Гость журнала |
|
Ирина Жукова Беседы с Марией Семёновой |
|
«Вы прочитали «Волкодава»?! И чувствуете себя сильнее?! Значит, я не зря копчу небо!..»
"Монолог свихнувшегося человека" Сначала было фэнтези В начале 90-х годов на нас пошел вал переводной фэнтези, а инженерам, увы, стало нечего кушать. И когда мне предложили делать переводы с английского, я согласилась. Заказчикам понравилось, взяли меня в штат. Но ни одну из переведенных мною книг, я не подписала своим именем. Взяла себе псевдоним - Трубицына. Потому что все это была жуткая макулатура. Я к тому времени отсидела 20 лет в Публичке, и приблизилась к пониманию древнего человека. Боги, чародеи, чудеса были для наших дальних предков реальной жизнью. А все персонажи западной фэнтези просто сдернуты с американской улицы. Часто я переводила книгу, ни разу не заглянув в словарь. Так примитивно она была написана. Скрежеща зубами, я трудилась и во мне зрело злобное чувство - Западная Европа по пятому разу переваривает Толкиена, а как мы имеем богатейшую, ни с чем не сравнимую История и сидим на ней как клуши. И я решила - ну, я вам всем покажу! К этому времени у меня уже было написано несколько книг. Но издательства долго не хотели их печатать. У нас, дескать, есть поток, который хорошо идет. Кому надо про этих славян? Давай, мол, про гоблинов. Первая моя книга вышла тиражом 15 тысяч экземпляров - на пробу. И вдруг оказалось, что наши читатели хотят знать о своих предках! К тому же, литературные достоинства книги, написанной по-русски, не сравнить даже с хорошим переводом. Так я чуть-чуть приоткрыла дверь для других авторов. И в роли родоначальник русской фэнтези чувствую себя хорошо. Хотя и сейчас появляются совершенно кошмарные квазиславянские книги. Но это уж не по моей вине.
Меня часто спрашивают, как это у вас появился интерес к исторической теме? Наверное, все дело в том, что нам плохо преподавали историю. Я воспринимала ее как аморфное черно- серое пятно с прожилками крови, стекающей с плахи. В самом деле, все интересные исторические герои, вместо того, чтобы скинуть тирана и жениться на красавице, кончали жизнь ужасно - кто на плахе, кто в Сибири. Прочитать эти книги еще можно было, но вот поиграть в это никакого желания не возникало. Отец с трех лет учил меня английскому языку, поэтому у меня была возможность читать западные романы. Я наткнулась на викингов. Это так вкусно было написано! Стала читать о викингах все, что попадалось. Но тут клубился какой-то туман. О древних славянах было известно только то, что викинги к ним приезжали. А где же жизня?! Что же тут шуршало и дышало?! Начала читать нашу историческую литературу, и она меня очень насторожила. Получалось, что в девятом веке, когда викинги создавали свое военное государство, славяне уже мечтали построить Советский Союз. Это казалось мне очень странным, хотя я и была правоверной пионеркой и комсомолкой. А научные статьи были написаны так скучно! И совершенно не могли зацепить эмоционально. Тогда я поняла - должен прийти кто-то свихнутый, вроде меня, и показать романтику истории.
Видимо, у меня такой индивидуальный свих мозгов: если меня что-то цепляет, я начинаю раскручивать свое на эту тему. Так я начала писать истории, в которых герои побеждали злодеев и женились на красавицах. Духовных озарений на меня не снисходило, берестяных грамот я из-под пола не извлекала. Все, что я знаю об истории, измеряется просиженными в библиотеке штанами. Ведь я выросла в семье ученых и знаю, где и как брать информацию. Когда я начала заниматься историей, меня совершенно потрясло, что на одно и тоже событие существует несколько точек зрения. И ни про одну из них нельзя сказать, что она неправильна. Каждая имеет свой ряд доказательств. Существует пять версий происхождения варягов - и все вроде бы верны.
Замечу, литературное творчество в нашей семье никогда не рассматривалось как серьезное занятие. И то, что писательство может стать главным делом моей жизни, моим хлебом с маслом - об этом не могло быть и речи. В итоге я поступила в ЛИАП, благополучно окончила его в 1982 году и ровно 10 лет отработала инженером по вычислительной технике. Но сердцу не прикажешь! Вся "Лебединая дорога" была написана на лекциях. Когда в 1989-м я умудрилась схватить первую премию на конкурсе детской книги, а через год вступить в Союз писателей, мои родители подумали: «А вдруг это серьезно?» И смирились.
"Волкодав" сразу был задуман минимум как трилогия. Но я специально закончила первую часть как отдельную книгу. Скажут, что понравилось - начну писать продолжение. Но я не планирую сделать из "Волкодава" огромный сериал. Когда я начала писать третью, завершающую книгу, у меня возникла мысль вернуться назад, и написать историю о том, как после каменоломни Волкодава учила кан-киро удивительная бабулька. Это же интересно! "Волкодав" написан как полемика с примитивным "Конаном-Варваром". Мне интересно было, какие вещи переворачивали его духовно?! Принято считать, что только крутым мужикам нравится читать о крутых мужиках. А я видела, как в метро заморенная домохозяйка, облепленная сумками и детьми, с упоением читала "Конана-Варвара". Она чувствовала себя красавицей, которую спасает герой. Уверена - кто-то видит себя в Волкодаве. Многие девчонки говорят: «Валькирия - это я!» А ведь она не красавица, у нее и прыщик на носу, и еще что-то не так... Но счастья-то всем хочется! Когда один мой знакомый серьезно заболел, его родственница сказала ему: "Я тебе лечебную книгу принесу - "Волкодав" называется!" И я думаю, если хоть одному человеку полегчает, оттого, что он прочитал "Волкодава", значит, я не зря небо копчу.
Обычно за книгу весь спрос с автора. А на самом деле, как только ты приносишь рукопись в издательство, в нее вцепляется туча «клопов». Представьте, сидит редакторская дура, которая на диван не помещается, и диктует, как должна выглядеть боевая сцена в моем романе! В "Мече мертвых" у меня есть строчка "звери покидали свои ловища" Ловища - то есть, места охоты! А она правит - "логовища". В общем, звери ушли из своих нор, а следом улетели перелетные бобры! Но я добилась, чтобы через мою голову не делалась никакая правка. Хотя редактор издательства убегал от меня по коридору с криком: «Только не бить!». А после выхода "Меча мертвых" я отказалась от авторских экземпляров и не подписала ни одной книжки.
Мне часто говорят, что у меня, дескать, мозги мужские. Признаюсь, в детстве я мечтала быть мальчишкой - ведь столько удовольствий! Заборы, лужи, велосипед... И я думаю, плоха та девочка, которая об этом не мечтает. Я считаю, что у мужчин и у женщин должны быть свои сильные стороны, которые они должны развивать и поддерживать друг в друге. Как говорил мой учитель айкидо: "Если ты выше противника - это твое преимущество. Если ты ниже - это тоже твое преимущество".
Издательство "Азбука" решило выпустить серию "Мир Волкодава". Они почему-то считают великой суперзадачей придумать новый мир. А что здесь такого? Ну, не устраивает тебя реальность, измени ее. Сделай две луны, насели мир народами - какими хочешь. Но они, видимо, решили себя не утруждать. И хотя я чувствовала какой-то нехороший фон, но, тем не менее, пустила попастись в свой мир писателей, которых я знаю, как людей способных. И тут началось светопреставление. Ничего у меня не спросив, все они - кроме Павла Молитвина - переврали и географию, и историю. И сдали свои книги в издательство, наврав, что я их одобрила. После этого я меньше стала верить людям.
Мария Васильевна Семенова - человек весьма скромный. Но страшно азартный и увлекающийся. Когда она была студенткой, то практически самостоятельно построила небольшой драккар «Слейпнир», ходила на парусной яхте по Финскому заливу. Дома у нее стоит компьютер, который она «сочинила» сама. Еще в те времена, когда любой простенький комп был ужасно дорогущим удовольствием. Имеется у нее и куча всяких технических прибамбасов - если чего сломается, сама и починит. Когда Маша писала «Волкодава», то внезапно обнаружила - «уровень требовавшихся драк превысил критическую массу... и по учебнику самбо это описывать несерьезно!» Пошла заниматься айкидо. И достигла в этом виде борьбы знатных высот. Хотя утверждает обратное. Но мы-то видим - ее герои дерутся не понарошку! Обожает лошадей. Классно сидит в седле и так же здорово скачет - хоть галопом, хоть рысью. Но главное увлечение Марии Семеновой - это творчество! Можно сказать, что буквально с детства она решительно готовилась к занятию литературой. Правда, не всегда осознанно. Но главное - результат получился отличный. 1 ноября у Марии Васильевны день рождения. И мы ее дружно поздравляем и желаем всегда оставаться Мастером. Беседовала Ирина Жукова |
|