knopka.jpg (6506 bytes)

Загадки русской генеалогии


bujanov_1.jpg (15677 bytes)

Петр Буянов

 

 11А класс  Гимназии №248

 

Самозванцы и династический аспект Смуты


Смута, Смутное время (1598-1613 гг.) – Один из самых трагичных периодов в истории нашего отечества, недаром его назвали «великой разрухой Московского государства»: слабая центральная власть, неподчинение окраин центру, а главное неразбериха в стане правителей чуть было не стоили российскому государству независимости…

Одной из основных причин Смуты русские историки называют пресечении на престоле династии московских Рюриковичей.

Поэтому в Смуте ясно виден династический аспект.

Но особенно интересно то, что во время Смуты произошло единственное в истории возведение на престол самозванца…

Обрушившиеся на страну на рубеже XVI – XVII вв. бедствия (неуро­жаи, голод, мор) в народном сознании объяснялись Божьей карой за неправедные действия «безродного царя Бориса Годунова». Особенно не любили нового царя после трагической гибели в Угличе царевича Дмитрия, вину за которую общественное мне­ние возложило на Бориса Годунова.

В обстановке всеобщего недовольства широ­кое распространение получили слухи, что ца­ревич Дмитрий жив. В 1601 г. в Польше по­явился человек, который утверждал, что он и есть царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного, якобы чудесным образом спасшийся.

Этот самозванец вошел в историю под именем Лжедмитрия I. Стремясь получить поддержку на Западе, Лжедмитрий I тайно принял като­личество и обещал Римскому папе распростра­нить католицизм в России, если ему помогут занять московский престол. Обратившись за помощью к польскому королю Сигизмунду III, он посулил в благодарность королю и шляхте русские земли. Сигизмунд не решился откры­то помочь самозванцу, но разрешил шляхти­чам-добровольцам вступать в его отряд.

Согласно официальной версии правительст­ва, человек, выдававший себя за царевича Дми­трия, был бывший холоп Романовых, мелкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев (в мона­шестве Григорий), дьякон-расстрига Чудова монастыря, бежавший за границу.

В конце лета 1604 г. Лжедмитрий с неболь­шим отрядом (около 4 тысяч человек) из поль­ских шляхтичей, русских дворян-эмигрантов, запорожских и донских казаков высадился на русском берегу Днепра. Через юго-западные районы, куда стекались беглые холопы, крес­тьяне и посадские, он направился на Москву. За счет различных беглецов (участников голодных бунтов 1601-1603 гг. и восстания Хлопка 1603 г.) начался рост войска Лжедмитрия. На сторону Самозванца также переходили дворя­не и бояре, недовольные режимом Годунова.

В мае 1605 г., после известия о внезапной смерти Бориса Годунова, перешли на сторону Лжедмитрия и царские войска.

В июне 1605 г. Лжедмитрий I триумфально вступил в Москву, где вскоре венчался на царство под именем Дмитрия Ивановича. В документах и грамотах он именовал себя Импера­тором.

Относительную легкость победы Само­званца некоторые историки (Ключевский В.О., Кобрин В.Б.) объясняли не столько польской помощью, сколько внутренними причинами, обеспечившими приток в войско Лжедмитрия I союзников из разных социальных слоев русского общества. В.О. Ключевский справед­ливо писал, что «Лжедмитрий был лишь испе­чен в польской печке, а заквашен в Москве».

Оказавшись у власти, Лжедмитрий не спе­шил выполнять свои обязательства перед теми, кто его поддержал, и ограничился полумерами.

Уступки крестьянству были ничтожны: осво­бождались лица, попавшие в зависимость в го­лодные 1601-1603 гг.; разрешалось оставаться на новых местах тем, кто бежал от хозяев в эти же годы. Эти меры не отвечали требованиям кре­стьянства, надеявшегося на восстановление Юрьева дня. Одновременно с этим Лжедмитрий заигрывал с дворянами: раздавал земли и крес­тьян; увеличил срок сыска беглых с 5 до 6 лет; изгнал холопов, крестьян и посадских из армии.

Разумеется, не могло быть выполнено обе­щание, данное папе: ввести на Руси католиче­ство. Но к своим союзникам полякам Лжедми­трий был щедр. Богатые подарки вскоре истощили царскую казну и введены были новые поборы, чтобы добыть деньги. Все это не могло не вызвать недовольства, и не только в низших социальных слоях, но и в аристократических. Недовольство это особенно усилилось после женитьбы Лжедмитрия на Марине Мнишек, которая в народном представлении никак не соответствовала образу русской царицы.

Все это привело к организации заговора против Самозванца. 17 мая 1606 г. в Москве вспыхнуло восстание, во главе которого стояли бояре Шуйские.

Лжедмитрий был убит. Тело его было сожжено, а прах заряжен в пушку, которая выстрелила в сторону Польши.

Первое, что сделал новый царь, Василий Шуйский, было торжественное перенесение гроба царевича Димитрия в Москву. Церковь поддерживала культ «убиенного» царевича, на его могиле стали совершаться чудеса.

Но имя Димитрия в истории Смуты появлялось еще несколько раз. Разные люди в разных местах упорно называли себя «спасшимися» царевичами.

Личность первого Лжедимитрия покрыта тайной. Известно, что он сам показывал в Млскве настоящего Григория Отрепьева и утверждал, что не имен с ним ничего общего. Могила царевича до сих пор не изучена и неизвестно, лежит ли в ней сын Грозного.

Так что, не исключено, что москвичи выстрелили из пушки прахом настоящего царевича, последнего из великого рода Рюриковичей. 

На иллюстраци: Лжедимитрий I (Гравюра XVII века)

bujanov_2.jpg (89114 bytes)


knopka_2.jpg (7003 bytes)

Оглавление

Hosted by uCoz