На полях сражений


koschitz-jurnal-1.jpg (8346 bytes)

Кошиц Иван

Русско-турецкая война

1877-1878 годов


Из-за проигрыша в Крымской войне 1853-1855 Россия лишалась права иметь крепости и флот на Черном море. 

Страна оказалась на юге без крепостей и флота. Огромная страна уподобилась рыцарю, который выехал на битву, закованый в доспехи лишь на половину… Положение проигравших вынуждало терпеть. 

Вследствие бедственного положения дел на флоте адмирал Ф. П. Врангель предложил строить гражданские паровые суда, которые в случае военных действий, можно было бы использовать в военных целях и в 1857 году появился РОПиТ (Русское общество пароходства и торговли) истинным хозяином которого было военное ведомство. Корабли РОПиТ отличались хорошей скоростью и водоизмещением на них служили отставные военные моряки. 

Но и РОПиТ не решал проблему, какими хорошими ходоками они не были, и сколько бы пушек не было бы установлено у него на палубе, он бы все равно не выдержал бы боя с турецкими броненосцами. 

А Турция в это время тратила бешеные средства на флот. В начале 1870-х годов ситуация для России на Черном море изменилась к лучшему. Франко-прусская война привела к крушению Второй Империи, выступавшей гарантом Парижского договора, но силы были еще слишком неравны. А России было нужно, что-то, что можно было бы противопоставить турецкому флоту, это и были минные катера. 

Война началась 12 апреля 1877 года объявлением Россией войны Турции, и 9 мая 1877 года на стороне России в войне приняла участие Румыния, а 1 декабря 1877 года Сербия тоже приняла участие в войне. Военные действия складывались для России на суше благоприятно, но на море господствовали турецкие броненосцы, Россия могла им противопоставить два броненосца "поповки", но эти корабли были несколько странными - они были круглыми (!?) , тихоходными, однако были хорошо бронированы и вооружены двумя 305 мм. орудиями во вращающейся башне, еще были вооруженные пароходы и минные катера. К середине мая русские войска дошли до Дуная где были установлены береговые батареи и минные заграждения для перекрытия Дуная для турецкого флота. 

Русский флот тоже не сидел без дела и 30 апреля 1877 года минные катера с парохода "Великий князь Константин" сделали попытку напасть на корабли стоявшие на рейде турецкого порта Батуми (Батум), катер "Чесма" под командованьем лейтенанта Измаила Максимовича Зацаренного атаковал буксирной миной (буксирная мина это особый тип мины которая буксируется за катером на тросе, заводится под корабль и взрывается с катера), но трос зацепился за гребное колесо и стал на него наматываться; в довершение к этому не сработал взрыватель, ничего не оставалось кроме того, чтобы обрубить трос и уйти ни с чем. "Чесма" в темноте не нашла "Константина " и своим ходом пришла в Поти, где нашла еще один катер, "Синоп", также отставший от "Константина". 

После ряда проваленных атак, о некоторых из которых будет сказано в дальнейшем, русские моряки просили правительство вооружить их более современным оружием, "а не палками", как говорил лейтенант Зацаренный. Между тем, настоящее оружие пылилось на складах Адмиралтейства. Это были торпеды, или, как их тогда называли, самодвижущиеся мины. Их появление произвело настоящий фурор среди моряков. 

В России создателем торпед был талантливый инженер Александровский. Первые же образцы его оружия на испытаниях показали себя быстрее и дешевле иностранного аналога (английской мины Уайтхеда). Тем не менее Морское ведомство предпочло приобрести последние. В очередной раз русской армии ориентация на заграницу вышла боком. 

Сколько бы раз не обращался по этому поводу в Морское ведомство лейтенант С.О. Макаров (будущий адмирал русского флота), он получал отказ. "Мысль Макарова хороша, давно испытана и употреблена англичанами, но мы имеем слишком мало уайтхедовских мин, стоят они дорого, более выписать невозможно и они предназначены исключительно для употребления при прорыве неприятеля вглубь бухты" - писал адмирал Аркас. 

Турецкий флот все же потерял один броненосец "Люшфи – Джелиль", потопленный огнем береговой артилерии у Бриллы, где в середине мая русские минные катера "Ксения" и " Царевич" потопили турецкий монитор "Сельфи". 10 и 14 06.1877. русские войска перешли Дунай в районе Зимницы и Бриллы. 10. 06. 1877 взяли Мачин и перешли в наступление. 

На главном направлении 14. 06. 1877 русские войска у Зимницы построили понтонный мост через Дунай. 26. – 31. 08. 1877 были предприняты штурмы турецкой крепости Плевна, где 28. 06. 1877 сдалось в плен свыше 43 тысяч турок. 27 – 28 декабря 1877 произошло Шипко – Шейновское сражение. 24. 12. Русские войска, разделившиеся на две колонны, направились в направлении Имитлия, куда добрались 26 декабря. На следующий день произошло несколько стычек с турецкими войсками. 

К этому времени другая колонна под командованием Святополка – Марского, дойдя до Сельца, разделилась на две части, которые разновременно атаковали турецкие войска через привал Шапкинский. После упорного боя практически все турецкие войска были уничтожены или пленены, русские войска потеряли убитыми и ранеными 5,5 тысяч человек. Турецкие войска потеряли 22 тысячи пленными и 1 тысячу ранеными и убитыми. 

В 1878 году русские войска перешли в наступление и к 12.02 1878 дошли до городка Ешилкей на окраине Константинополя. В этом же году 14 января русские торпедные катера атаковали самодвижущимися минами турецкий сторожевой пароход стоявший на Батумском рейде, пароход затонул через 1-2 минуты. Англия не заинтересованная в усилении России на Черном море вынудила Россию прекратить военные действия и заключить мирный договор.

По мирному договору Россия получила Измаил, а на Кавказе Батуми и ряд других городов Босния перешла к Австро-Венгрии, Сербия и Румыния стали с 1878 года независимыми, Фессалия перешла в 1881 году к Греции. Восточная Румыния в 1878 стала автономной провинцией.

koschitz.jpg (24782 bytes)


Оглавление


Hosted by uCoz