mindaugas-knopka.jpg (3855 bytes)

Времена Премьер №1 "Mindaugas"


Светлана Кудрявцева—Караускайте

 От идеи до воплощения…

Как ставился «Миндаугас»

 (Взгляд режиссера)


Светлана Альфонсовна Кудрявцева-Караускайте—руководитель Исторического Театра, режиссер—постановщик, иногда актриса, автор аранжировок музыки, занимается с Хореографическим ансамблем и Хором, вокалистка группы «Cromlech».

За 7 лет существования Театра поставила 16 спектаклей и подготовила 9 альбомов музыки к спектаклям. 

Мой Бог—Литва,

 Я буду делать все,

Что для Литвы моей необходимо…

Ю. Марцинкявичюс «Миндаугас» 

Как читатель мог заметить из репертуара нашего Театра, мы поклонники раннего Средневековья Севера Европы.

Почему? По разным причинам: потому что любим скандинавистику и ценим норманнскую теорию, потому что сами северяне, а также потому, что именно средневековые цивилизации Севера Европы дали миру яркий кодекс чести, который лег в основу этических систем более позднего времени. Люди этого периода—люди чести и долга. Что бы они ни делали, они отдаются делу до конца, часто до смертного часа. Это люди сильных страстей  и сильных характеров, которые интересно играть.

Наш репертуар до сих пор никогда не включал драматургию Прибалтики, хотя наш драматург, Антон Викторович Кудрявцев всегда высоко ценил современную литовскую литературу.

Юбилейная дата коронации Миндовга (Mindaugas) Литовского обратила наше внимание на историю Литвы. Признаюсь, мне давно хотелось поставить пьесу из родной истории, но недостаток литературы и, особенно, исторических источников затрудняли написание такого произведения. 

На фото: Замковые холмы в Кернаве

Летом 2003 годы нам довелось посетить Литву после 10-летнего перерыва и юбилейные торжества коронации привлекли наше внимание к пьесе Юстинаса Марцинкявичюса. «Миндаугаса» прошлым летом ставили в Тракае, Вильнюсе и Каунасе. Нам не удалось увидеть эти постановки, но посчастливилось побывать на фольклорном фестивале в столице Миндаугаса Кернаве.

Там разрешилась одна из проблем—была найдена древнелитовская архаическая музыка, необходимая для постановки. Мы познакомились с музыкантами группы Kulgrynda, литовскими неоязычниками и приобрели диски с их музыкой, часть из которой аранжировали и использовали.

На фото: Группа Kulgrunda

Окончательно идея поставить «Миндаугаса» оформилась, когда я снова увидела холмы над Неманом и Нерис, замки и старинные хутора, снова услышала литовские народные песни. Так захотелось поделиться этим впечатлением, неповторимым ощущением Родины, своей ментальной и этнической принадлежности к ней, показать свои родовые корни, уходящие в древность.

Идея созрела, но я с  самого начала осознавала, что работа будет сложнейшая. Несмотря на глубочайшую веру в своих актеров, в то, что мы можем очень многое, я прекрасно понимала, что произведение очень символистское, сложное,  перегруженное философскими рассуждениями, длинными монологами и диалогами, во время которых требуется незаурядное мастерство, чтобы удержать внимание зрителя. Вдобавок к всему этому,  исторический материал актерам известен из рук вон плохо, этот регион в истории России освещен слабо, что тоже пришлось исправлять, обучая литовской истории актеров, а потом и зрителей и при помощи афиши с историческим экскурсом и прямо на спектакле.

Правда, у старших членов труппы был опыт работы над подобным проектом. В 2000 году мы ставили драму Антона Кудрявцева «Святополк Окаянный», где ряд образов отличались сложностью характеров, не уступающей образам Марцинкявичюса.

Роли были распределены на удивление быстро, но местами, даже для меня, неожиданно. И режиссеру труппа может преподносить сюрпризы и это хорошо, это значит, что мы думаем вместе, а, значит, и творить будем тоже вместе.

Главную роль получил Максим Михневич, в прошлом Святополк Окаянный, человек, который может играть и отменно играет сильные страсти и сложные характеры. Максим один из самых опытных актеров труппы. Он чемпион Театра по объему текста сыгранных ролей (450 строк, например, была роль Святополка, им сыграны также король Марк в «Тристане и Изольде», король Фенге в «Саге о Ютландском короле Фенге Добром»). Все же, несмотря на солидный послужной список, эта работа Максима, на мой взгляд, самая сложная психологически. Очень неоднозначный персонаж Миндаугас. Да и объем роли чудовищен—698 строк стихотворного текста. Удивляюсь и восхищаюсь тем, что это было выучено и сыграно. В спектакле не было ни одной сцены, где не было бы Миндаугаса, так что напряжение было огромно, но и результат налицо. Эта роль на сегодняшний день—его лучшая роль. Особенно сильны финальные сцены I и II актов: сцена смерти Висмантаса, человека, которого Миндаугас ценил и уважал, но которого оскорбил, соблазнив его жену, Висмантас кончает с собой, выбирая третий путь между честью и долгом—путь смерти, а Миндаугас прекрасно понимает, кто настоящий виновник и сцена смерти самого Миндаугаса в финале драмы, когда король собирает по кусочкам разрубленную карту Литвы, отрекается от Черного Летописца и признается Белому во всех грехах своих, надеясь, что «может быть, его поймут, простят».

На фото: Максим Михневич в роли Миндаугаса.

Далее при распределении ролей последовал первый сюрприз. Я планировала на роль князя Даумантаса, убийцы короля, Тимофея Фомина, также опытнейшего актера труппы. Тимофей характерный актер, имеющий за плечами длиннейший список сыгранных ролей, битв и танцев. Однако Тимофей не боится ничего, ни больших ролей, ни сложных сцен, ни необходимости перевоплощаться. В результате мы, решив, что сложнейшей символики Марцинкявичюса нам мало, решили добавить свою: Тимофей играл одновременно Даумантаса, убивающего в финале главного героя и Черного Летописца, убивающего Белого Летописца. Символ получился прозрачный и понятный зрителю: и Даумантас и Черный Летописец изначально критически относятся к главному герою и уверены в правильности собственных действий. Эту мысль Тимофей донес до зрителей четко и однозначно. Он сыграл двух носителей абсолютного зла и в конкретный исторический момент и в истории в целом, так как правдивое изложение деяний Миндаугаса в лице Белого Летописца погибло вместе с Летописцем.

На фото: Тимофей Фомин в роли Даумантаса.

Аналогичная история получилась и ролью Белого Летописца. Иван Кошиц, игравший ее, одновременно играл одну из ключевых ролей в спектакле—Дауспрунгаса, старшего брата Миндаугаса, верховного жреца Перуна. Оба персонажа Ивана—носители абсолютного добра. Таким образом мы достигли единства между исторической правдой и реальностью. Иван в Театре уже пять лет, но подлинно актерская карьера его началась в прошлом году в «Маленьких трагедиях» А.С. Пушкина (Иван сыграл Герцога в «Скупом рыцаре» и Сальери в «Моцарте и Сальери»). Именно потрясающая психологичность образа Сальери и позволила ему еще ярче раскрыться в ролях Жреца и Летописца. Несмотря на то, что пришлось играть в ансамбле со старейшими столпами труппы, Иван создал образ поразительной силы, доброты и нежности. И актеры, и музыканты, и зрители высоко оценили его игру.

На фото: Иван Кошиц в роли Дауспрунгаса.

Еще одна неожиданность произошла с ролью Висмантаса—князя-горбуна, мужа Морты, советника Миндаугаса. Когда обсуждались роли, я заметила, что все актеры избегают этой роли, возможно, потому что горбуна играть ой как непросто. И вдруг опоздавший к началу пьесы Никита Дрок, юноша очень эффектной внешности, традиционно играющий героев-любовников, вызвался на эту роль. В прошлом году Никита уже отступал от своего амплуа, он сыграл Моцарта. Возможно, эта роль дала ему опыт именно психологической игры, возможно ему захотелось попробовать себя в сложном, а возможно, он сразу оценил богатство этого образа и возможности, скрытые в нем. Так или иначе, я сама, несмотря на то, что сама поставила пьесу и видела эту сцену не реже раза в неделю, плакала во время спектакля в сцене смерти Висмантаса, сколько подлинного трагизма и боли показал Никита в этой  роли.

На фото: Смерть Висмантаса (Никита Дрок), Миндаугас - Максим Михневич.

Удивил всех нас также и Сергей Судьбин. Всегда игравший характерные, но небольшие роли, он создал два образа, разных, но одинаково сильно сыгранных—князя Жемайтийского Викинтаса, одного из яростных противников короля и Зиверта, католического монаха. Образ Викинтаса Сергея позволил зрителю поверить, что, несмотря на юный возраст, его герой действительно старше и влиятельнее  своих партнеров по сцене, а образ монаха достоин того, чтобы стать украшением целой плеяды ролей монахов в Театре, исполненных лучшими актерами в разные годы. Зрители, особенно педагоги Гимназии, отмечали после спектакля, что никогда не предполагали, что Сергей может быть таким раскованным, убедительным и не похожим на себя.

На фото: Сергей Судьбин в роли Викинтаса.

Одну из программных ролей в спектакле—роль Старика-горшечника исполнил Алексей Лебедев. На его счету, кроме многочисленных бойцов и дружинников, сложнейшая роль Скупого рыцаря. В «Миндаугасе» Алексей сыграл чисто символистскую роль старика—философа, учителя короля. Так, всегда сложные для зрительского восприятия философские монологи Старика, прозвучали с поразительной силой, и, я бы сказала, даже с пафосом. В этом году у Алексея открылся звучный, сильный голос, берущий за душу не только публику, но и меня, знающую Алешу с детства.

На фото: Алексей Лебедев в роли Старика.

Женских образов в пьесе всего два: жена и дочь Миндаугаса. Королевну Рамуне сыграла самая маленькая актриса труппы Регина—Елизавета Кудрявцева. Несмотря на возраст, ее стаж в труппе велик. Еще в семилетнем возрасте Лиза сыграла пленницу, подаренную ханом Ильдеем Святополку Окаянному. Маленькая, но очень печальная роль девочки, единственной, кто оплакивал трагическую смерть Святополка, своего приемного отца. В «Миндаугасе» Лиза опять оказалась в актерском дуэте с Максимом. Ее роль—образ любимой дочери, приносимой в жертву политическим соображениям и выдаваемой замуж в чужую страну. Хотя княжне, наверное, и было столько же лет, сколько сейчас актрисе, такую роль пережить и сыграть нелегко. Она эмоционально тяжелая, очень грустная и безысходная. Лиза сыграла так, что всем зрителям стало жаль героиню, а это доказательство качественного исполнения роли.

На фото: Регина - Елизавета Кудрявцева в роли Рамуне.

И, наконец, Морта, королева Литовская, жена Миндаугаса. Евгения Меньшикова играет в Театре с пятого класса. Ролей, сыгранных ею, много, и второго плана и небольших главных (в «Испанском романсеро»). Но Морта, по-настоящему первая большая, настоящая роль Евгении. До сих пор заслугой Жени была способность создавать яркий образ из ничего, с минимумом текста, а иногда и без такового. К этому ценнейшему качеству нужно добавить огромное личное обаяние актрисы и, главное, очень красивый, нежный голос, берущий за сердце. Поэтому, по единодушному мнению труппы, Морта—лучшая роль Евгении и одна из сильнейших актерских работ в пьесе. Евгении приходилось играть длиннейшие сцены—монологи в режиме моноспектакля, публика плакала, мы восхищались. Уже на репетициях сила воплощения была велика, а уж на спектакле… Впечатление усиливалось тем, что большую часть роли Евгения играла или одна или в дуэте с Максимом, с которым они создали яркий образ большой, мучительной любви, отягощенной долгом и угрызениями совести. Хочется надеяться, что Евгения еще сыграет в будущем столь же достойно, а я бы советовала ей всерьез подумать об актерской карьере. Талант, голос, внешность, шарм—все в ней есть и позволяет ей рассчитывать на многое.

На фото: Евгения Меньшикова в роли Морты.

В заключение хочу сказать, что работа над «Миндаугасом», на мой, режиссерский взгляд, была самой спокойной за последние годы. Мы точно знали, что делаем, никто не мешал, на репетициях было очень уютно и весело. Камерный характер многих сцен (массовок в спектакле всего две) позволял репетировать тщательно и не торопясь, что и дало результат.

Две массовые сцены в спектакле были созданы фактически из ничего, их нет у автора. Это сцена пира у Висмантаса и сцена коронации Миндаугаса. У автора они обозначены лишь ремарками, действие начинается сразу после, а мы их поставили и украсили замечательными песнями и танцами, которые, вместе с мэтрами, исполнили дебютанты—шестиклассники, наш новый Хор и Хореографический ансамбль.

У нас появились потрясающие дети, с которыми одно удовольствие работать и которые, получая удовольствие от процесса репетиции, и от спектакля, и от видеопросмотра, позволяют уже сейчас увидеть в них тех, кто создаст новые роли, новую музыку и новые танцы и приблизит новые Времена Премьер.


mindaugas-knopka.jpg (3855 bytes)

Оглавление


Hosted by uCoz