Исследовательские работы |
|
Ольга Шляховская Человека вне Моды не было, нет и не будет |
|
Человека вне моды не существует: он либо старомоден, либо современен, либо идёт впереди времени, т.е. ультрамоден. Так сказал Вячеслав Зайцев.
Мне
показалось интересным рассмотреть, как
появилось понятие моды, как и по каким принципам
она развивается и изменяется, как влияет
социально-экономическое развитие той или иной
страны на развитие моды. Это и стало целью моей
работы. Моей задачей было рассмотреть все стадии
развития моды от Евы до середины 20 века.
Это же и является предметом моей работы. Хотелось
бы понять, что способствовало изменению моды. Гипотеза
заключается в том, что в костюме отражались все
стадии развития общества. В разные эпохи одежда
имела разную форму, разную окраску и, конечно же,
оказывала влияние на формирование внешнего
облика человека. Она указывала на его
национальную и сословную принадлежность,
имущественное положение и возраст. Уже на заре
человечества была создана первая одежда для
защиты тела от холода и помощи в борьбе за
выживание. Предшественниками одежды являются
татуировка, окраска тела и нанесение на него
магических знаков, с помощью которых люди
пытались предохранить себя от злых духов,
устрашить врагов и расположить к себе друзей.
Большую роль играли украшения, которые вместе с
татуировкой, прической или головным убором
нередко составляли весь костюм человека в
древности. Идеалом человека Древней Греции
был молодой воин-атлет, поэтому костюм греков
только слегка подчеркивал линии фигуры, но не
искажал их. В Средние века, в период
господства христианских догм, человеческое тело
считалось греховным, поэтому с помощью костюма
формы тела скрадывались. Эпоха Возрождения вновь
обращается к человеку, его чувствам. Костюм
становится более удобным, как бы выражая
гармонию внутреннего и внешнего в человеке. На протяжении веков разные
страны и города играли ведущую роль в моде на
одежду: Италия, Испания, Франция, Англия.…
“Итальянский” период в истории моды приходится
на эпоху Ренессанса. Бургундия,
почти весь 15 век
задавала тон в европейской моде. Эпоха бургундского
превосходства в моде сменилась “мужской” модой
Испании. Господствующим стал черный цвет, так
понравившейся империи, “в которой никогда не
заходило солнце”. Зрелый,
галантно-молодцеватый мужчина, смелый создатель
своей судьбы, именно для него создается костюм
первой половины 17 века. В
начале 17 века
сумрачная и чопорная
испанская
мода отступила. Её
сменила жизнерадостная мода парижан.
Легендарный любовник и авантюрист Казанова
писал: “Париж является, пожалуй, единственным
городом в мире, внешний вид которого полностью
меняется через 5-6 лет”. Начиная
с 18 века,
серьезным и достойным соперником
Парижа в области моды стал Лондон. Это
соперничество дополняло и обогащало два главных
направления в моде – практичное и спортивное в
Лондоне и склонное к фантазии и сексуальности в
Париже. А после Второй мировой войны из Америки
пришла в Европу одежда для работы и отдыха из
джинсовой ткани. Особо
хотелось бы остановиться на 20-ом
веке. В
первые десятилетия 20 века
произошла настоящая революция в моде, вполне
сравнимая по своему значению с НТР. Требование к
женской одежде стали включать такие
обязательные в наши дни критерии как
гигиеничность, удобство, функциональность. К 1910 году
произошел гигантский скачок в формах женской
одежды. В моду вошло свободное платье, не
деформирующее фигуру, скроенное по античным,
восточным или народным образцам. Но внезапно
обретённая свобода тела тяготила женщин,
отвыкших легко двигаться. В моду входит силуэт
"бильярдный кий". Юбки становятся всё уже и
уже, и, наконец, доходит до того, что внизу юбки
застёгивают на манжет. Когда
в 1914 году
Европа вступила в войну, вначале мало что
изменилось. Женщины продолжали носить
экстравагантные вещи в стиле “прекрасной
эпохи”. Но к 1915 году
на смену длинным юбкам пришли более короткие и
широкие, позволявшие свободно двигаться. Женщины
начали проникать в конторы и на производство.
Многие из них работали добровольно, помогая
своей стране. Согласно инструкции на
производстве запрещалось носить узкие корсеты и
крахмальные юбки. На военных заводах работницы
надевали комбинезоны, те же, кто был занят в
сельском хозяйстве, носили бриджи. Первые
женщины в брюках появились во время первой
мировой войны. Сначала они надевали брюки только
для работы, но многие продолжали пользоваться
ими и в свободное время. Так брюки вошли в моду. После
первой мировой войны произошел возврат к более
женственной довоенной моде. В 1923 году
подолы юбок опустились почти до земли, но в 1925-м
вновь поднялись до колен. Несмотря на различные
колебания в длине, юбки с тех пор никогда больше
не опускались до пола. После
войны стал ощущаться дисбаланс между
количеством молодых мужчин и женщин. Девушки
стали походить на мальчиков. Они ездили на
мотоциклах, летали на аэропланах, бросая вызов
мужчинам почти во всех сферах деятельности.
Бюсты и бедра почти исчезли. Совершенной
считалась фигура тонкая и прямая, без пышных
форм. В
нашей жизни ничто не возникает спонтанно. Любое
событие имеет свою предысторию. И порой, чтобы
понять происходящее сегодня, надо оглянуться
назад. Только предыдущий опыт помогает смело
идти вперед и не совершать ошибок. Это
утверждение применимо ко многим сферам нашей
жизни. Не последнюю роль играет оно и в такой
области, как мода. Мода
– капризная дама, которая привыкла
устанавливать правила для большинства. Она
отвергает то, что было вчера, призывая к
постоянным переменам. Чем более смелое решение
вы примете, тем больших оваций удостоитесь. Мир
моды живет по своим, порой непонятным стороннему
наблюдателю законам, и открывает двери лишь
избранным. Понять постоянно меняющееся
настроение Прекрасной Дамы, проникнуться им и
принять – не это ли сокровенное желание всех
живущих на Земле. Каково будущее Моды, или какова
мода Будущего? Во все времена мода была…
сексуальна в той или иной степени: сексуальность,
желание нравиться – вот главные стимулы ее
развития. Вряд ли в Будущем она изменит своему
главному принципу – быть Привлекательной. Сегодня, когда меняется ритм
жизни, когда люди пытается жить энергичнее,
вольнее, успеть везде и всюду, мода порой
приобретает шокирующие, на первый взгляд, черты.
Вместе с тем она всегда будет стремиться к
мобильности, целесообразности, удобству,
практичности, раскрепощенности и
естественности. Кому-то она будет нравиться, а
кому-то – нет. Но, как известно, “о вкусах не
спорят”, а человека вне моды не было, нет, и не
будет. Ну а мода… она ведь как бабочка: ее жизнь
скоротечна и мимолетна… Литература
Зайцев В. М. «Такая
изменчивая мода» М., 1980 г. Мерцалова М. Н. «История
костюма»
М., 1972 г. Мерцалова М. Н. «Костюм разных
времён и народов» т. 1. М., 1993 г. Мерцалова М. Н. «Костюм разных
времён и народов» т. 2. М., 1995 г. Киреева Е. В. «История костюма» М., 1970 г. |
|