"Духом окрепнем в борьбе" |
|
Надежда Михеева Веяния Моды. Год 1905. |
|
Конец XIX-го века. В России начинает господствовать стиль модерн. Женщины сначала были полностью против него. Им не хотелось снимать корсеты, они боялись не сохранить фигуру.
С 1882 года появились турнюры. Турнюр - юбка на каркасе, пышная сзади. Эффект пышности достигался с помощью специальной подушечки, которая также называлась турнюр и подкладывалась под платье сзади, ниже талии, на каркас особой формы из металлических обручей, китового уса и др. Надетая на этот каркас юбка пышно топорщилась сзади. Женщина в те времена считалась модной, если на ней было роскошное платье, волосы уложены в длинные локоны, дополненные искусственными шиньонами, на голове - сдвинутая на затылок, изящная шляпка с лентами и другой отделкой. У дамы должен был быть с собой зонтик от солнца, как её принадлежность туалета он должен был подходить цветом к платью, и украшаться оборками или кружевами. Представьте женщину в роскошном платье, лиф которого, с острым вырезом и высоким воротником в складках и оборках, туго зашнуровывался в талии. Юбка платья, со спрятанным под ней турнюром, украшена всяческими отделками из кружев, бархата, цветов и лент, собранных рюшей. Это и есть идеал того времени. В моде были также различные мелочи: драгоценные брелоки, медальоны, браслеты, золотые кружева тончайшей работы. Многие люди и женщины, в том числе, считали эту моду перегруженной, вульгарной и безвкусной. Потом в 1905 году началась революция. Многое менялось, все думали, что придёт новый стиль и произойдет революция в моде, но, к большому удивлению всех, модерн не исчез, а изменился. Началось всё с изменений в области архитектуры, литературы, графики, и, безусловно, в моде. Некоторые искусствоведы критиковали и этот новый модерн за чрезмерную вычурность, манерность и отсутствие смысла за красивым изображением. «Линия ради линии» - почти ругательный эпитет в искусстве многие знатоки относили к модерну. Стало много изогнутых линий. Изображали этот стиль очень просто, но красиво – это полуувядший цветок ириса. Появился образ хрупкой женщины-цветка. Она не представлялась, какой-нибудь хищницей за деньгами, в ней ничего не было материального. Дамы стали объектами искусства для художников. Наряды создавались для прекрасных муз, и чтобы носить их, земные женщины должны были прилагать массу усилий. Настоящей музой того времени была балерина Анна Павлова, воздушная и почти несовместимая в воображении с земными женщинами. Наверное, женщина нашего времени позавидовала бы женщине того времени, так как в те времена даже у женщины среднего достатка была масса нарядов для разного времени суток, и она могла облачаться в них только при помощи прислуги. Дамы использовали толченый уголь вместо туши для ресниц, чтобы глаза были выразительнее, для лица они использовали пудру из пшеничного крахмала, получалась белая кожа, почти прозрачная. Появилась мода на высокие и пышные причёски, уложенные волнами Марселя (в честь Марселя Грато, еще в 1872 году предложившего щипцы для завивки). На голове была огромная шляпа, украшенная длинными перьями, искусственными цветами и кружевами. Платья были из тонких светлых тканей с лавиной кружевных оборок. Входят в обиход юбки - клеш с блузками, жакетами, пальто. В то же время появляется новая постановка фигуры, напоминающая латинскую букву «S». Верхняя часть фигуры слегка наклонена вперед, живот втянут, а нижняя часть корпуса как бы немного отодвинута назад. Несмотря на то, что против корсетов активно выступали врачи, большинство женщин было готово ходить в панцире, на 10-15 сантиметров уже нормальной талии. Они даже не смотрели на то, что корсеты выходили из моды так, как была революция, и всем, даже модельерам, хотелось свободы. В руках женщины - музы носили большие богато украшенные веера, зонтики и сумочки. Из украшений был очень популярен жемчуг, а также броши в виде цветов и насекомых. Женщины нашего времени даже в чём-то похоже на дам начала ХХ-го века. Волна Марселя признана самой лучшей причёской ХХ-го века. И пусть сто лет назад женщины были против такой моды, зато сейчас все благодарны тем модельерам, которые спасли эту прекрасную вещь! И пусть сейчас мы из моды многое отвергаем, нам кажется, что многое вульгарно, неправильно, некрасиво. Но мы не знаем, что будет через много лет, и что будут носить наши внуки и правнуки, и что для них будет неприемлемо! Может то, что сейчас нам не нравится это будет самой лучшей коллекцией XXI-го века! И, может быть, когда-нибудь в моде опять будут большие платья с корсетами! Ведь мода, как говорят, совсем непредсказуемая штука!!! На фото: Мастер Путиловского завода Михаил Лебедев с женой Натальей. Спб, 1903 год. (Из архива С.Кудрявцевой - Караускайте) |
|