полгода его правления: 1) Была упразднена Тайная канцелярия - знаменитая секретная государственная полиция. 2) Петр объявил свободу вероисповедания для всех своих подданных: "пусть они молятся, кому хотят, но - не иметь их в поругании или в проклятии". Это был почти немыслимый для того времени шаг. Даже в просвещенной Европе еще не было полной свободы вероисповедания. 3) Отмена церковного надзора за личной жизнью подданных: "о грехе прелюбодейном не иметь никому осуждению, ибо и Христос не осуждал". 4) Реализуя принцип свободы совести, Петр прекратил преследования старообрядцев. 5) Освобождение всех монастырских крепостных. Монастырские имения подчинены гражданским коллегиям, отдана в вечное пользование бывшим монастырским крестьянам пахотная земля. Для содержания духовенства царь назначил "собственное жалование". 6) Петр позволил дворянам беспрепятственный выезд за границу. 7) Введение в Российской империи гласного суда. 8) Указ о "бессеребренности службы", запрещение преподносить сенаторам и государственным чиновникам подарки крестьянскими душами и государственными землями. Знаками поощрения высших чиновников должны были быть только ордена и медали. Несмотря на интенсивнейший график работы, император включил в свой распорядок дня посещение государственных учреждений (чиновники были в ужасе), воинские учения. Подобно Фридриху II Прусскому, кумиру многих европейских дворян, Петр Федорович любил все военное. Это дало его противникам повод для прозвища "голштинский солдафон" (ведь он был сыном герцога Голштейн-Готторпского Карла-Фридриха и наследственным герцогом). Солдафоном император не был, его характер никак нельзя назвать характером военного. Петр Федорович был слишком нерешителен, например, его поведение во время переворота – вместо естественных попыток удержать власть пытался договориться с заговорщиками. "На словах нисколько не страшился смерти, но на деле боялся всякой опасности". Даже открытые недоброжелатели Петра III – ученый-энциклопедист А.Т. Болотов, австрийский посланник Мерси-Аржанто отмечали привлекательные стороны его характера - жажду деятельности, неутомимость, доброту и доверчивость. Но воинские упражнения отнимали у императора не все свободное время. Известно, что Петр Федорович следил за современной ему литературой, регулярно дополнял родовую библиотеку понравившимися книгами. Еще он любил живопись, интересовался нумизматикой. Настоящей страстью, жизнью была скрипка. Петр Федорович не был виртуозом, но вкладывал всю душу в чистые ее звуки. Музыка была его миром, единственным уголком, где он нашел гармонию. Когда человек выражает свои чувства в музыке, его понять и узнать проще и верней. И мне сейчас кажется, что я Его поняла. На портрете: Император Петр III |
|