|
Перемена Времен "Passion" |
Светлана Марсовна Пономаренко Поэтический мир Ксении Гриневской (Осмысление поэтического опыта) |
|
«Для меня стихи – это дети», - сказала Ксения, когда на занятии, посвященном лирике А.А.Фета, встал вопрос о том, а что же вообще такое ПОЭЗИЯ.
А дети
те Рождаются
без спроса, Как
боль души, И
рвутся к небесам. Бродя в
тиши, Ложатся
под колеса И в
темноте Стучатся в двери к нам.
Это
строки из стихотворения «Дети», из
сборника Ксении «Alma
beata». Здесь,
пожалуй, почти все сказано о содержательной
стороне ее поэзии и, главное, о мотивации
творчества. Известно, что поэт – это не тот, кто
пишет стихи, а тот, кто не может их не писать. Для Ксении стихи – больше чем
попытка самовыражения, это единственно
возможный способ возвращения к себе из почему-то
оглохшего и ослепшего мира, где она немотствует,
где она одинока. Однако
драматизм противостояния человеческого «я» миру не
делает ее стихи однозначно минорными. В них есть
такая лирическая сосредоточенность и
напряженность чувств, что они становятся самым
ярким впечатлением от от стихотворения – горечь
и боль отступают на второй план. Кроме того, стихи Ксении почти всегда диалог – не только с читателем, но и с Ним, неведомым нам прямым адресатом, который не может не понять, не откликнуться, потому что Он – свой, близкий, тоже с крыльями, с прививкой боли и ветра в душе, но (увы!) тоже сейчас зараженный слепоглухотой. Однако не верится, что этот заколдованный кем-то Кай может не «оттаять» - сколько искреннего, распахнутого донельзя чувства обращено к нему:
А я
убегу к тебе, Укроюсь
от злого света. И, глядя
в глаза судьбе, Заплачу
опять об этом. (Мечта о Святой любви)
Интересно, как решен традиционный для романтической поэзии мотив Ночи в сборнике «Дева-Ночь». Для земного, живущего солнечным светом человека ночь необъятна своей космичностью, страшна неясностью, а неясность безверием, отрицанием себя. Но у лирической героини этого сборника Ночь – истина. Для нее в точке отрицания, доходящей порой до жажды самоуничтожения, больше правды, чем в сусальном, ангельском согласии с миром:
Нас
сделали обличьем зла. А мы
храним кресты и души, Мы
верим в то, что ночь светла, Мы лжи
уверенность разрушим. Сломаются
мечи и шпаги Под
плитами открытых слов. Мы –
демоны – ночей бродяги, – Светлее
ваших образов…
Это стихотворение абсолютно в
русле романтической традиции: образ Демона
смущал Пушкина, а затем демонизм стал вечной
темой русской поэзии. Лирическая героиня Ксении
тоже все время проходит через искушения. И сама
всеобщность отрицания, рождающая мысли об уходе,
о смерти, - это тоже оттуда, от катастрофичности
романтического мироощущения. В
целом, поэтический мир Ксении Гриневской, (как он
представлен в этих трех сборниках) почти замкнут
в себе самом и воспринимается как большой
лирический монолог, где много боли, тревоги,
надрыва страсти. Правда, есть и лучики легкого
дыхания, вроде стихотворения «Положи
меня в кармашек», и вдруг
резкий, но реалистичный взгляд на мир, как в
стихотворении «Девочки
куплены». Не знаю, кто кумир Ксении в
русской поэзии, но вместе с цветаевской
обостренностью чувств в ее стихах иногда звучит
соразмерность и гармония ахматовских строк и
рвущийся ввысь стих Блока. Можно ли считать ее стихи
подражательными (ведь с этого начинается путь
большинства поэтов)? Наверное, и да – и нет. Несомненно
одно: в стихах Ксении и по содержанию, и по форме
есть заявка на собственный голос. Но путь
к званию Поэт (именно Поэт, а не поэтесса!)
тернист. Это не только постоянное взросление
души, которая должна из «снов и
туманов» юности
выйти в жизнь, не замкнутую личной драмой. Это и
обретение колоссального интеллектуального
багажа, потому что поэзия – это еще мир
ассоциаций; в них отражает себя настоящий
поэтический образ, не равный затасканному, не
цепляющему ни ум, ни чувства штампу. Это и
совершенствование стиха с его формальной
стороны – кристаллизация смысла, ритма, звука
воедино. У Ксении есть талант. Это не тяжелая ноша за плечами – это дар. И хоть очень непросто взращивать «вещий язык» поэзии, но так уж бывает, что не всегда мы выбираем свою судьбу – иногда судьба выбирает нас. |
|