Легенды и суеверия


drok-jurnal.jpg (12353 bytes)

Дрок Никита

Огонь


Что не лечится лекарствами, 

лечится железом,

что не лечится железом, 

лечится огнем
Гиппократ

Огонь. Когда смотришь на огонь или воду ни о чем не хочется думать. Действительно, когда наблюдаешь за пляшушими огоньками, расслабляешься и чувствуешь тепло огня. Но как же появился огонь? Мифы о происхождении огня одни из самых распространенных, так как огонь - самый наглядный и универсальный признак выделения человека из животного царства. Чаще всего в мифах присутствует мотив похищения огня: некое существо, выполняющее функцию героя, похищает его у другого существа и отдает людям.

В одном из австралийских мифов говорится, что в давние времена единственным обладателем огня был зверек бандикут, который тщательно скрывал и никогда не расставался с тлеющей головешкой. Другие животные созвали совет: как отнять у него огонь? Это взялся сделать голубь, неожиданно бросившийся на бандикута; но тот, чтобы не дать украсть огонь, бросил головешку в реку. Сокол подхватил на лету головешку и бросил на берег. От нее загорелась сухая трава, и люди узнали значение огня. Есть и другая легенда: водяная крыса жила на реке Муррей и в своей большой хижине хранила огонь, на котором жарила ракушки. Она никому не давала огня. Но однажды, когда крыса собирала ракушки, искра огня взлетела в воздух, и ее подхватил маленький сокол Кирдика. Он поджег ею хижину водяной крысы и часть леса; вот почему там теперь голая равнина. С тех пор люди научились добывать огонь. Третий миф повествует о том, что в ревности люди не знали огня, они ели сырую пищу и мерзли от холода. А огонь был у двух женщин, которые не любили людей, и ревниво охраняли огонь. Один человек захотел заполучить огонь для людей. Он вошел в доверие к женщинам, сделал вид, что увлекся ими, вместе с ними кочевал, но однажды, улучив минуту, похитил горящую головешку, спрятал ее за пазухой и принес людям. Со временем этот человек в легендах превратился в маленькую птичку с красной меткой на хвосте - след огня.

В других мифах налицо мотив прецедента: кто-то научился добывать огонь трением двух деревяшек, и с тех пор люди это делают. В таком мотиве не было бы ничего мифологического, если бы этот прецедент не приписывался зачастую опять-таки птицам либо тотемическим предкам в птичьем облике. В некоторых австралийских мифах происхождение огня связывается с солнцем: люди отбили от него кусочек и так получили огонь.

В мифах африканских народов в числе других мотивов повторяется мотив получения огня от верховного существа - или тайком, или по доброй воле. В мифах индейцев Северной Америки особенно часто встречается мотив похищения: оно приписывается койоту, лани, бобру, кролику, лисице, мускусной крысе, ворону, дрозду (животные , обычно выступающие в роли народных героев). Сама техника похищения включает в себя одну характерную деталь: похититель отвлекает владельца огня при помощи пляски и пения. В других мифах похищение заменено поисками огня где-то в далекой стране, или добыванием огня с луны, от грома, или получением огня в качестве выкупа за ребенка.

Перед нами - яркий пример характерной черты мифологического мышления: выведение теперешней ситуации из ситуации прямо ей противоположной, существовавшей некогда. Если в реальной жизни обладание огнем одна из самых характерных черт, отличающих человека от животных, то в мифах предполагается ,наоборот, что было время, когда огнем владели животные, а люди его не имели.

В некоторых мифах, где фигурируют человеческие существа, первоначальное обладание огня приписывается женщинам, мужчины же получили его позже. В этих вариантах мифов об огне нашли отражение некоторые черты действительности: у всех древних народов хранительница домашнего огня - женщина.

Римская мифология олицетворяла неугасимый культовый огонь и огонь домашнего очага в виде огня богини Весты, греческая - как огонь богини Гестии. Но в греческой мифологии было и другое олицетворение огня - культурного и ремесленного: бог - кузнец Гефест (в италийской мифологии- Вулкан). В этом мифе мотив похищения огня радикально гуманизирован и окрашен моральной идеей, притом идеей богоборческой: боги ревниво берегут огонь для себя, не давая его людям, а друг и защитник людей - герой-титан Прометей похищает для них огонь с Олимпа. Обучает людей добыванию огня близкий образу Прометея герой древнего грузинского эпоса - Амирани.

Олицетворение огня и его культ несомненно вырастали из разных корней: огонь как спутник и помощник человека в борьбе с хищными зверями; огонь как очищающая и целительная сила; огонь как грозная и опасная стихия; огонь домашнего очага; огонь как символ и покровитель семьи.


Оглавление


Hosted by uCoz