Россия |
|
Павел Васильев Паруса Выборга... |
|
Летом 2004 года отец взял меня с собой в поход на яхте “Аврора”. Команда яхты состояла из “старых морских волков”, капитана и двух юнг, в том числе и меня. Маршрут похода был определен продолжительностью в трое суток, с заходом в город Выборг и на острова Выборгского залива.Рано утром мы вышли в море,
отчалив от стенки Центрального яхт-клуба, с
курсом на Кронштадт. Паруса не ставили, шли под
мотором. Кронштадт
– город на острове Котлин. В 1703 году на
острове были установлены артиллерийские батареи
и основан форт Кроншлот (коронный замок), а уже в
июне 1704 года
форт и батареи острова отразили попытку шведской
эскадры прорваться к молодой столице Российской
империи – городу Санкт-Петербург. Позже вокруг
Кронштадта была развернута сеть фортов на
искусственно созданных островах. Батареи фортов
полностью простреливали Южный и Северный
фарватер прохода в Санкт-Петербург и являлись
надежной защитой города с моря. Миновав
остров Котлин, мы поставили все паруса, и шум
мотора сменился шумом волн и криком чаек. На
вахту заступила очередная смена. По жребию, моя с
отцом вахта должна была начаться в 23.00, а
закончиться в 2 часа
ночи. Залив постепенно расширялся, и
через некоторое время берег можно было
разглядеть только в морской бинокль. Волны
становились все больше и больше, ветер
усиливался. Постепенно наступили сумерки, а
вскоре яхта погрузилась в темноту. Только где-то
вдали мерцали огоньки, разбросанные то там, то
здесь. Это были огни кораблей,
спешащих по своим делам. Вокруг нас было только
море, ветер, волны и ночь. В 23.00 началась
наша вахта. Мне разрешили встать к штурвалу. В мою
задачу входило с помощью штурвала, плавно
выдерживать назначенный капитаном курс,
сверяясь с компасом. Хотя ветер был почти
попутным, но команде все равно приходилось
переставлять паруса с борта на борт, и тогда яхта
шла галсами, меняя курс. Ветер еще больше
усилился, некоторые волны стали захлестывать нас
почти с головой. Пришлось срочно одеть
непромокаемые костюмы и спасательные жилеты.
Надвигался настоящий шторм. В два часа ночи мы сдали вахту очередной
смене, и я спустился в кубрик, упал на койку и не
заметил, как уснул. Проснувшись
утром, после ночной вахты, я обнаружил, что яхта
пришвартовалась в небольшом заливе напротив
Выборгского замка с большой башней. Стояло тихое,
теплое, солнечное утро. Ничего не напоминало о
ночном шторме, но, как оказалось, не для всех
прошедшая ночь закончилась так же благополучно,
как для нас. У двух яхт, которые, так же как и мы,
шли из Санкт-Петербурга в Выборг во время шторма
сломались мачты, а одну яхту шторм выбросил на
камни острова Малый Березовый. Кроме нашей яхты у причала стояло еще
десятка три других яхт, готовых
стартовать в регате “Паруса Выборга”. Как
сказал капитан, старт регаты назначен на 13 часов, и
у нас есть время осмотреть
город и перекусить, что мы и стали делать. Сначала
решили пойти в замок, а потом совершить
прогулку по городу и
пообедать. Сойдя с яхты и пройдя по мосту, мы
оказались на Замковом острове, возле Выборгского
замка. До шведов на этом острове находилось
карельское поселение. Местное население было
обращено Новгородом в православную веру, а
территория входила в
состав Новгородской земли. Местоположение его у
западного конца водной системы Вуоксы, а так же
скалистый характер поверхности острова делали
его удобным пунктом на торговом пути из
Балтийского моря в Ладожское озеро. В 1293 году, в
результате третьего крестового похода шведов
под предводительством маршала Торгильса
Кнутссона, карельский сторожевой пункт на
острове был уничтожен, и на его месте заложена
крепость Выборг. Крестовый поход шведов в
Карельские земли был санкционирован Римом и
ставил целью расширение влияния католической
церкви на восток. Но уже после
основания замка новгородские дружины осаждали
его, однако завладеть им не смогли. Крепость с ее
крепкими стенами и постоянным гарнизоном стала
привлекательным местом для ремесленников и
торговцев. В течении короткого времени Выборг
стал центром торговли на Балтийском море. Пройдя через массивные ворота в
крепостной стене, мы оказались во внутреннем
дворе замка. В центре на холме возвышалась
шестигранная, высокая башня, образующая еще один
рубеж обороны. В наши дни на башне имеется
обзорная площадка, куда мы и отправились. Обзор с
города и Выборгского залива с высоты птичьего
полета был великолепен. Внизу - ганзейский
городок, старый Сайменский канал, бесчисленные
бухты, проливы и огромная акватория залива,
режущая глаза солнечными бликами. Вдоль залива
неширокой полосой вытянулся город. За границами
города, сплошной стеной стоял лес и уходил за
горизонт. Выйдя
из замка и пройдя через другой мост, мы оказались
на Ратушной площади с памятником основателю
города Торгильсу Кнутссону и статуями богинь
ремесла и торговли. От Ратушной площади,
поднимаясь по Крепостной
улице, мы вышли на Прогонную улицу и мимо
костела Гиацинта XVI века
подошли к Часовой башне.
Обойдя старую торговую гавань - Салакка-Лахти
вышли к рыночной площади с Круглой башней. В наше
время в "Круглой башне" расположился ресторан, где мы и
пообедали. А во времена
шведского господства "Круглая
башня" входила в комплекс единых
фортификационных сооружений и
крепостных стен
Каменного города. Они
перекрывали полуостров от северного до южного
берега и получили первое "боевое крещение" в
1556
году при осаде Выборга войсками
Ивана Грозного. Утолив голод, мы отправились на яхту уже знакомым маршрутом. Вступая на борт яхты, я произнес: “До свидания Выборг и до новой встречи.” |
|