"Святополк Окаянный" |
|
Святополк Окаянный. Историческая древнерусская драма Антона Кудрявцева |
|
«Святополк
Окаянный»
- первое произведение Антона Кудрявцева на сюжет
из русской истории. Причин выбора именно этого
сюжета несколько: это и крайне запутанный
характер борьбы за престол между
князьями—Владимировичами, и одностороннее
освещение древнерусской истории в «Повести
Временных лет»,
не дающее возможности для критического анализа
ситуации, наличие множества недоговоренностей и
противоречий в истории с убиением Бориса и Глеба
и, наконец, полная неясность дальнейшей судьбы
Святополка, который, безусловно, являлся самым
законным претендентом на престол из всех
наследников князя Владимира. Пьеса
написана на основе двух источников—»Повести
Временных лет»
и древнескандинавской «Саги
об Эймунде»
(Eimundar-saga).
Это дало возможность автору располагать не
только традиционной летописной версией событий.
Сопоставление источников дало неожиданный
результат: смерть Бориса и Глеба в саге
приписывается не Святополку, а Ярославу, более
того, именно Ярославу она более политически
выгодна. Святополк
Окаянный—одна из самых таинственных фигур в
древнерусской истории. Святополк—«сын
двух отцов»
- родной сын Ярополка и приемный—Владимира
Святославичей, отмеченный в русской
исторической традиции клеймом братоубийцы. Автор начал работу, заинтригованный
противоречием освещения истории борьбы за
престол князей—Владимировичей в русских и
иностранных исторических источниках. Единственный русский источник по этому
периоду - «Повесть
временных лет»,
написанная
в Киеве монахом Нестором по заказу потомков
победителя Святополка - Ярослава Мудрого.
Святополк
в ПВЛ - древнерусский Каин, братоубийца,
погубивший трех братьев - Бориса, Глеба и
Святослава, которого наказал по справедливости и изгнал из Киева князь
Новгородский Ярослав, впоследствии прозванный
Мудрым.. Привлечение
иностранных источников обнаруживает ряд
противоречий в рассказе летописца Нестора. Самый
яркий источник - норвежская «Сага
об Эймунде»
прямо
рассказывает о том, что норвежский конунг Эймунд,
находившийся на службе у Ярослава по приказу
последнего убил брата Ярослава некоего конунга
Бурислейфа в стране Биармов. Русские историки
считают Бурислейфа Святополком, но звучание
имени наводит на мысль,
что это может быть Борис Владимирович, князь
Ростовский. К тому же страна биармов (Пермь)
находится у границ Новгородского и Ростовского
княжеств. Следовательно - убийство Бориса, чьи
владения граничат с владениями Ярослава более
выгодно Ярославу, чем Святополку. Тем более, что
Ярослав и ранее оказывал неповиновение еще
своему отцу Владимиру, отказываясь платить ему
дань. Абсолютное большинство персонажей
драмы - реальные исторические лица самого
различного происхождения - славяне, скандинавы,
греки, печенеги, поляки, немцы. Киевская
Русь того времени не только была самым большим
государством Европы, но и активно участвовала в
европейской политической жизни. Политические
интересы Киевской Руси простирались на все
четыре стороны света: на юг, откуда Владимир
принял христианство по византийскому обряду,
(Византию представляет в пьесе духовник
Владимира Анастас Корсунский, крестивший
Владимира.), на восток, где кочуют печенеги, с
которыми то враждуют, то заключают союзы, ( в
пьесе представитель восточной культуры -
печенежский князь Ильдей), на запад, где
господствует еще не отделенная, но уже отличная
от восточной, римско-католическая церковь,
(западное направление представляют: жена
Святополка польская
принцесса Марина, ее отец король Польши Болеслав
Храбрый, его сын Мечислав и немецкий епископ
Рейберн, духовник Марины.), и, наконец, на север, в
Скандинавию, откуда 150
лет
назад пришел на Русь конунг Рюрик, основатель
правящей династии (представителей Скандинавии в
пьесе большинство - это в большой степени по
крови все князья Рюриковичи, особенно Ярослав,
сын полускандинава, полуславянина Владимира и
норвежки княжны Полоцкой Рогнеды (Ragnheidr),
жена Ярослава принцесса Шведская Ингигерд, ее
дядя Рагнвальд, которому Ярослав подарил
крепость Ладогу (Альдейгьюборг), его воины Сигурд
и Торстейн, норвежский конунг Эймунд, покинувший
родину и находящийся на службе у Ярослава, его
воины Рагнар и Бьерн, и, наконец, великий воин и
поэт - скальд Бодвар, имя которого созвучно имени
вещего песнопевца Баяна.) Герои пьесы и говорят по разному,
сохраняя свои национальные речевые особенности,
особенно это относится к скандинавам, которые
украшают свою речь красочными сравнениями -
кеннингами, часто обращаются к языческим
скандинавским богам, по своему называют русские
города: Киев - Кунигард, Новгород - Хольмгард,
Смоленск - Смальеск. Ррусских
князей северяне тоже называют на скандинавский
лад: Владимира - конунг Вальдемар, Святополка - конунг
Свантепольк, Бориса -
конунг Бурислейф, Глеба -
конунг Гудлейф, Ярослава
- конунг Ярислейф. Именно под этими именами наши
князья фигурируют в скандинавских сагах. Очень
интересна в драме фигура
Святополка—князя-реформатора, начинания
которого гибнут, сталкиваясь с обстоятельствами.
Кульминацией пьесы является предсмертный
монолог князя, в котором он предсказывает
грядущие бедствия Русской земли, которые
произойдут как следствие княжеских усобиц. «Святополк
Окаянный»
был поставлен на сцене Театра в апреле—мае 2000
года. Светлана
Кудрявцева-Караускайте, |
|