Легенды и суеверия


drok-jurnal.jpg (12353 bytes)

Никита Дрок

Мифология и религиозные воззрения Скандинавии эпохи Викингов


Скандинавская мифология изучена благодаря тому, что существуют литературные источники, дошедшие до нас вследствие поздней христианизации Скандинавии, а также бережного сохранения дохристианской культурной традиции в Исландии до т.н. исландского возрождения XIII века. 

Систематические данные имеются по скандинавской мифологии последних столетий до принятия скандинавскими народами христианства. Главные источники: поэтическая "Старшая Эдда" - сборник мифологических и исторических "песен", дошедший в исландской рукописи II-ой половины XIII века (т.н. Codex Regius 2365) и прозаическая "Младшая Эдда" - учебник поэтического искусства скальдов, составленный тоже в XIII веке исландцем Снорри Стурлусоном и содержащий образцы поэзии скальдов начиная с IX века, расшифровку скальдических мифологических иносказаний (кённингов) и обзор самой мифологии : отголоски самой мифологии имеются и в составленой Снорри исторической хронике "Хеймскригла" ("Круг земной "), где изложена легендарная история норвежских и некоторых шведских королей (т.н. Сага об Инглингах). 

Пространственная "модель мира" скандинавской эддической мифологической системы включает "горизонтальной" и "вертикальной" проекции. Горизонтальная проеция антропоцентрична и построена на противопоставлении обитаемого людьми и занимающего центральную, освоеную часть земли (Мидгард) пустынной , каменистой и холодной окраине земли (Утгард, Етунхейм), населённой великанами (ётунами), а также находящемуся вокруг земли Океану , где живёт чудовище Мировой змей Ёрмуганд (его второе имя - змей Мидгарда). 

Основу вертикальной космической проекции составляет мировое древо- ясень Игдрассиль. Оно связывает землю, где живут люди (Мидгард), с небом, где находятся боги (Асгард) и где помещается своеобразный "рай" для падших воинов (Вальхалла), а главное, с подземным миром где находятся царство мертвых- Хель,("низ" и "север" отождествляются, существует даже проклятие - Nordur og nidur (На север и вниз.)) и разнообразные водные источники (Источник мудрости Урд). Фактически Хель является центром, в точке которого совпадают вертикальная и горизонтальная картины мира. Горизонтальная и вертикальная картины мира. 

Вертикальная схема противопоставляет богов и людей; Асгард и Нифльхейм; небесный валькирий и норн, богинь судьбы, живущих у подножия Мирового дерева Игдрассиль. В первой песни "Старшей Эдды" Вельва (провидица, с которой беседует Один) вспоминает.

Девять было миров
Все девять
От древа предела
Корни земные.
(Прорицания Вельвы).

Вообще девять - число, священное для скандинавской мифологии, как и число три, лежащее в его основе. В более поздней редакции "Младшей Эдды" четкость вертикальной проекции смазывается, более значимую роль начинает играть средний уровень мироздания (Мидгард). Как вертикальную, так и горизонтальную картины мира сопровождает серия мифологических животных. 

В горизонтальной проекции это: Мировой змей Ермунганд, Мировой волк Фенрир, дракон Фафнир и т.д. В вертикальной проекции: дракон Нидхегг, живущий у корней мирового древа Игдрассиль, четыре оленя, объедающие его листья, вороны, сидящие на его верхушке. Кроме дерева Игдрассиль, вертикальная проекция знает также Бифрост - радужный мост, соединяющий землю и небо. 

Скандинавская мифология делится на космогоническую и эсхатологическую (мифы сотворения и конца мира соответственно). Возникновение мира рисуется как преобразование Хаоса в Космос.

В начале не было
(Был только Имир)
ни берега моря,
ни волн студеных,
ни тверди снизу,
ни неба сверху.
ни трав зеленых -
только бездна зевала.
(Прорицания Вельвы).

Первые боги (сыны великана Бора) устраивают Мидгард - серединный мир.

Опрыски Бора
Подняли сушу,
Мир серединный
Воздвигли дивный -
Солнце сияло
С юга на скалы,
Зеленью землю
Злаки покрыли.
(Прорицания Вельвы).

Три бога - аса оживляют древесных прообразов людей - Аскура и Эмблу, которые и должны населять серединный мир - Мидгард. Далее боги обуздывают чудовищ: Мирового Змея Ермунганда, волка Фенрира адского пса Гарма и великаншу Хель - владычицу царства мертвых. Но и боги и чудовища знают, что с приближением конца мира эти чудовища неизбежно должны вырваться на волю. За "золотым веком" следует война богов - асов и ванов, затем убийство светлого бога - Бальдра, любимца богов.

Я же провидела
Истекшего кровью
Отпрыска Одина
Бальдра судьбину -
Тот, прораставший
Тонкий и долгий
Красивый на поле
Омелы побег,
Он, смертоносный,
Я знала, будет,
Причиной печали -
Метнул его Херд.
(Прорицания Вельвы).

Нарушаются обеты, моральные нормы, возникают распри родов, наступает трехлетняя стужа.

Пропел Гьяллархорн
Кончину мира
Хеймдалль трубит
Рог поднимает
Дрогнул Игдрассиль
Ясень трепещет,
Трещит сердцевина.
(Прорицания Вельвы).

Начинается Рагнарек (Рагнради) - последняя битва богов.

Хрюм с востока
Идет щитоносный
Ермунганд змей
Злобно клубится
Хвостом бьет море;
Орел клекочет;
Нагльфар плывет -
Вот Гарм залаял
Там, в Гнипахеллире
Привязь не выдержит,
Вырвется жадный!
Все-то мне ведомо,
Я, вещая, вижу
Богов могучих
Последнюю битву.
(Прорицания Вельвы).

Боги и чудовища убивают друг друга, мир гибнет в пожаре и наводнении

Солнце затмилось
Земля утонула,
Срываются с неба
Светлые звезды,
Огонь извергается
Жизни кормилец,
Он жаром пышет,
Аж в самое небо.
(Прорицания Вельвы).

Старый мир гибнет, но из царства мертвых возвращаются и воскресают молодые боги, а в дупле сломанного Мирового древа спрятались мужчина и женщина. Мир возрождается, возрождается жизнь.

И вот она видит:
Время настало -
Суша из моря
Восстала зеленая,
Воды текут,
Орлан по-над ними
Летает и рыбу
Высматривает;
Сходятся асы
На Идавелль поле
О змее всесветном
Ведут беседы,
О прошлых делах
Вспоминают, о славных,
О древних рунах
Громогласного бога.
(Прорицания Вельвы).

Такова картина мира в древнескандинавской мифологии. Таковы воззрения на происхождение и судьбы мира. 

На иллюстрации: Один на Слейпнире.


Оглавление


Hosted by uCoz