Загадки русской генеалогии |
|
Петр Буянов
Самозванцы и династический аспект Смуты |
|
Смута, Смутное время (1598-1613 гг.) – Один из самых трагичных периодов в истории нашего отечества, недаром его назвали «великой разрухой Московского государства»: слабая центральная власть, неподчинение окраин центру, а главное неразбериха в стане правителей чуть было не стоили российскому государству независимости… Одной из основных причин Смуты русские историки называют пресечении на престоле династии московских Рюриковичей. Поэтому в Смуте ясно виден династический аспект. Но особенно интересно то, что во время Смуты произошло единственное в истории возведение на престол самозванца… В обстановке всеобщего недовольства широкое распространение получили слухи, что царевич Дмитрий жив. В 1601 г. в Польше появился человек, который утверждал, что он и есть царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного, якобы чудесным образом спасшийся. Этот самозванец вошел в историю под именем Лжедмитрия I. Стремясь получить поддержку на Западе, Лжедмитрий I тайно принял католичество и обещал Римскому папе распространить католицизм в России, если ему помогут занять московский престол. Обратившись за помощью к польскому королю Сигизмунду III, он посулил в благодарность королю и шляхте русские земли. Сигизмунд не решился открыто помочь самозванцу, но разрешил шляхтичам-добровольцам вступать в его отряд. Согласно официальной версии правительства, человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, был бывший холоп Романовых, мелкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев (в монашестве Григорий), дьякон-расстрига Чудова монастыря, бежавший за границу. В конце лета 1604 г. Лжедмитрий с небольшим отрядом (около 4 тысяч человек) из польских шляхтичей, русских дворян-эмигрантов, запорожских и донских казаков высадился на русском берегу Днепра. Через юго-западные районы, куда стекались беглые холопы, крестьяне и посадские, он направился на Москву. За счет различных беглецов (участников голодных бунтов 1601-1603 гг. и восстания Хлопка 1603 г.) начался рост войска Лжедмитрия. На сторону Самозванца также переходили дворяне и бояре, недовольные режимом Годунова. В мае 1605 г., после известия о внезапной смерти Бориса Годунова, перешли на сторону Лжедмитрия и царские войска. В июне 1605 г. Лжедмитрий I триумфально вступил в Москву, где вскоре венчался на царство под именем Дмитрия Ивановича. В документах и грамотах он именовал себя Императором. Относительную легкость победы Самозванца некоторые историки (Ключевский В.О., Кобрин В.Б.) объясняли не столько польской помощью, сколько внутренними причинами, обеспечившими приток в войско Лжедмитрия I союзников из разных социальных слоев русского общества. В.О. Ключевский справедливо писал, что «Лжедмитрий был лишь испечен в польской печке, а заквашен в Москве». Оказавшись у власти, Лжедмитрий не спешил выполнять свои обязательства перед теми, кто его поддержал, и ограничился полумерами. Уступки крестьянству были ничтожны: освобождались лица, попавшие в зависимость в голодные 1601-1603 гг.; разрешалось оставаться на новых местах тем, кто бежал от хозяев в эти же годы. Эти меры не отвечали требованиям крестьянства, надеявшегося на восстановление Юрьева дня. Одновременно с этим Лжедмитрий заигрывал с дворянами: раздавал земли и крестьян; увеличил срок сыска беглых с 5 до 6 лет; изгнал холопов, крестьян и посадских из армии. Разумеется, не могло быть выполнено обещание, данное папе: ввести на Руси католичество. Но к своим союзникам полякам Лжедмитрий был щедр. Богатые подарки вскоре истощили царскую казну и введены были новые поборы, чтобы добыть деньги. Все это не могло не вызвать недовольства, и не только в низших социальных слоях, но и в аристократических. Недовольство это особенно усилилось после женитьбы Лжедмитрия на Марине Мнишек, которая в народном представлении никак не соответствовала образу русской царицы. Все это привело к организации заговора против Самозванца. 17 мая 1606 г. в Москве вспыхнуло восстание, во главе которого стояли бояре Шуйские. Лжедмитрий был убит. Тело его было сожжено, а прах заряжен в пушку, которая выстрелила в сторону Польши. Первое, что сделал новый царь, Василий Шуйский, было торжественное перенесение гроба царевича Димитрия в Москву. Церковь поддерживала культ «убиенного» царевича, на его могиле стали совершаться чудеса. Но имя Димитрия в истории Смуты появлялось еще несколько раз. Разные люди в разных местах упорно называли себя «спасшимися» царевичами. Личность первого Лжедимитрия покрыта тайной. Известно, что он сам показывал в Млскве настоящего Григория Отрепьева и утверждал, что не имен с ним ничего общего. Могила царевича до сих пор не изучена и неизвестно, лежит ли в ней сын Грозного. Так что, не исключено, что
москвичи выстрелили из пушки прахом настоящего
царевича, последнего из великого рода
Рюриковичей. На иллюстраци: Лжедимитрий I (Гравюра XVII века) |
|