Terra Germania - 2005 |
|
Марина Владимировна Калинина учитель немецкого и английского языка Гимназии №248 СПб Это славное слово - Проект! |
|
Во время посещения немецкой гимназии мне довелось побывать на большом количестве уроков по разным предметам и было, конечно, интересно познакомиться с методическими и педагогическим приемами, используемыми немецким коллегами в их работе. Прежде всего, поражает внимание работа учителей и учеников над так называемыми проектами, которая ведется в рамках практически каждого предмета. О том, что представляют из себя эти проекты, мне и хотелось бы рассказать. Проект №1. Урок истории в 5-м классе. Дети сидят за партами. Перед ними куски «папируса». (Потом учитель объясняет, что подобную бумагу, так искусно стилизованную под настоящий папирус, что ее почти невозможно отличить от него, продают в Германии в специальных учебных магазинах, где он и покупает ее для своих учеников). Они увлеченно рисуют изображения Египетских богов, иероглифические надписи, элементы орнаментов. При этом они свободно перемещаются по классу, подходят к учителю, показывают ему свои рисунки, обсуждают свои работы. На партах лежат учебники, содержание которых напоминает учебники по истории для 5 класса – Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, но на этом уроке они ими не пользуются. Учитель объясняет, что в дальнейшем цель данного проекта состоит в том, чтобы каждый ученик представил классу работу, содержащую информационную часть, иллюстрированную собственноручно, а также рассказ о том или ином боге, его храме и жрецах, над подготовкой которого дети и трудились , вооружившись кусками папируса. В связи с тем, что наша поездка совпала по времени с периодом подготовки к Рождеству, мы застали учеников за изготовлением украшений, символизирующих рождественские праздники: звезд, венков, фигурок рождественского деда – Святого Николая. Затем некоторые ученики по очереди читали рассказы, объединенные религиозной рождественской тематикой, и обсуждали значение основных действующих лиц рождества – волхвов, девы Марии и младенца Иисуса. На лицах детей торжественность и серьезность, для них Рождество явно радостное и значительное событие. Проект №3. Урок музыки в 7 классе. Данный урок был посвящен творчеству композиторы Б. Сметаны. Следует сказать, что вообще музыкальное образование в гимназии очень серьезное – уровень музыкальной культуры учащихся выпускного класса соответствует уровню выпускников Российских специализированных музыкальных школ. Многие ученики после основных уроков занимаются в хоре, играют на различных музыкальных инструментах, в гимназии есть свой оркестр, выступление которого на праздничном концерте в церкви довелось услышать многим участникам нашего обмена прямо в день прилета. Итак, урок. Учитель включает запись данного музыкального произведения. У каждого ученика в руках – самостоятельно изготовленные для данного урока буклеты, на каждом листе которых подробным образом профессионально разобранная партитура определенного фрагмента данного музыкального произведения – с иллюстрациями тех эмоций, которые рождаются в душе ребят при прослушивании этих фрагментов. По мере изменения настроения музыки меняется и характер рисунков, они иллюстрируют те мысли и образы, которые композитор вложил в данное музыкальное произведение. По окончании прослушивания ученики обсуждают с учителем ход произведения, смену музыкального настроя и тональностей, с компетентностью настоящих музыкальных профессионалов. Остается только позавидовать им. Можно долго рассказывать о проектах по разным учебным предметам – иностранным языкам, родному языку, но мне бы хотелось в завершение рассказать о необычном проекте под названием… Проект №4. Классный час. Этому событию отведен целый урок в расписании классного руководителя и учеников. Госпожа Хан собирает свой класс и, прежде всего они составляют повестку классного часа. На повестке данного урока они совместными усилиями выделяют несколько пунктов. Одних из пунктов – обсуждение конфликтной ситуации, возникшей на уроках географии, ученики бойко высказывают свои претензии и недовольства, связанные с теми или иными ситуациями на уроках данного учителя, обсуждают пути разрешения данных ситуаций, и выносят резюме класса, состоящее из нескольких пунктов, которое довести до сведения данного учителя собирается госпожа Хан. Далее урок течет в более спокойном русле, ученики обсуждают очень приятные события: кто кому будет готовить рождественские подарки. Для этого госпожа Хан использует шляпу с вложенными в нее бумажками с фамилиями учеников. Не все, конечно, остаются довольными
результатами – не все симпатии девочек и
мальчиков совпадают, он в целом мероприятие
заканчивается на праздничной и веселой ноте. На фото: Российские гимназисты в костюмах римлян |
|