Легенды и суеверия |
|||||||||||||||||||||||||
Никита Дрок Мифология и религиозные воззрения Скандинавии эпохи Викингов |
|||||||||||||||||||||||||
Скандинавская мифология изучена благодаря тому, что существуют литературные источники, дошедшие до нас вследствие поздней христианизации Скандинавии, а также бережного сохранения дохристианской культурной традиции в Исландии до т.н. исландского возрождения XIII века. Систематические данные имеются по скандинавской мифологии последних столетий до принятия скандинавскими народами христианства. Главные источники: поэтическая "Старшая Эдда" - сборник мифологических и исторических "песен", дошедший в исландской рукописи II-ой половины XIII века (т.н. Codex Regius 2365) и прозаическая "Младшая Эдда" - учебник поэтического искусства скальдов, составленный тоже в XIII веке исландцем Снорри Стурлусоном и содержащий образцы поэзии скальдов начиная с IX века, расшифровку скальдических мифологических иносказаний (кённингов) и обзор самой мифологии : отголоски самой мифологии имеются и в составленой Снорри исторической хронике "Хеймскригла" ("Круг земной "), где изложена легендарная история норвежских и некоторых шведских королей (т.н. Сага об Инглингах). Пространственная "модель мира" скандинавской эддической мифологической системы включает "горизонтальной" и "вертикальной" проекции. Горизонтальная проеция антропоцентрична и построена на противопоставлении обитаемого людьми и занимающего центральную, освоеную часть земли (Мидгард) пустынной , каменистой и холодной окраине земли (Утгард, Етунхейм), населённой великанами (ётунами), а также находящемуся вокруг земли Океану , где живёт чудовище Мировой змей Ёрмуганд (его второе имя - змей Мидгарда). Основу вертикальной космической проекции составляет мировое древо- ясень Игдрассиль. Оно связывает землю, где живут люди (Мидгард), с небом, где находятся боги (Асгард) и где помещается своеобразный "рай" для падших воинов (Вальхалла), а главное, с подземным миром где находятся царство мертвых- Хель,("низ" и "север" отождествляются, существует даже проклятие - Nordur og nidur (На север и вниз.)) и разнообразные водные источники (Источник мудрости Урд). Фактически Хель является центром, в точке которого совпадают вертикальная и горизонтальная картины мира. Горизонтальная и вертикальная картины мира. Вертикальная схема противопоставляет богов и людей; Асгард и Нифльхейм; небесный валькирий и норн, богинь судьбы, живущих у подножия Мирового дерева Игдрассиль. В первой песни "Старшей Эдды" Вельва (провидица, с которой беседует Один) вспоминает.
Вообще девять - число, священное для скандинавской мифологии, как и число три, лежащее в его основе. В более поздней редакции "Младшей Эдды" четкость вертикальной проекции смазывается, более значимую роль начинает играть средний уровень мироздания (Мидгард). Как вертикальную, так и горизонтальную картины мира сопровождает серия мифологических животных. В горизонтальной проекции это: Мировой змей Ермунганд, Мировой волк Фенрир, дракон Фафнир и т.д. В вертикальной проекции: дракон Нидхегг, живущий у корней мирового древа Игдрассиль, четыре оленя, объедающие его листья, вороны, сидящие на его верхушке. Кроме дерева Игдрассиль, вертикальная проекция знает также Бифрост - радужный мост, соединяющий землю и небо. Скандинавская мифология делится на космогоническую и эсхатологическую (мифы сотворения и конца мира соответственно). Возникновение мира рисуется как преобразование Хаоса в Космос.
Первые боги (сыны великана Бора) устраивают Мидгард - серединный мир.
Три бога - аса оживляют древесных прообразов людей - Аскура и Эмблу, которые и должны населять серединный мир - Мидгард. Далее боги обуздывают чудовищ: Мирового Змея Ермунганда, волка Фенрира адского пса Гарма и великаншу Хель - владычицу царства мертвых. Но и боги и чудовища знают, что с приближением конца мира эти чудовища неизбежно должны вырваться на волю. За "золотым веком" следует война богов - асов и ванов, затем убийство светлого бога - Бальдра, любимца богов.
Нарушаются обеты, моральные нормы, возникают распри родов, наступает трехлетняя стужа.
Начинается Рагнарек (Рагнради) - последняя битва богов.
Боги и чудовища убивают друг друга, мир гибнет в пожаре и наводнении
Старый мир гибнет, но из царства мертвых возвращаются и воскресают молодые боги, а в дупле сломанного Мирового древа спрятались мужчина и женщина. Мир возрождается, возрождается жизнь.
Такова картина мира в древнескандинавской мифологии. Таковы воззрения на происхождение и судьбы мира. На иллюстрации: Один на Слейпнире. |
|||||||||||||||||||||||||