Загадки русской генеалогии |
|
Зоя Ружа
"Невидимка" XVI века или Кто наследует Василию III?
|
|
В грозовую августовскую ночь И вот благая весть: родился сын, наследник. Мальчика вскоре окрестили и нарекли в честь деда – Иваном. Мать Ивана была племянницей князя Михаила Львовича Глинского. Однако был ли будущий Иван IV Грозный единственным наследником великого князя? Летом 1934 года произошло открытие, важность которого историки смогли почувствовать лишь долгое время спустя. Директор Суздальского краеведческого музея Алексей Дмитриевич Варганов, производя раскопки в соборе Покровского монастыря, вскрыл небольшую гробницу. Гробница находилась между погребениями некоей «старицы Александры», умершей в 1525 году, и «старицы Софьи», известной «в миру» под именем Соломонии Юрьевны Сабуровой, великой княгини Соломонии, первой жены Василия III Ивановича. Согласно официальной версии, во вскрытой Варгановым гробнице должен был лежать прах царевны Анастасии, малолетней дочери Василия Шуйского. Но предание, сохранившееся в Покровском монастыре, гласило, что здесь похоронен сын великой княгини Соломонии, Георгий. Кто прав? На маленькой белокаменной плите, лежавшей в усыпальнице Покровского собора, надписи не было. По орнаменту на камне, по способу его обработки надгробие можно было отнести скорее к первой половине XVI века, а не к началу XVII, как следовало бы, будь то могила Анастасии. А по костям ребенка вообще трудно точно определить, мальчик это или девочка. Но под плитой, в деревянной колоде, лежал не скелет ребенка, а… просто сверток тряпья! Шелковую, шитую серебряной нитью рубашечку перепоясывал шитый жемчугом свивальник. Куда исчез скелет? Был ли он здесь? Кому потребовалось ложное погребение, обраставшее в течение веков легендами? Неожиданное открытие Варганова заставляло ученых заново рассмотреть одну из множества загадок, которые оставил в наследство историкам таинственный XVI век. На первый взгляд, одну из самых малозначащих и несущественных. Загадка заключалась в истории брака и развода Соломонии Сабуровой. Большинство летописцев согласно указывают, что в последних числах ноября 1525 года великий князь Василий III развелся со своей женой — великой княгиней Соломонией после примерно двадцати одного года совместной жизни. Причина развода — отсутствие наследников, «бесплодие» супруги. Первая Псковская летопись рассказывает об этом событии весьма красочно: «… а великому князю своя бысть кручина о своей великой княгине. Того же лета поехал князь великий, царь всея Руси в объезд… и возревши на небо и видев гнездо птиче на древе, и сотвори плач и рыдание велико, в себе глаголюще: люте мне, кому уподобихся аз? Не уподобихся ни ко птицам небесным, яко птицы небесны плодовиты суть, ни зверем земным, яко звери земные плодовиты суть, ни уподобихся никому же… И приехал князь великий тоя осени из объезда к Москве и начаша думати со своими бояры о своей великой княгине Соломонии, что не плодна бысть, и нача с плачем говорить к боярам: кому по мне царствовать на Русской земле и во всех городах моих и делах? Братьям ли дам, ино братья своих уделов не умеют устраивать!… И начаша бояре говорить: князь де великий государь! Неплодную смоковницу посекают и измещут из винограда…» Летописец заканчивает кратко: «и повеле ю пострищи в черницы». Уже этот маленький отрывок вводит в самую суть сложной придворной жизни, борьбы и интриг, династических притязаний. И он же заставляет насторожиться. Что здесь достоверно? В первую очередь, боязнь Василия, что с его смертью престол отойдет братьям — Андрею и Юрию. Насколько можно судить по другим документам, братья Василия интриговали против него. Великий князь старался держать их под надзором, а сверх того долго запрещал братьям жениться, чтобы не появились на свет новые наследники московского престола. Столь же верно утверждение, что Василий насильственно постриг свою супругу. Насильственное пострижение великой княгини Соломонии произошло в Рождественском монастыре, возле современной Трубной площади. Синодальная летопись уточняет: «…и послал в Суздаль к Покрову в девичь монастырь; а постриг ее на Москве, у Рождестве Пречистые за Пушечными избами в девиче монастыре Никольский игумен Давид». Развод нужен был Василию III, чтобы жениться на Елене Васильевне Глинской. Против Василия III резко выступила часть боярства и духовенства, ведь решение Василия о женитьбе на Елене Глинской означало «переориентацию» его внутренней политики. Он приближал к трону знатный литовский род Глинских, в первую очередь князя Михаила Львовича Глинского, дядю Елены. (Впоследствии именно Михаил Глинский должен был стать опекуном и регентом при Елене по завещанию Василия III.) Теряли реальное влияние на государственные дела и Сабуровы, родственники Соломонии, и братья великого князя, и Вассиан Патрикеев, глава влиятельной партии духовенства. Итак, Соломония пострижена и сослана в Суздаль. На этом, казалось бы, можно поставить точку. Такую точку на судьбе бывшей великой княгини ставят официальные документы. Но здесь начинается самое интересное. Барон Сигизмунд Герберштейн рассказывает о «деле Соломонии» чрезвычайно любопытные подробности. Соломония, по словам Герберштейна, при пострижении отбивалась, сорвала с себя и топтала ногами монашеский куколь. «Возмущенный этим недостойным поступком, Иоанн Шигоня, один из первых советников, не только выразил ей резкое порицание, но и ударил ее бичом, прибавив: «неужели ты противишься воле Государя? Неужели медлишь исполнить его повеление?» После этих слов она, упав духом, громко заявляет в присутствии всех, что надевает куколь против воли и по принуждению, и призывает бога в мстители столь великой обиды». Свободный теперь Василий женится на Елене Глинской. Но «вдруг возникает слух, что Соломония беременна и даже скоро разрешится. Желая узнать дело с достоверностью, государь посылает в монастырь, где содержалась Соломония, советника Теодорика Рака и некоего секретаря Потата и поручает им тщательно расследовать правдивость этого слуха. Некоторые утверждали за непреложную истину, что Соломония родила сына по имени Георгий, но никому не желала показать ребенка. Мало того, когда к ней были присланы некие лица для расследования истины, то она, говорят, отвечала им, что они недостойны того, чтобы глаза их видели ребенка, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери. Некоторые же упорно отрицали, будто она родила». Такова юридическая сторона дела. Но историк не в праве основываться на одном известии, даже рассказе очевидца, если оно не подтверждается другими свидетельствами. А их нет! Вот почему обычно считали, что сообщение Герберштейна всего лишь передает слух, пущенный сторонниками Соломонии, в первую очередь Сабуровыми. Открытие А. Д. Варганова снова поставило этот вопрос на обсуждение. Но здесь мнения историков разделились! Для тех, кто отрицал существование Георгия, «кукла», тот самый сверток ткани, который был найден в гробнице Покровского монастыря, была доказательством, что Соломония инсценировала смерть ребенка, когда в Покровский монастырь прибыла вторая комиссия, могущая уличить ее в обмане. Другие историки полагали, что опальной великой княгине удалось спасти сына, и ложное погребение — один из способов помешать проискам Глинских, которые не остановились бы перед ядом и кинжалом, чтобы уничтожить возможного претендента на престол. Так что же, Георгий был? Существуют доказательства того, что наследник Василия III действительно существовал. Итак, Соломония сначала живет в кельях Рождественского монастыря, где принимает сочувствующую ей московскую знать и родственников. Сюда же приезжают к ней Федор Мишурин и Григорий Никитич Меньшой-Путятин. Но почему Соломония оказывается в Суздале? Покровский монастырь в Суздале обстроился и процвел в результате вкладов самой Соломонии. Именно там она могла не только благополучно разрешиться от бремени, но и обезопасить ребенка от козней Глинских. Правда, есть основания думать, что в этом Соломонии помог… сам Василий! Предполагаемый сын Соломонии и Василия мог родиться в июле, самое позднее — в августе 1526 года. А в сентябре этого года, через месяц или два, Василий делает старице Софье поистине царский подарок. Вот этот знаменательный документ, датированный 19 сентября 7035 (1526) года: «Се яз Князь Великий Иванович всеа Руси пожаловал есми Старицу Софью в Суздале своим селом Вышеславским с деревнями и с починки…» По какому случаю такой подарок опальной «старице»? За «обиду» развода? Возможно. Но, кроме совпадения дат, настораживает и другое соображение. Такие подарки — села с деревнями и землями — получали великие княгини от своих супругов в случае рождения наследников! Нельзя ли увидеть в этой дарственной первый шаг Василия к «признанию» Георгия? Еще один документ. Воскресенская летопись под тем же годом сообщает: «Того же лета поставил князь великий… церковь камену у Фроловских (теперь Спасских) ворот Кремля святого мученика Георгия» Почему поставил? По какому обету? В честь какого события? Об этом документы умалчивают. Но известно, что строительство храма в честь святого патрона новорожденного у великокняжеской семьи того времени было в обычае. Через год после рождения Ивана IV Василий тоже ставит церковь в честь его святого. Таким образом, устройством храма в честь «святого мученика Георгия» Василий как бы публично признавался в рождении у него сына! Странно? Бесспорно. Историки приводят примеры появлений загадочного соперника Ивана Грозного в борьбе за престол, связывая его с семьей Владимира Андреевича Старицкого, также считалось, что Георгия убил сам же Иван Грозный: в хорошо известной «духовной» Ивана IV, написанной, по определению С. В. Веселовского, в Новгороде в июне — августе 1572 года, имеется пространное «вступление». Готовясь к смерти, царь кается в свершенных им грехах: в «непутстве» жизни, в «скверне»… Казалось бы, чистосердечная исповедь раскаявшегося грешника. Но, говоря о своих конкретных грехах, Иван IV все время обходится иносказаниями, сравнивая себя с библейскими персонажами. И здесь Г. Григорьев обратил внимание на странную фразу: «Каиново убийство прешед», то есть превзошел. Но каким образом? Как известно, Каин убил своего младшего брата Авеля. Каин был старшим братом. Какой поступок совершил Грозный, более страшный (в представлении человека XVI века), чем поступок Каина? Убил Старицкого князя? Но Старицкий был не родным, а двоюродным братом Грозного; кроме того, Грозный убивал в его лице не просто родственника, а своего подданного. Слабоумный Юрий умер своей смертью. Но если бы Грозный его и убил, то опять не сравнился бы с Каином! А Георгий? Если Иван IV действительно убил сына Соломонии, все правильно в этом «покаянии». В лице Георгия Грозный убивал и старшего брата, и своего законного государя. А для человека XVI века это был самый страшный и непростительный грех — поднять руку на своего «богом венчанного» владыку. Может, за это судьба и покарала Грозного царя, лишив эго счастья продолжения династии, которая и угасла на его сыне Феодоре. «Энциклопедия для детей», том 1, «Василий III»,ресурсы Интернет. |
|