Европа


Константин Бычков

Храм Артемиды Эфесской


Этим летом я был в древнем городе Эфесе. Там находилось одно из семи чудес света - храм Артемиды Эфесской. 

Храм Артемиды строился многократно. Ранние деревянные здания храма приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений, и поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить, не жалея средств и времени, великолепное жилище для богини Артемиды, тем более что удалось заручиться обещанием соседних городов и государств участвовать в столь солидном предприятии.

Плиний (древнеримский историк) в своем описании храма, сделанном, правда, через несколько столетий после его постройки, говорит, в частности: «...его окружают сто двадцать семь колонн, подаренных таким же количеством царей». Вряд ли нашлось столько благожелательно настроенных к Эфесу царей в округе, но очевидно, что строительство стало до какой-то степени общим делом соседей Эфеса.

По крайней мере, богатейший из деспотов Востока - Крез, царь Лидии, внёс щедрую лепту. Архитекторов, художников и скульпторов для оформления храма хватало.

Лучшим проектом храма был признан проект Херсифрона. Печальный опыт прежнего строительства в Эфесе заставил задуматься архитектора над тем, как обеспечить храму долгую жизнь. Решение было смелым и нестандартным: ставить храм на болоте у реки. Херсифрон рассудил, что мягкая болотистая почва послужит амортизатором при будущих землетрясениях. А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю, был вырыт глубокий котлован, который заполнили смесью древесного угля и шерсти - подушкой толщиной в несколько метров. Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму (он был закончен примерно в 450 году до нашей эры).

Херсифрон предложил строить храм из мрамора, причём по редкому тогда принципу ионического диптера, то есть окружить его двумя рядами мраморных колонн. Строительство храма было сплошной инженерной головоломкой, о чём есть сведения в античных источниках. Не говоря уже о расчётах, которые приходилось вести для того, чтобы быть уверенным в столь неортодоксальном фундаменте, приходилось решать, например, проблему доставки по болоту многотонных колонн. Какие повозки не конструировали строители, под тяжестью груза они неумолимо увязали.

Херсифрон нашёл гениально простое решение. В торцы стволов колонн вбили металлические стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых шли к быкам оглобли. Колонны превратились в валики, колёса, послушно покатившиеся за упряжками из десятков пар быков.

Херсифрон не дожил до завершения храма. После его преждевременной смерти функции главного архитектора перешли к его сыну Метагену, а когда и тот скончался, храм достраивали Пеонит и Деметрий.

Несмотря на все архитектурные новинки и ухищрения строителей, век храма был недолог. Первый храм был разрушен неким Геростратом, который хотел этим поступком увековечить своё имя. И поныне имя поджигателя эфесского храма является нарицательным для маньяков, одержимых болезненным честолюбием, которые для собственной славы идут на любое преступление. Перед соотечественниками Герострата встала проблема, какую страшную казнь придумать негодяю, дабы ни у кого более не возникало подобной идеи?

Возможно, если бы эфесцы не были одарены богатой фантазией, если бы не оказалось там философов и поэтов, ломавших себе голову над этой проблемой и ощущавших ответственность перед будущими поколениями, казнили бы Герострата, и дело с концом. Ещё несколько лет обыватели говорили бы: «Был один безумец, сжёг наш прекрасный храм... только как его звали, дай бог памяти...».  И мы бы забыли Герострата.

Но эфесцы решили покончить с притязаниями Герострата одним ударом и совершили трагическую ошибку. Они постановили забыть Герострата. Не упоминать его имени нигде и никогда - наказать забвением человека, мечтавшего о бессмертной славе.

Боги посмеялись над мудрыми эфесцами. По всей Ионии, в Элладе, в Египте, в Персии - всюду люди рассказывали: «А знаете, какую удивительную казнь придумали в Эфесе этому поджигателю? Его теперь навсегда забудут. Никто не будет знать его имени. А кстати, как его звали? Герострат? Да, этого Герострата мы обязательно забудем».

 После поджога храм был отстроен заново. Его архитектором был Хейрократ. На этот раз строительство заняло считанные годы. И заслуга в том давно уже умершего Херсифрона. Теперь не было загадок и технических изобретений. Путь был проторен. Следовало только повторить сделанное ранее. Так и поступили. Правда, в ещё больших масштабах, чем прежде. Новый храм достигал 109 метров в длину, 50 - в ширину. 127 двадцатиметровых колонн окружали его в два ряда, причём часть колонн были резными и барельефы на них, выполнял знаменитый скульптор Скопас. Этот храм и был признан чудом света, хотя, может быть, больше оснований к этому званию имел первый, построенный Херсифоном. Сначала средств на строительство не хватало. Но эфесцы решили и эту проблему. Они создали прообраз банка. Они пообещали жителям хранить их ценные вещи и деньги в храме под охраной богини Артемиды. За это в конце года им выплачивалось вознаграждение – процент. Именно на эти деньги храм и был построен. В разгар этих событий к Эфесу подошёл Александр Македонский. Он умел поспевать вовремя. Взглянув на строительство и желая засвидетельствовать своё уважение святилищу, а заодно и заработать политический капитал, Александр тут же предложил покрыть все прошлые и будущие издержки по строительству при одном условии: чтобы в посвятительной надписи значилось его имя. Положение было деликатное. Как откажешься от благодеяния, за которым стоят закалённые фаланги македонцев? Надо полагать, что в городе лихорадочно шли тайные совещания: как ни хорош македонец, честь города дороже.

И нашёлся один хитроумный гражданин в славном Эфесе. «Александр, не подобает богу воздвигать храмы другим богам» - сказал он, на что великий полководец улыбнулся, пожал плечами и ответил: «Ну, как знаете...»

Слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена раннего христианства. Эфес долго оставался оплотом язычников: Артемида не желала уступать славу и богатство новому богу. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. Такие прегрешения не могли остаться безнаказанными. Новый бог наслал на Эфес готов, разграбивших святилище Артемиды в 263 году. Крепнувшее христианство продолжало ненавидеть и опустевший храм. Проповедники поднимали толпы фанатиков против этого олицетворения прошлого, но храм всё ещё стоял.

Когда Эфес попал под власть христианской Византии, наступил следующий этап его гибели. Море постепенно отступало, и Эфес перестал быть крупным торговым городом. Население города уменьшалось, и Эфес постепенно пустел и беднел. Стал гибнуть и храм. Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало тем же болотом, что спасало храм от гибели ранее. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.

Но недавно город Эфес, как и храм Артемиды, был раскопан, и теперь туристы всего мира могут видеть то, что осталось от одного из семи чудес света. Посреди болота стоит одинокая колонна. А рядом предприимчивые турки продают статуэтки богини Артемиды и «старый монэт, всю ночь копал». Довольно жалкое зрелище. Вот что сделали века с некогда великими человеческими творениями.

Подлинный репортаж с места событий Константина Бычкова, Турция, Эфес, Храм богини Артемиды.

На фото: Реконструкция храма Артемиды Эфесской.


times.jpg (9925 bytes)

Оглавление


Hosted by uCoz