Terra Germania - 2005


Марина Владимировна Калинина

учитель немецкого и английского языка Гимназии №248 СПб

Это славное слово - Проект!


Во время посещения немецкой гимназии мне довелось побывать на большом количестве уроков по разным предметам и было, конечно, интересно познакомиться с методическими и педагогическим приемами, используемыми немецким коллегами в их работе.

Прежде всего, поражает внимание работа учителей и учеников над так называемыми проектами, которая ведется в рамках практически каждого предмета.

О том, что представляют из себя эти проекты, мне и хотелось бы рассказать.

Проект №1. Урок истории в 5-м классе.

Дети сидят за партами. Перед ними куски «папируса». (Потом учитель объясняет, что подобную бумагу, так искусно стилизованную под настоящий папирус, что ее почти невозможно отличить от него, продают в Германии в специальных учебных магазинах, где он и покупает ее для своих учеников).

Они увлеченно рисуют изображения Египетских богов, иероглифические надписи, элементы орнаментов. При этом они свободно перемещаются по классу, подходят к учителю, показывают ему свои рисунки, обсуждают свои работы.

На партах лежат учебники, содержание которых  напоминает учебники по истории для 5 класса – Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, но на  этом уроке они ими не пользуются. Учитель объясняет, что в дальнейшем цель данного проекта состоит в том, чтобы каждый ученик представил классу работу, содержащую информационную часть, иллюстрированную собственноручно, а также рассказ о том или ином боге, его храме и жрецах, над подготовкой которого дети и трудились , вооружившись кусками папируса.

Проект №2. Урок истории религии в 6 классе.

В связи с тем, что наша поездка совпала по времени с периодом подготовки к Рождеству, мы застали учеников за изготовлением украшений, символизирующих рождественские праздники: звезд, венков, фигурок рождественского деда – Святого Николая.

Затем некоторые ученики по очереди читали рассказы, объединенные религиозной рождественской тематикой,  и обсуждали значение основных действующих лиц рождества – волхвов, девы Марии и младенца Иисуса.

На лицах детей торжественность и серьезность, для них Рождество явно радостное и значительное событие.

Проект №3. Урок музыки в 7 классе.

Данный урок был посвящен творчеству композиторы Б. Сметаны.

Следует сказать, что вообще музыкальное образование в гимназии очень серьезное – уровень музыкальной культуры учащихся выпускного класса соответствует уровню выпускников Российских специализированных музыкальных школ.

Многие ученики после основных уроков занимаются в хоре, играют на различных музыкальных инструментах, в гимназии есть свой оркестр, выступление которого на праздничном концерте в церкви довелось услышать многим участникам нашего обмена прямо в день прилета.

Итак, урок. Учитель включает запись данного музыкального произведения.

У каждого ученика в руках – самостоятельно изготовленные для данного урока буклеты, на каждом листе которых подробным образом профессионально разобранная партитура определенного фрагмента данного музыкального произведения – с иллюстрациями тех эмоций, которые рождаются в душе ребят при прослушивании этих фрагментов.

По мере изменения настроения музыки меняется и характер рисунков, они иллюстрируют те мысли и образы, которые композитор вложил в данное музыкальное произведение. По окончании прослушивания ученики обсуждают с учителем ход произведения, смену музыкального настроя и тональностей, с компетентностью настоящих музыкальных профессионалов. Остается только позавидовать им.

Можно долго рассказывать о проектах по разным учебным предметам – иностранным языкам, родному языку, но мне бы хотелось в завершение рассказать о необычном проекте под названием…

Проект №4. Классный час.

Этому событию отведен целый урок в расписании классного руководителя и учеников. Госпожа Хан собирает свой класс и, прежде всего они составляют повестку классного часа.

На повестке данного урока они совместными усилиями выделяют несколько пунктов.

Одних из пунктов – обсуждение конфликтной ситуации, возникшей на уроках географии, ученики бойко высказывают свои претензии и недовольства, связанные с теми или иными ситуациями на уроках данного учителя, обсуждают пути разрешения данных ситуаций, и выносят резюме класса, состоящее из нескольких пунктов, которое довести до сведения данного учителя собирается госпожа Хан.

Далее урок течет в более   спокойном русле, ученики обсуждают очень приятные события: кто кому будет готовить рождественские подарки.

Для этого госпожа Хан использует шляпу с вложенными в нее бумажками с фамилиями учеников.

Не все, конечно, остаются довольными результатами – не все симпатии девочек и мальчиков совпадают, он в целом мероприятие заканчивается на праздничной и веселой ноте. 

На фото: Российские гимназисты в костюмах римлян

kalinina_1.jpg (64803 bytes)


times.jpg (9925 bytes)

Оглавление


Hosted by uCoz