Взгляд историка


anton-vict-1.jpg (27449 bytes)

Антон Викторович Кудрявцев

Педагогические идеи речей Высокого


Гибнут стада,
родня умирает,
и смертен ты сам;
но смерти не ведает
громкая слава
деяний достойных.
Речи Высокого

Каждая эпоха, каждая цивилизация имеет свой личностный идеал. Суровая природа Скандинавии, бескомпромиссная жестокая борьба за существование во многом определили суровые нравы людей, населявших северные земли. 

"Речи Высокого", самая длинная песнь "Старшей Эдды", включает в себя свод суждений на темы житейской мудрости, а также поучений, которые даются Лоддфафниру.

Не будем полемизировать здесь с исследователями, считающими, что значительная часть строф песни не имеет отношения к Одину. Ведь Генрих Шлиман поверил легендарному слепому певцу Гомеру и, пользуясь лишь указаниями поэмы “Илиада”, нашел, считавшуюся до него мифической, Трою. Попробуем представить себе, что словами "Речи Высокого" с нами из глубины веков говорит сам Один, чтобы понять, каким должен был быть человек той далекой эпохи, ибо не для ётунов, а для людей были произнесены эти речи. Быть может то, чему учил Один, окажется полезным и для нас.

Наравне с огнем, согревающим в холодных северных краях, и солнцем, дарующим всему живому свет и тепло, учит Высокий ценить здоровье и здоровый образ жизни:

Драгоценен огонь
для сынов человека
и солнца сиянье;
если телом ты здрав,
то здоровье, а также
жизнь без порока.

Среди подстерегающих опасностей человек быть осторожным и осмотрительным:

Прежде чем в дом
войдешь, все входы
ты осмотри,
ты огляди, -
ибо как знать,
в этом жилище
недругов нет ли.
Муж не должен
хотя бы на миг
отходить от оружья;
ибо как знать,
когда на пути
копье пригодится.

В то же время трусы не по душе конунгу Валгаллы:

Осторожным быть должен
конунга отпрыск
и смелым в сраженье;
каждый да будет
весел и добр
до часа кончины.

Из сияющих светом перины змея палат владыки Асгарда звучит гимн разуму, человеческой мудрости:

Счастливы те,
кто в жизни славны
разумом добрым;
неладный совет
часто найдешь
у другого в груди.
Нету в пути
драгоценней ноши,
чем мудрость житейская,
дороже сокровищ
она на чужбине -
то бедных богатство.

В вещих словах Владыки вязов плясок валькирий оживают мужественные, верные, гордые воины, знающие цену человеческой дружбе, чтящие законы гостеприимства:

Путь неблизок
к другу плохому,
хоть двор его рядом;
а к доброму другу
дорога пряма,
хоть далек его двор.
Гостю вода
нужна и ручник,
приглашенье учтивое,
надо приветливо
речь повести
и выслушать гостя.

Не только отважным воином, но и хорошим хозяином, рачительным, бережливым, должен был быть тот, кто хотел бы заслужить почет среди людей и похвалу Отца павших дружин:

Мера бересты
и балок для кровли
известна хозяину,
и сколько потребно
в полгода поленьев
сжигать в очаге.
Пиво пей у огня,
по льду скользи,
коня купи тощего,
меч - заржавелый,
корми коня дома,
а пса - у чужих.

Чтобы хозяйство было крепким, день хозяин должен был начинать рано и трудиться без устали:

Рано встает,
кто без подмоги
к труду приступает;
утром дремота
работе помеха -
кто бодр, тот богат.

Один учит гордиться своим хозяйством, мало оно было или велико, которое по его мнению надежнее богатства:

Пусть невелик
твой дом, но твой он,
и в нем ты владыка;
кровью исходит
сердце у тех,
кто просит подачек
У Фитьюнга были
сыны богачами
и бедность изведали;
может внезапно
исчезнуть достаток -
друг он неверный.

Проводя немало времени в трудах и битвах, древние скандинавы любили попировать и знали толк в яствах. Поэтому умение вести себя на пиру было качеством, необходимым как при жизни, так и после смерти (павших в битвах героев валькирии призывали к Одину, где они вечно пировали и предавались воинским потехам). Один говорит:

Без толку жадный
старается жрать
себе на погибель;
смеются порой
над утробой глупца
на пиршестве мудрых.
Знают стада,
что срок наступил
покинуть им пастбища;
а кто неумен,
меры не знает,
живот набивая.

Жители Мидгарда, как впрочем и светлые асы, знали толк в хорошем пиве, занимавшем важное место в ежедневном рационе питания. Но пиво обладает и свойством опьянять человека, лишая голову разума, а руку верности. И зная на собственном опыте коварство ячменного напитка, Высокий предупреждает об умеренности в питии пива (хорошо бы, чтобы люди получше прислушивались к его словам!):

Меньше от пива
пользы бывает,
чем думают многие;
чем больше ты пьешь,
тем меньше покорен
твой разум тебе.

Итак, подытоживая наши наблюдения, можно сделать вывод о том, что кровожадный викинг в рогатом шлеме, ценящий лишь острый меч и крепкий кулак, жадный до чужого добра обжора и пьяница столь же мало напоминает образ древнего скандинава, как анекдотический Вовочка рядового школьника. Можно говорить о гармоничном характере воспитанности скандинава, мера, главным принципом которой является МЕРА - соответствие внутреннего мира человека окружающим его природе и обществу. Не к насилию - этому казалось бы главному средству решения всех жизненных проблем в эпоху раннего Средневековья, а к мудрости и справедливости призывает человека обращаться в трудную минуту Один.

Весьма любопытным является представление Одина о справедливости. Он разрешает отвечать злом на зло, советует за обман воздавать обманом. Интересно, что ответил бы Хозяин Валгаллы тому, кто заповедал в ответ на удар по одной щеке подставить другую? Не следует спешить обвинять Высокого, а вместе с ним и Асгард и Мидгард в примитивности понимания человеческих взаимоотношений. Быть может в словах Высокого звучит призыв к ответственности за свои поступки по отношению к другим людям.

"Речи Высокого" интересны не только своим нравоучительным содержанием. Они дают представления и о том, какими методами пользовались древние воспитатели. Пользуясь современными понятиями можно сказать, что "методическая палитра" Одина, выступающего в качестве воспитателя, достаточно разнообразна. Присутствует метод объяснения в его классическом виде: "делай так-то, потому, что...":

Ум надобен тем,
кто далеко забрел, -
дома все тебе ведомо;
насмешливо будут
глядеть на невежду,
средь мудрых сидящего.

Использует Один и иллюстративный метод, для пояснения своих мыслей, пользуясь яркими и запоминающимися образами:

Вытянув шею,
орел озирает
древнее море;
так смотрит муж,
в чуждой толпе
защиты не знающий.

Очень важен среди методов воспитания, применяемых Одином, и личный пример, причем не всегда этот пример позитивен:

Пьяным я был,
слишком напился
у мудрого Фьялара...

Обращает на себя внимание рефрен - обращение к Лоддфафниру:

Советы мои,
Лоддфафнир, слушай,
на пользу их примешь,
коль ты их поймешь...

Не на простое запоминание надеется Один и не на силу своего авторитета. Он обращает внимание Лоддфафнира, а вместе с ним и наше, на СМЫСЛ сказанного, настойчиво повторяя, что только правильно понятые советы могут быть полезны.

Наверное не все советы и поучения могучего властелина Валгаллы могут быть непосредственно применены в практике современных воспитателей и учителей, и все же многое в речах Одина и сегодня ценно для нас, ибо мудрость, щедрость и умеренность, справедливость и честь, сила и мужество так же необходимы в наши дни как и в далекие времена, когда звучали для людей Речи Высокого.


Оглавление


Hosted by uCoz