Музы в гостях у Клио |
|
Ксения Гриневская Девять Муз |
|
Musa gloriam coronat, gloriaque musam. В своей первой статье я хотела бы рассказать о замечательных «созданиях» греческой мифологии – о музах. Именно им, согласно легендам и историям Древней Греции, вера в которые живёт и не увядает по сей день, обязаны успехами и вдохновением творческие личности, живущие и когда-либо жившие на земле. Музы (греч. «мыслящие») – в греческой мифологии богини – покровительницы искусств и наук, дочери верховного бога Зевса и богини памяти Мнемозины. Каждая из девяти Муз «ведает» определённой областью творчества: 1. Клио – муза истории, её атрибуты – свиток и палочка для письма. Эта муза «дарует славу» тем, кого она заносит в свой свиток; 2. Каллиопа – муза эпической поэзии и знания, изображалась с дощечкой и резцом; 3. Эрато – муза лирической поэзии, её атрибут – лира; 4. Эвтерпа сопровождает лирическую песнь звуками своей флейты; 5. Терпсихора – муза танца и хорового пения, в её руке лира и плектр (приспособление для игры на щипковых инструментах); 6. Мельпомена – муза трагедии, её атрибут – трагическая маска; 7. Талия – муза комедии, её атрибут – комическая маска; 8. Полигимния –муза гимнической поэзии, изображается со свитком в руке; 9. Урания покровительствует астрономии, её атрибуты – небесный свод и циркуль. Музы выступают под предводительством бога Аполлона, одно из имён которого – Мусагет, что означает «Предводитель Муз». Музы помогают творческим людям – певцам, музыкантам, писателям, вдохновляют на творчество, придают убедительность и силу воздействия их творениям. По одной из легенд, величайший из певцов Орфей, чьё искусство обладало магической властью над людьми, природой и самими богами, был сыном одной из муз – Каллиопы. Считалось, что вдохновенный рапсод («слагающий», «сшивающий» песнь) – древнегреческий странствующий певец-музыкант, исполнитель эпических поэм, аккомпанирующий себе на лире или другом щипковом инструменте, иногда сопровождающий своё выступление танцем, – это человек, «схваченный музами», творящий под их воздействием, «забывая о себе в священном исступлении». Приступая к сочинительству, певцы обращались к музе с просьбой, чтобы она сама говорила и пела их устами. Такими призывами начинаются обе поэмы Гомера – «Илиада» и «Одиссея». В греческом искусстве музы часто изображались участвующими в том или ином мифологическом событии, на мозаиках в пиршественных залах, в оформлении театров. Изображение их атрибутов помещалось на саркофагах. Образ музы – покровительницы художников продолжает жить в искусстве Возрождения и Нового времени. О.А. Кипренский на заднем плане портрета А.С.Пушкина изображает статуэтку музы с лирой, известна картина художника-примитивиста А.Руссо «Поэт и его муза». Образ музы постоянно возникает в стихах западноевропейских и русских поэтов: Неужто музе не хватает темы, Когда ты можешь столько подарить Чудесных дум, которые не все мы Достойны на бумаге повторить… У.Шекспир Дань музам отдаёт и А.С.Пушкин во многих своих произведениях, например, в поэме «Евгений Онегин»: Но там, где Мельпомены бурной Протяжный раздаётся вой, Где машет мантией мишурной Она пред хладною толпой, Где Талия тихонько дремлет И плескам дружеским не внемлет, Где Терпсихоре лишь одной Дивится зритель молодой (Что было также в прежни леты, Во время ваше и моё), Не обратились на неё Ни дам ревнивые лорнеты, трубки модных знатоков Из лож и кресельных рядов В переносном смысле музой того или иного творца часто называют реальную женщину, которая играет в его жизни особую роль, пробуждает творческое вдохновение. Поскольку людям, рождённым для творчества, всегда нужен «объект» вдохновения, музы будут существовать, пока существуют творцы, и неважно, будет ли муза богиней, аллегорией, или реальным человеком. Но порой, поверьте мне на слово, писателям и поэтам совсем не хочется слушать музу, но волшебные силы потому и волшебные, что перед ними невозможно устоять… Непостоянной Музе Оставь меня, оставь меня, Я горевать уже не в силах. Ты за чертой былого дня Навеки сердцу отоснилась. Оставь меня, я не могу… Томилось сердце очень мило, И я навеки сберегу То чувство, что меня сгубило… Оставь меня, иди к другой, Иди к другой душе и песне. Но неба ситец голубой Не будет детских слёз чудесней. Оставь меня, не надо слов. Мой голос стал теперь взрослее. Мои стихи – печальный зов Для тех, кто любит и жалеет. Навеки сердцу отоснилась Ты за чертой былого дня. Я горевать уже не в силах. Оставь меня, оставь меня… Но муза моя, вопреки моим просьбам, уходить не хочет, поэтому я могу оставить вас совсем ненадолго – до следующего номера нашего журнала. До новых «Времён»! |
|