Исследовательские работы |
|
Валентина Семенова "Наказ" Екатерины II (Великие мысли или великая мистификация) |
|
Перечитывая
сей лицемерный «Наказ», нельзя
воздержаться от праведного негодования.
А. С. Пушкин «Наказ» императрицы подавался сочинением, содержавшим множество напыщенных фраз и обещаний, которые она не намеревалась претворять в жизнь, а Уложенная комиссия оценивалась как фарс, нацеленный на околпачивание французских просветителей и либералов внутри страны.
Н. И. Павленко Политика,
экономика и социальная жизнь России часто
напрямую зависит от того, как глава государства
относился к передовым идеям и возможности их
практического применения. С давних времен
периодически делаются попытки переноса западных
политических и правовых идей на русскую почву.
Идеи, пришедшие издалека, часто воспринимаются
как заведомо прогрессивные и жизненно
необходимые. Вопрос о том, насколько позитивна
такая практика, в настоящее время чрезвычайно
актуален. Пытаясь дать на него ответ, нужно
учитывать опыт прошлого. «Россия
есть европейская держава» - этот
тезис сформулировала императрица Екатерина II. Вдохновленная
деяниями Петра I и
западными либеральными идеями Екатерина пишет «особую
инструкцию», пожелания
и советы для уложенной комиссии.
Так появляется «Наказ ее
императорского величества Екатерины Второй, самодержицы всероссийской,
данный комиссии о сочинении проекта нового
уложения». Идеи
Екатерины II относительно
развития России, изложенные в «Наказе» стали
объектом исследования. Совершенно очевидно, что
целый ряд политических и правовых идей «Наказа» был
заимствован Екатериной II из
сочинений Ш.Л.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро и
других философов эпохи Просвещения, но важным
представляется проблема целей и характера этого
заимствования. Таким образом, предметом
исследования будут причины появления
западных политико-правовых концепций в тексте
источника. Цель -
доказательство тезиса о том, что «Наказ» Екатерины
II
создавался
в качестве пропагандистского документа,
ориентированного скорее для внешнего, чем для
внутреннего употребления. Данное
исследование доказывает, что концептуальные
политические и правовые идеи «Наказа» были
изначально несовместимы с российской
действительностью периода правления Екатерины
Великой, в связи с чем «Наказ» нельзя
рассматривать в качестве политико-правового
документа. Перед
подробным анализом некоторых глав источника автор обращается к истории
создания «Наказа». Представленные
в первой главе исторические сведенья помогают
выявить истинные причины появления «Наказа», которые
позволили Н. И. Павленко расценить документ и
Уложенную комиссию как фарс. Во второй главе
подробно анализируются интересующие нас статьи
источника, выявляются европейские черты и
смысловые противоречия в тексте «Наказа». Третья
глава посвящена подлинным целям создания
документа. Для
исследования использовались источники (Записки
императрицы Екатерины Второй и Сегюр Л. Ф.
Записки о пребывании в Росси в царствование
Екатерины II), публицистика
(Щербатов М. М. О повреждении нравов в России),
исследовательская литература (Н И Павленко, А Б
Каменский, А С Пушкин). Текст «Наказа» я
сравнивала с сочинением Ш. Л. Монтескье «О духе
законов». Либеральная
терминология «Наказа» Екатерины
II
и
сочинений европейских просветителей сходна.
Однако совершенно противоположно содержание.
Своим содержанием «Наказ» увековечивает
и закрепляет самые жестокие устои и
крепостнические пережитки самодержавной власти. Удивительно
то, что противоречивость и двусмысленность
документа буквально лежат на поверхности.
Приведу пример (15 статья 4 главы): «Самодержавных
правлений
намеренье и конец есть слава граждан,
государства и Государя». Нет
сомнений, императрица видела все несоответствия,
тем не менее, она продолжала работать над
документом, понимая, что проект не будет
реализован. Императрица
рассказала, каким должно стать общество после
преобразований и на каких принципах строится
политическое и социально-экономическое развитие
государства. Любая инструкция создается
применимой на практике, в противном случае не
имеет смысла ее разрабатывать. Но «Наказ» оказался
неприменимым изначально, то есть абсолютно
бесполезным для государства. В чем же состояла истинная цель
создания документа? Идеи «Наказа» не
предполагалось применять на практике и причина
тому – не расхождение просветительских идей и
реальности крепостнической России. Нам видится,
что «Наказ» изначально
создавался автором не для практического
применения в качестве проекта нового свода
законов. У Екатерины II были
скрытые мотивы. Первый, конечно, состоял в том,
чтобы узаконить собственную власть и
обезопасить себя от всякого рода переворотов,
очень популярных на тот период. Так же
императрица ввиду собственного тщеславия желала
прослыть мудрой, просвещенной монархиней и
реализовать идею «философа
на троне». Своими «либеральными» предложениями
по преобразованию законодательной системы
России Екатерина надеялась ввести в заблуждение
не только зарубежных мыслителей и политиков, но и
либерально настроенных граждан внутри страны.
Этот документ мистифицировал российское и
западное образованное общество ради
персональных интересов самой императрицы. Но была еще одна важная причина,
по которой императрица занималась на деле
бессмысленным для государства и народа
творчеством. Она прекрасно понимала опасность
народного возмущения и стремилась предотвратить
его. Для образованных людей в России Екатерина
решила создать видимость законодательного
процесса. Фактически она хотела ввести в
заблуждение либералов внутри государства и
остановить всяческие попытки реформирования
государства вне контроля и руководства самой
государыни. Власть предержащие до сих пор
прибегают к методу Екатерины, создавая видимость
деятельности, но реально ничего не изменяя на
практике.
Источники
и литература:
1. Наказ ее
императорского величества Екатерины II. С-Пб.: 1796 2. Записки
императрицы Екатерины Второй. С-Пб: 1907 3. М. М.
Сперанский. Проекты и записи. М.-Л.: 1961 4. Ш. Л. Монтескье. О духе законов. М.: 1999 |
|