Окно в Россию |
|
Алексей Сотников, Сергей Мамонов 10А класс Гимназии №248 Санкт -Петербурга Русские историки и философы о Российской цивилизации |
|
Аршином общим не измерить У ней особенная стать - В Россию можно только верить. Ф.И. Тютчев Сегодня ученые выделяют две точки зрения на историческое развитие России: Россия движется тем же путем, что и все другие, но она отставала от передовых стран Запада. Эту позицию иногда называют теорией догоняющего развития. Россия идет по особому пути, характерному только для нее. Многие историки и философы относят Российскую цивилизацию к периферийным, т.е., к цивилизациям, зародившимся на окраине (периферии) территорий, занимаемых древними первичными цивилизациями. Таким образом, Россия, находясь между периферией Востока и периферией Запада должна испытывать влияние на себя и пути своего развития с двух сторон. На фото: В.К. Кюхельбекер |
|
Друг А.С. Пушкина, поэт В.К. Кюхельбекер подчеркивал: «Россия по самому своему географическому положению могла бы присвоить себе все сокровища ума Европы и Азии». Определяя историческое место российской цивилизации, русский философ XIX века Н.Я. Данилевский в книге «Россия и Европа» писал: «Если Россия… не принадлежит, к Европе по праву рождения, она принадлежит к ней по праву усыновления». Историк и политик начала XX века П.Н.Милюков утверждал, что «Россия есть тоже Европа». Но многие мыслители и историки доказывали, что Россия не Европа. Вот как обосновывал эту идею А.С.Пушкин: «Мы не приняли участия ни в одном из событий, важных в Европе». Российская цивилизация, как отмечал А.С.Пушкин, «не питалась ни одним из тех корней, которыми всасывала Европа как благотворные, так и вредоносные соки непосредственно». На фото: А.С. Пушкин. |
|
Действительно, Российская цивилизация не пережила в полной мере культурно – исторических феноменов которые сформировали современную Европу, не пережила эпохи Возрождения, Гуманизма, Реформации, Просвещения. В упоминаемой ранее книге «Россия и Европа», Н. Я. Данилевский спрашивает: «Европа ли Россия?», и отвечает: «Россия не принадлежит к Европе». Кто же из историков, философов, поэтов считал Россию Азией, Востоком? «Каким ты хочешь быть Востоком, Востоком Ксеркса иль Христа?» — спрашивал, обращаясь к России, русский философ конца XIX в. Вл. Соловьев, сын великого историка Сергея Соловьева. Что же, получается, В.Соловьев не видит иного места России, как только на Востоке? Но Восток Ксеркса и Христа — разный Восток. Восток персидского царя – деспота Ксеркса — «чистый», настоящий Восток. Восток Христа — это окраины Римской империи. Это «овосточенный» Запад. Еще в XIX веке, выдающийся русский историк В.О. Ключевский писал о трагическом расколе российского общества после реформ Петра I, который, как известно, прорубил «окно в Европу» и вывел Россию на общеевропейскую арену. Но петровская европеизация не привела к тому, что Россия пошла в развитии по западному пути, считал В.О.Ключевский. Петровские реформы раскололи русское общество на два уклада - “почву” и “цивилизацию”. “Почва” - это огромная масса патриархального крестьянства, это традиционный общинный уклад жизни с нормами общинного демократизма, живущий так, как жили предки. ”Почва” - это русское православие с его укором к богатым и его утешением к бедным. И, наконец, “почва” - это российское самодержавие. “Цивилизация” – это противостоящий традиционному русскому, западный уклад жизни. Это жизнь меньшинства населения, его образованных слоев, это развивающееся предпринимательство, появление интеллигенции, элиты, оторванная от почвы, в которой живет вся остальная Россия. «“Почва”, - пишет В.О. Ключевский, - развивается крайне медленно, “цивилизация” вбирает в себя все новейшие достижения. Именно здесь возникает российская наука, литература, достигшие больших мировых высот.”Почва” говорит на русском языке, “цивилизация” изъясняется на иностранном. Пропасть между двумя укладами жизни гигантская». На фото: В.О. Ключевский. |
|
Развивая идеи В.О. Ключевского, великий философ Н. Бердяев так излагает свое понимание истоков русских противоречий: «Русский народ по своей душевной структуре народ восточный. Россия - христианский Восток, который в течение двух столетий подвергался сильному влиянию Запада и в своем верхнем культурном слое ассимилировал все западные идеи. Историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой и развивался он катастрофическими темпами, через прерывность и изменение типа цивилизации...» В начале XX века появились историки и философы, пытающиеся соединить европейские и азиатские начала Российской цивилизации. Своими исследованиями они хотели подчеркнуть, что является приоритетным в Российской цивилизации. По этой теории Россия впитала обычаи и традиции Восточных и Западных цивилизаций, развивалась под постоянным их влиянием и находится на стыке «миров» - одновременно, в Восточной и в Западной частях мира. На фото: П.Н. Милюков. |
|