"Песни о Героях"


Светлана Кудрявцева - Караускайте

 Как создавался образ Эпохи?

 (Взгляд режиссера и музыканта)


Светлана Альфонсовна Кудрявцева-Караускайте—создатель и руководитель Исторического Театра, режиссер—постановщик, иногда актриса, автор аранжировок музыки, занимается с Хореографическим ансамблем и Хором Театра, является вокалисткой группы «Cromlech».

За 8 лет существования Театра поставила 17 спектаклей и подготовила 10 альбомов музыки к спектаклям.

 

Самое трудное в спектакле «Песни о Героях» - определить его жанр. В афишах и истории Театра он определяется так: цикл песен на древнюю музыку Страны Басков для музыкальной группы, хора, хореографического ансамбля и группы боевого фехтования.

Согласитесь, это звучит устрашающе. И, хотя данное определение дает представление о том, какие коллективы будут представлены в этом спектакле, но не дает ни малейшего представления о том, ЧТО ЭТО ТАКОЕ.

Я, как режиссер этого действа, определила бы «Песни о Героях» так: это собирательный образ эпохи Карла Великого, Каролингского ренессанса, причем уже облагороженного последующей исторической традицией и, особенно, рыцарской героикой «Песни о Роланде». Это образ эпохи, но уже эпохи легендарной, а такая трактовка всегда отличается от реалий VIII века от Рождества Христова.

А если целью нашего спектакля явилось создание образа исторической эпохи, то, естественно, там есть и Герои, и Дамы, и придворные праздники и турниры, и жестокие битвы и бессмертные подвиги.

Второй трудностью спектакля явилось отсутствие в нем актерского текста.

А играть сильные чувства и страсти, не произнося ни единого слова, трудно, поверьте. Особенно это трудно актерам столь молодым и неопытным, как наша младшая труппа.

Но нет пределов совершенству, мы сумели и это, хотя придумать сценическое воплощение без актерского текста было непросто.

В каком-то смысле, проще всего было воплощать сценический образ бойцам из Группы боевого фехтования. В бою ведь слов все равно никто не слышит, зато у бойцов есть позы, лица, оружие, пластика движений; то есть все возможности создать полную иллюзию смертельных поединков. В бою можно показать и поединки и массовые схватки и боль от ран, и героическую гибель, и горечь поражения и радость Победы.

Именно этим и руководствовался постановщик боевых сцен Тимофей Фомин при их разработке и в работе над ними. Так, именно в бою родились образы франков и басков, а уже в работе над пантомимической частью спектакля эти образы бойцов—героев получили индивидуальные черты Карла Великого (Виктор Балыберлин), Роланда (Олег Несслер), Оливье (Эдгар Историк), пэров Франции (Максим Киселев и Павел Васильев) и диких, но храбрых и героических басков (Никита Войтов, Роман Тесленко, Кирилл Ерцев, Евгений Куренков и Михаил Ладыгин).

Девушкам было сложнее. В их распоряжении была только пластика танца. Тем не менее, нам удалось передать и очаровательное придворное кокетство в парных танцах, изысканную грацию разноцветных роскошных цветов в танце девушек, и, действительно сильную актерскую психологическую пантомиму.

Здесь подлинных вершин достигли две группы девушек—исполнительницы сцены «Смерть Альды» и композиции «Горы скрылись в сумрак серый». В первой из них была прекрасно показана смерть от любви, созданы яркие, психологически точные образы Черных Ангелов (Лилия Боброва и Надежда Михеева). Во второй—воссоздана атмосфера молитвы, созданы образы Белых Ангелов (Мария Балутина, Мария Белоусова, Алина Кудряшова, Нелли Курмаева, Александра Петрищенко и Алина Власова) и Девы Марии (Регина—Елизавета Кудрявцева).

И, конечно, одной актерской пантомимой эффекта достигнуть бы не удалось, если бы не хор, в состав которого вошла вся, без исключения, труппа спектакля. Именно хор рассказывал о походах Карла Великого и о битве в Ронсевальском ущелье, о турнирах и деяниях молодых рыцарей новой, только рождающейся тогда, Средневековой Европы. Хор создавал эффект участия в действии, эффект целостности образа эпохи.

А базисом спектакля, конечно, были великолепные стихи и древняя музыка Страны Басков. Именно музыка, будучи подлинно басконской, средневековой, и создавала эффект исторической подлинности происходящего на сцене. Она звучала все время и в этом смысле спектакль был, если не мюзиклом, то самой настоящей ораторией.

Так что музыкантам пришлось потрудиться. Мало того, что нужно было аранжировать басконскую музыку под наш состав инструментов, необходимо было заставить ее звучать живо, интересно. Это отлично удалось нашим инструменталистам—гитаристам Анатолию Беляшкину, Елене Капровой, гитаристам—дебютантам Кириллу Дмитриеву и Андрею Шишину, флейтистке Полине Малышевой, клавишнице Регине—Елизавете Кудрявцевой, басисту Михаилу Тихонову. И, конечно, необходимо было донести до слушателя сами стихи и вокальные особенности и красоты басконской музыки. Это сделали вокалистки группы «Cromlech» - автор данной статьи и Анна Бирюлина, а также—могучий и пассионарный хор Исторического Театра.

На фото: Музыканты групп "Cromlech&Primus-Progress" на спектакле "Песни о Героях" 05 марта 2005 года.


Оглавление


Hosted by uCoz