Россия


Павел Васильев

Паруса Выборга...


 Летом 2004 года отец взял меня с собой в поход на яхте “Аврора”. Команда яхты состояла из “старых морских волков”, капитана и двух юнг, в том числе и меня. Маршрут похода был определен продолжительностью в трое суток, с заходом в город Выборг и на острова Выборгского залива.

Рано утром мы вышли в море, отчалив от стенки Центрального яхт-клуба, с курсом на Кронштадт. Паруса не ставили, шли под мотором.

Кронштадт – город на острове Котлин. В 1703 году на острове были установлены артиллерийские батареи и основан форт Кроншлот (коронный замок), а уже в июне 1704 года форт и батареи острова отразили попытку шведской эскадры прорваться к молодой столице Российской империи – городу Санкт-Петербург. Позже вокруг Кронштадта была развернута сеть фортов на искусственно созданных островах. Батареи фортов полностью простреливали Южный и Северный фарватер прохода в Санкт-Петербург и являлись надежной защитой города с моря.

Миновав остров Котлин, мы поставили все паруса, и шум мотора сменился шумом волн и криком чаек. На вахту заступила очередная смена. По жребию, моя с отцом вахта должна была начаться в 23.00, а закончиться в 2 часа ночи.

Залив постепенно расширялся, и через некоторое время берег можно было разглядеть только в морской бинокль. Волны становились все больше и больше, ветер усиливался. Постепенно наступили сумерки, а вскоре яхта погрузилась в темноту. Только где-то вдали мерцали огоньки, разбросанные то там, то здесь. Это были огни  кораблей, спешащих по своим делам. Вокруг нас было только море, ветер, волны и ночь.

В 23.00 началась наша вахта. Мне разрешили встать к штурвалу. В мою задачу входило с помощью штурвала, плавно выдерживать назначенный капитаном курс, сверяясь с компасом. Хотя ветер был почти попутным, но команде все равно приходилось переставлять паруса с борта на борт, и тогда яхта шла галсами, меняя курс. Ветер еще больше усилился, некоторые волны стали захлестывать нас почти с головой. Пришлось срочно одеть непромокаемые костюмы и спасательные жилеты. Надвигался настоящий шторм. В два часа ночи  мы сдали вахту очередной смене, и я спустился в кубрик, упал на койку и не заметил, как уснул.

Проснувшись утром, после ночной вахты, я обнаружил, что яхта пришвартовалась в небольшом заливе напротив Выборгского замка с большой башней. Стояло тихое, теплое, солнечное утро. Ничего не напоминало о ночном шторме, но, как оказалось, не для всех прошедшая ночь закончилась так же благополучно, как для нас. У двух яхт, которые, так же как и мы, шли из Санкт-Петербурга в Выборг во время шторма сломались мачты, а одну яхту шторм выбросил на камни острова Малый Березовый. Кроме нашей яхты  у причала стояло еще десятка три других яхт, готовых  стартовать в регате “Паруса Выборга”. Как сказал капитан, старт регаты назначен на 13 часов, и у нас есть время  осмотреть город и перекусить, что мы и стали делать. Сначала решили пойти в замок, а потом  совершить прогулку по городу  и пообедать.

Сойдя с яхты и пройдя по мосту, мы оказались на Замковом острове, возле Выборгского замка. До шведов на этом острове находилось карельское поселение. Местное население было обращено Новгородом в православную веру, а территория  входила в состав Новгородской земли. Местоположение его у западного конца водной системы Вуоксы, а так же скалистый характер поверхности острова делали его удобным пунктом на торговом пути из Балтийского моря в Ладожское озеро.

 В 1293 году, в результате третьего крестового похода шведов под предводительством маршала Торгильса Кнутссона, карельский сторожевой пункт на острове был уничтожен, и на его месте заложена крепость Выборг.

Крестовый поход шведов в Карельские земли был санкционирован Римом и ставил целью расширение влияния католической церкви на восток. Но уже  после основания замка новгородские дружины осаждали его, однако завладеть им не смогли. Крепость с ее крепкими стенами и постоянным гарнизоном стала привлекательным местом для ремесленников и торговцев. В течении короткого времени Выборг стал центром торговли на Балтийском море.

Пройдя через массивные ворота в крепостной стене, мы оказались во внутреннем дворе замка.  В центре  на холме возвышалась шестигранная, высокая башня, образующая еще один рубеж обороны. В наши дни на башне имеется обзорная площадка, куда мы и отправились. Обзор с города и Выборгского залива с высоты птичьего полета был великолепен. Внизу - ганзейский городок, старый Сайменский канал, бесчисленные бухты, проливы и огромная акватория залива, режущая глаза солнечными бликами. Вдоль залива неширокой полосой вытянулся город. За границами города, сплошной стеной стоял лес и уходил за горизонт.

Выйдя из замка и пройдя через другой мост, мы оказались на Ратушной площади с памятником основателю города Торгильсу Кнутссону и статуями богинь ремесла и торговли. От Ратушной площади, поднимаясь  по Крепостной улице, мы вышли на Прогонную улицу  и  мимо костела Гиацинта XVI века подошли к  Часовой башне. Обойдя старую торговую гавань - Салакка-Лахти вышли к рыночной площади с Круглой башней. В наше время в "Круглой башне" расположился  ресторан, где мы и пообедали.  А во времена шведского господства  "Круглая башня" входила в комплекс единых фортификационных сооружений и  крепостных  стен Каменного города.  Они перекрывали полуостров от северного до южного берега и получили первое "боевое крещение" в 1556 году  при осаде Выборга войсками Ивана Грозного.

Утолив голод, мы отправились на яхту уже знакомым маршрутом. Вступая на борт яхты, я произнес: “До свидания Выборг и до новой встречи.”  


times.jpg (9925 bytes)

Оглавление


Hosted by uCoz