Исследовательские работы |
|
Анастасия Зайцева Н.А. Некрасов "Железная дорога" (Опыт исторического комментария) |
|
На сегодняшний день железная дорога является наиболее популярным и недорогим способом передвижения на значительные расстояния пассажиров и грузов.
Первого
ноября 1851 года
открылось постоянное движение поездов по
магистрали Санкт-Петербург – Москва, первой в
России железной дороги, величайшей по
протяженности и наиболее совершенной в мире по
техническому оснащению двух путной железной
дороги. О строительстве этой железной
дороги нам в основном известно из стихотворения
Н.А.Некрасова “Железная дорога”, в котором он
все ужасы этого строительства возлагает на плечи
графа П.А. Клейнмихеля. Поэтому объектом
исследования моей
работы является
строительство Николаевской железной дороги,
ныне Октябрьской. А
предметом исследования стало восприятие этого
исторического события современниками в
историографии. Одним из
современников, строительства этой железной
дороги, и является Н.А.Некрасов, но само
стихотворение было написано значительно позже, а
в 40-50
года
XIX
столетия
Некрасов в своем творчестве мало обращался к
жизни крестьянства. Основная цель моей работы
заключается в том, что бы определить
действительное значение строительства и
эксплуатации Николаевской железной дороги. В работе рассматривается
гипотеза о том, что Николаевская железная дорога
строилась так, как она могла строиться в свое
время и никак иначе. Для
раскрытия темы были поставлены следующие задачи:1. Проанализировать
социальное развитие России при Николае I. 2. Рассмотреть
организацию строительства железной дороги с
точки зрения экономического и социального
развития страны в то время и влияния на него
транспортной проблемы. 3. Показать
цену человеческой жизни- строителей этой дороги. В своей
работе я доказываю, что строительство железной
дороги, особенно для России, было острой
необходимостью, так как первобытные пути
сообщения были сильной помехой в развитии
торговли и промышленности. Поэтому в России шла
острая полемика между сторонниками и
противниками строительства железной дороги. В
конце концов, было решено строить эту железную
дорогу за казенный счет Николаем I. Но надо
учесть, что в России к началу этого строительства
не было своих специалистов в этой области. Были
инженеры и профессора, которые читали курс “О
дорогах колесных и полосных”, но и они знали свой предмет только
теоретически, поэтому строительство этой
железной дороги было делом совершенно новым для
России. Так же надо учесть, что в России был
крепостнический строй и, поэтому, свободной
рабочей силы было очень мало. Поэтому основными
строителями железной дороги были
государственные и крепостные крестьяне, которых
приводили на строительство партиями,
бессовестно обманывали, наживали на их труде
огромные состояния, так как в своей общей массе
они были люди безграмотные, а крепостных вообще
отдавали в аренду помещики. Юридически строители
Николаевской железной дороги были совершенно
беззащитны. Россия знала в то время один
способ строительства, а именно подрядный способ.
Именно так и строилась Николаевская железная
дорога. Главноуправляющим
путями сообщения был граф Петр Андреевич
Клейнмихель. Именно его Н.А.Некрасов обвинил во
всех беззакониях, творившихся на строительстве
железной дороги. Конечно же, его вина в этом есть,
но не больше, чем у всех остальных. Начиная с
подрядчиков и заканчивая самим Николаем I. Все дело в социальном укладе
России. В многовековой привычке смотреть на
крестьян, как на вещь, которую
можно продать и купить, обменять, заставить
делать то, что считал нужным их хозяин.
Крестьянская человеческая жизнь абсолютно
ничего не стоила. При чем это было узаконено,
общество не считало это чем-то постыдным. Моя работа доказывает, что
строительство Николаевской железной дороги была
острой необходимостью для России, с ее огромной
территорией, и плохими дорогами. И строилась она
именно так, потому что другого способа
строительства в России не знали, да и просто его
не могло быть. Эта дорога дала толчок к строительству сети железных дорог в России, развитию новой отрасли промышленности: паровозо- и вагоностроительству и их ремонту, большому количеству железнодорожных рабочих.
В своей работе я использовала книги из центральной железнодорожной библиотеке: Б. Великин “Петербург-Москва” (Государственное издательство “История фабрик и заводов” Ленинград, Москва, первое издание, 1935 год); А.А. Августенюк, М.Гвоздев “Первая магистраль” (Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство. 1981г.), а так же учебники по истории, пособия по истории России и другую литературу. |
|