"Духом окрепнем в борьбе"


Лилия Боброва

Начало века: три Женщины, три Легенды...


И вдруг- как ветр её полёт!

Звездой рассыплется, мгновенно

Блестнёт, исчезнет, воздух вьёт

Стопою свыше окриленной.

                       А.С. Грибоедов

 

Потрясающее сочетание музыки и движения, спектакль без слов, необычайно точная передача эмоций и настроения зрителю - всё это русский балет!

Любовь к балету мне привила моя бабушка, истинный балетоман, побывавший на всех представлениях Маринки. Она не может жить без балета и искренне любит это искусство всем сердцем. Да и как можно не восторгаться грацией балерин, восхитительной музыкой и, в конце концов, всеми теми людьми, которые делают балет.

Образы русского балета всю жизнь вдохновляли многих художников и поэтов, приводили в восторг иностранцев, вызывали зависть иностранных мастеров балетного искусства. Благодаря российским балетмейстерам, педагогам, танцорам и многим другим, благодаря старанию, усердию и таланту этих людей Россия стала известна как балетная держава, появилось понятие «русский балет»

Российский балет был прекрасен во все времена, но наибольшего развития это искусство в России достигло на рубеже XIX и XX столетий во многом благодаря людям искусства, жившим в те времена.

Премьера легендарного “Лебединого озера” состоялась 15 января 1894 года. При всех неблагоприятных обстоятельствах, сопровождавших постановку, всё же удалось создать исключительный по своей глубине спектакль, который  с незначительными изменениями, если не считать I-го акта, лёг в основу всех последующих постановок этого балета.

Главную роль Одетты-Одиллии исполняла итальянская балерина Пьерина Леньяни. В своем мастерстве Леньяни достигла тогда ещё невиданных пределов совершенства, она была первой, кто исполнил на Мариинской сцене 32 фуэте, чем привела в восторг публику и критиков.

Леньяни была последней итальянской балериной, главенствовавшей на петербургской балетной сцене. Ведь вскоре петербургскую школу закончили балерины, чьё мастерство не только не уступало итальянкам, но и намного превосходило его.

Среди них первое место, конечно, занимали Матильда Кшесинская и Ольга Преображенская.

Матильда (Мария) Феликсовна Кшесинская родилась в 1872 году. Усердная ученица Иогансона, женщина с сильным характером, она была неутомимым борцом за интересы русского балета, вела усердную борьбу с итальянками.

Самой главной трудностью для русских танцоров было исполнение фуэте, так как они быстро теряли равновесие, это не удавалось сделать и Кшесинской. Но, после долгих тренировок, ей удалось выполнить 32 фуэте. Кшесинской удалось дважды стать “первой из русских”: она впервые в России выполнила 32 фуэте и первой из русских получила звание примы-балерины в 1904 году.                      

На фото: Матильда Кшесинская 

Ольга Преображенская родилась в 1871 году. Главным достоинством Преображенской был её непревзойдённый талант артистки. Её называли “маленькой женщиной, но великой артисткой”. Преображенская умела по - новому показывать «избитые» роли. У Преображенской  был и необычайный педагогический талант.

Но между Кшесинской и Преображенской был большой контраст: Кшесинская в своём творчестве ориентировалась на вкусы двора, а Преображенская любила простого зрителя.

На фото: Ольга Преображенская

Ну и, наконец, на мой взгляд, самая загадочная российская балерина Анна Павлова. В общем-то, если бы не преподавательница Петербургского хореографического училища Соколова, Анна Павлова могла и не стать знаменитой балериной. Судьба распорядилась так, что Павлова стала ученицей Петербургского хореографического училища.

Но над юной танцовщицей нависла угроза отчисления - у Анны было отсутствие выворотности ног. Педагоги Иогансон и Гердт увидели в юной хрупкой девушке яркий талант. И она их не разочаровала. Необыкновенный талант Павловой стал очевиден, ей начали поручать сольные номера. Она была прилежной ученицей.

Павлова поражала своей грациозностью и артистизмом. С. Маковский говорил о ней так: “Анна Павлова никогда не поражала своей техникой, она очаровывала своим вдохновением. Даже в прошлом никто не осуждал её танец (который всегда был полон ошибок), хотелось только любоваться ею, забывая все правила танца, чтобы уноситься вдаль чарами её священного таланта”.

Именно в 1905 году, когда Анна осталась без партнёра, молодой балетмейстер Михаил Фокин поставил для неё легендарный номер “Умирающий лебедь”.

Литература:

“История русского балета”  Ю.А. Бахрушин      

На фото: Легендарная Анна Павлова


times.jpg (9925 bytes)

Оглавление


Hosted by uCoz