knopka.jpg (6506 bytes)

Загадки русской генеалогии


rodionov_1.jpg (14260 bytes)

Всеволод Родионов

 

 11Б класс  Гимназии №248

 Кем был Рюрик?

(Взгляд антинорманниста)


О приходе Рюрика на Русь школьные учебники сообщают следующее: «Славяне построили на севере для защиты от варягов Новый город – Новгород у озера Ильмень. Один из варяжских князей, Рюрик, во второй половине IX в. стал княжить в Новгороде. Через несколько веков все русские князья стали считать Рюрика родоначальником своей династии.» (История России, 6 класс, А.А. Преображенского и Б.А Рыбакова).

Если вдуматься в написанное в учебнике, получается, что Рюрик был завезён на Русь, как бык - производитель, чтобы стать родоначальником русской княжеской династии, правившей 700 лет…

«До прихода варягов славяне жили так, как живут звери и птицы», - писал академик А. Шлецер - немец, историк на русской службе времён Елизаветы Петровны. А основоположник норманнской теории происхождения Русского государства академик Г. Байер (1694-1738), даже не зная русского языка, сумел создать свою антирусскую версию русской истории.

С тех пор и существует версия, что до прихода варягов Русь была отсталой страной, неспособной к самостоятельному государственному строительству, а норманны силой принесли  нам «западные ценности», колонизировали Русь, главенствовали в развитии, влияли на её экономику, культуру и т.д., и что даже само название Русь было завезено варягами.

Против этой версии выступал ещё М.В. Ломоносов, но голос его тонул в «большом» немецком хоре знатоков русской истории. И сегодня Запад придерживается этой унизительной для русских теории. В современных российских школах и ВУЗах так же, в большей или меньшей степени, преподаётся всё та же норманнская теория.

В Повести временных лет (ПВЛ) написано: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет, да поидете княжить и володеть нами». Так говорили посланцы новгородцев русам-варягам. Этот отрывок переводится часто как «а порядка в ней нет», то есть, имеется в виду, что русские имеют хронический беспорядок, с которым сами справиться не в состоянии. На основании этих летописных слов во многом и строилась норманнская теория.

Если предположить, что все было именно так, то встаёт вопрос, а почему именно к варягам надо было обращаться? Ведь буквально рядом находилась Франкская империя потомков Карла Великого, занимавшая пол-Европы, а за Киевскими землями была Византия. Это были влиятельные державы, которые бы, наверняка, прислали своего ставленника на русские земли богатые пушниной, рудами и т.д. Кто не захочет попользоваться «на дармовщинку».

Но всё получилось наоборот: у русских в ближайшие столетия были постоянные военные столкновения с немцами, вспомните Александра Невского. А чего бы нам вдруг с ними воевать, пошли бы сразу под их крышу, да и всё?

Варяги по норманнской версии – скандинавы и они в то время были не на высоте своего развития. Скандинавия, изначально бедная страна, и ее люди были вынуждены зарабатывать, служа военными наёмниками в более богатых и развитых странах. Русь они называли «Гардарики» - страна городов, у самих скандинавов в то время насчитывалось всего 7 городов.

Всё достижения цивилизации на Север приходили со столетним опозданием по сравнению с Русью.

Таким образом, обращение к варягам было бы равносильно тому, как если бы сейчас Россия обратилась с такой же просьбой к Албании.

А вот наши предки почему-то обратились именно к варягам…

Но вернёмся к «Повести временных лет. «Наряд» вовсе не означает «порядок, власть». Согласно словарю В.И. Даля: «Наряд, повестка, повещение, приказание о посылке людей в работу от гл. наряжать». Более того, в некоторых списках летописей вместо слов «а наряда в ней нет» написано «а нарядника в ней нет». Почему новгородцы обратились за нарядником именно к варягам можно понять, ознакомившись с данными новгородских летописей.

В Новгороде, до призвания Рюрика с братьями, существовала династия князей, насчитывающая 9 поколений.

Согласно одной из исторических версий, прадед Рюрика, новгородский князь Буривой вёл тяжёлые войны, в том числе с варягами. В одном из сражений его войско было разбито, и он был вынужден скрываться на окраинах своих владений.

Варяги воспользовались этим и обложили Новгород данью. Новгородцы не стали долго терпеть варяжское иго и позвали сына Буривоя, Гостомысла на княжение. Он возглавил восстание и победил варягов.

У Гостомысла было 4 сына и 3 дочери. Все сыновья погибли или умерли, не оставив наследников по мужской линии. Дочери были отданы замуж за заморских князей. Гостомысл остался без наследника. Но незадолго до смерти ему приснилось, как из чрева средней дочери Умилы выросло чудесное дерево, плодами которого питались люди его страны. О сне - предсказании сообщили народу, который остался этим доволен, ибо сын старшей дочери Гостомысла народу был почему-то неугоден.

Так что многие считают, что основатель русской княжеской династии Рюрик был сыном Умилы, дочери Гостомысла, и князя Годлава (Годислава) из западнославянского племени ободритов (живущих об Одре, т.е. на реке Одре (Одер)). Есть подтверждение об этих событиях и в западной литературе. В 1840 г. в Париже было издано переложение легенды о призвании на Русь трёх сыновей славянского князя Годлава. Теперь стало ясным, почему выбор пал на «варягов-братьев», и почему им говорили во множественном числе «да поидите»: все трое были законные наследники умершего князя, решение было принято по завещанию покойного Гостомысла.

Таким образом, из всех русских летописей, именно новгородские летописи полностью ответили на все вопросы: кто, почему и откуда, но большинство списков ПВЛ об этих событиях не говорит, хотя большая часть ПВЛ переписана с Ипатьевской летописи.

Почему? Причина проста. Летописец Нестор выполнял политический заказ правящей династии Киевских князей. Он писал историю Киевской Руси.

Так что, если рассказать правду, получается, что северная династия на Руси - изначальная, и столица её всегда находилась в Новгороде.

Поэтому Новгород всегда претендовал на свою самостоятельность и отстаивал ее и лишь Иван Грозный в XVI веке большой кровью превратил его в обычный областной центр. Да и сам летописец проговаривается, что ему известно гораздо больше, чем он сказал, видимо, он сокращал переписываемый им более древний текст.

Например, в Никоновской летописи о призвании варягов пишут: «И по сем собравшеся реша о себе: поищем межь себе, да кто-бы в нас князь был и владел нами; поищем и уставим такового или от нас, или от Казар, или от Полян, или от Дунайчев, или от Воряг. И бысть о сем молва велика: овеем сего, овеем другого хотящем; таже совещавшася послаша к варяги».

Согласно этому тексту новгородцы не просто послали к варягам, а выбирали наилучший вариант, и начали искать меж себя, но по видимому внутренние противоречия к тому моменту достигли пика и стали искать нейтрального кандидата, который устроил бы все местные группы влияния.

И вот что интересно: за всё время правления Рюриковичей, никто и никогда на Западе не объявлял прав на русский престол, ссылаясь на родство с Рюриком. А ведь свято место пусто не бывает, и бедных родственников хватало всегда. А истина проста - в XI в. племя ободритов просто перестало существовать, оно было частично уничтожено, частично онемечено.

Так что родственников-то и нет…

Литература и ресурсы:

А.А. Асеев «История Руси. Сенсация: Рюрик был русским князем» http://www.dazzle.ru/spec/rurik.shtml

«Гостомысл. Призвание Рюрика» http://www.sgu.ru/rus_hist/?wid=1823

Материалы сайта  http://www.ido.tsu.ru/ 

rodionov_2.jpg (28845 bytes)


knopka_2.jpg (7003 bytes)

Оглавление

Hosted by uCoz