Времена Премьер №1 "Mindaugas" |
|
Владимир Витольдович Бржеский Официальный
представитель фирмы «Вы
были среди тех, кто
хранит Память!» (Взгляд
зрителя из Беларуси) |
|
Дорогие друзья! Попав
в число тех немногих зрителей, которых вместил
импровизированный зрительный зал Гимназии, я
получил большое удовольствие от вашей работы над
«Миндаугасом»
Юстинаса
Марцинкявичюса! В
наш век комиксов, «Кока-колы»
и
«Play
Station 2» вдруг
погрузиться в таинство далекого средневековья -
это ни с чем не сравнимое удовольствие для
человека, который всегда чувствовал себя
чуть-чуть историком. Понравилось все: атмосфера вокруг
спектакля и то, как все участники спектакля
получали видимое удовлетворение от того, что они
делали на сцене. Прекрасно дополняет сценарий чудесно
подобранная и также чудесно исполненная музыка. Автор представил свое видение тех
далеких событий, происходивших на территории
сегодняшних Литвы и Беларуси. Наверное, его
точка зрения не бесспорна, да и откуда взяться
бесспорной точке зрения о жизни и делах человека,
о котором осталось так мало документальных
свидетельств. Споры историков возникнут еще
очень не скоро, а в тот день на сцене Великое
Княжество Литовское только рождалось. На
наших глазах Миндаугас будет с упорством и
настойчивостью «лепить»
свою
Литву, слушая своего учителя и понимая, что он
никогда не сможет остановиться ибо остановиться
и прекратить борьбу - значит уступить место,
которое ты давно и по праву считаешь своим,
кому-то более решительному и твердому, и
который продолжит твое дело, но при этом
постарается сделать все, чтобы память о тебе была
стерта навсегда. И не будет он испытывать муки
совести, устраняя очередного соперника на своем
пути (автору пьесы просто хотелось приблизить
своего героя к нам) - его поступки абсолютно
укладывались в рамки морали его времени. Да и Даумантас, будущий псковский князь
Довмонт, всю свою оставшуюся жизнь тосковавший
по Родине, никогда не раскается в совершенном
убийстве и поэтому гораздо более
естественной для того времени выглядит просьба
Морты, обращенная к Миндаугасу, избавить ее от
Висмантаса. Реализовать
задуманное полностью не удается практически
никогда, но вам в этот день удалось главное - мы,
сидящие в зале, тоже побывали в далеком ХIII
веке.
По крайней мере, мне показалось, что я там
побывал! А
потом будет век ХIV,
а
за ним последуют ХV,
XVI и
XVII.
Европа
узнает славные имена Гедиминаса, Витовта,
Давида Городенского, Радзивиллов, Сапег,
Ходкевичей, Острожских, Скарыны и многих и многих
других, коими сегодня по праву гордятся Литва и
Беларусь. Будет Грюнвальд, Статут Великого
Княжества канцлера Льва Сапеги - самая передовая «конституция»
средневековой
Европы и "Поэма о Зубре" Миколы Гусовского. А
потом будет век XVIII,
когда
уставшее Княжество уже будет доживать свой столь
же короткий, сколь и славный век в составе Речи
Посполитой и не заметит своего пусть и
призрачного, но все-таки шанса в 1812
году
с равнодушием взирая на борьбу двух гигантов. Но Великое Княжество Литовское и
Русское все-таки было и было действительно оно
Великим, но выбор Времени был сделан таким, каким
он состоялся. И осталась Память и я не буду
спорить с теми, кто скажет, что это совсем немало. И вы в этот вечер были среди тех, кто
хранит эту Память! Спасибо! С грустью, а иногда с иронией читаю я
работы некоторых белорусских, литовских и
польских историков, в которых они пытаются
доказать, что именно их страны наследуют
Великому Княжеству Литовскому. Напрасный, на мой
взгляд, труд. Современные Беларусь, Литва, Польша
имеют на это наследство чуть большее право, чем
Турция на наследство Византии. Подозреваю,
что с удивлением смотрят на эти попытки из своего
далека и те, кто когда-то своими кровью и потом
создавал эту державу. Для каждого из них она было просто
родным домом, который они сообща построили и
берегли от бед своего века. Этим и сильна была, и
удивительна для своего времени их Родина. Надеюсь, что побывав в Беларуси вы еще
больше узнаете обо всем этом и это поможет вам
сделать ваш спектакль еще лучше. Вот сколько всего пришло в голову. С уважением, искренне ваш, Владимир Бржеский. |
|