Музы в гостях у Клио |
|
Полина Малышева Скальдическя поэзия |
|
Формирование и расцвет скальдического искусства приходятся на эпоху викингов (начало IX – середина XI веков). Позднее скальдика сохранилась в основном в далекой Исландии. Начальные формы этого искусства – мифо-эпические родословные (то же, что и позднейшие «перечни предков» в сагах о древних временах, а затем в исландских «родовых сагах»). Цель скальдической генеалогии – восхваление перед окружающими тут же присутствовавшего и влиявшего на дальнейшую судьбу скальда вождя. Искусство скальда заключалось в умении соединить в целое и «перенести» на прославляемого известные эпические сюжеты. Новой ступенью искусства скальдики стала хвалебная песнь (драпа), посвященная не человеку, а его атрибуту, подарку. Происходил обмен: получивший подарок, например оружие, был обязан сложить песнь, в чем-то уравняв дарителя с изображенным на щите мифическим персонажем. Развивая и мифологическое, и эпическое начала, скальдика создала новый, ведущий оригинальный жанр, рассчитанный только на заказчика в окружении его дружины. Это – хвалебная песнь «драпа». Она приняла особую ритмическую форму, скальдический размер drottrvaett. Ритмика дротткветта, его особенности (например, переплетение фраз, незнакомое эддической поэзии) объясняются условиями исполнения песни: дружина, вместе со скальдом, поет хвалу вождю, выделяя инициативу певца. Драпы должны были соответствовать не только закрепленному традицией стереотипу, фактическая основа должна была быть общеизвестной и в точности соответствовать деяниям вождя и его дружины. Скальд не имел права приписать кому-нибудь подвиги, которые не были совершены: в глазах слушателей это являлось не восхвалением, а нестерпимой насмешкой. Поэтому содержание песен довольно однообразно, оно сводится к традиционным описаниям битв и походов. Эта норма делала необходимым совершенствование индивидуального поэтического мастерства. Скальд должен был придать стандартному содержанию неповторимую и в то же время понятную для слушателей форму. Поэтому – такая изощренная сложность средств: иносказания (кеннинги), фразеология, переплетение выражений. Постепенно произошло смещение акцента в сторону реальной человеческой личности. (Автор – скальд, посредник между жизнью и мифом – жизненные обстоятельства – внутренний мир скальда.) Субъективный элемент стал основой самостоятельного жанра, который называют causar visur – отдельные висы, «стихи к случаю». Их – великое множество. Скальдика запечатлела широкий спектр человеческих переживаний. |
|