Европа


Константин Бычков

Замки Луары


Этим летом я был во Франции, в долине реки Луары, которая знаменита своими многочисленными старинными замками. Дело в том, что, возвращаясь из своих итальянских походов, начавшихся в 1494 году, у королевской династии Валуа родилась новая концепция королевского двора и резиденции.

 

Их замки, бывшие до этой поры суровыми крепостями, перестали служить оборонительным целям после того как мир в стране, казалось, установился, а появление артиллерии сделало даже самые неприступные стены хрупкими, словно яичная скорлупа.

Карл VIII, Людовик XII и Франциск I прониклись итальянской гуманистической идеей, которая утверждала, что отныне могущество страны будет определяться не силой оружия, а культурой, изяществом, богатством, а также образом повседневной жизни, окруженной роскошью. Началось распространение итальянской культуры во Франции.

Стены старинных крепостей вновь ожили, стали украшаться лепниной и фризами. Среди многих замков (Амбуаз, Шомон, Шенонсо, Блуа, Шамбор) мне больше всего понравились замки Шамбор и Блуа.

Замок Блуа расположен на высоком скалистом утесе, омываемом водами Луары и впадающей в нее небольшой реки. Упоминание о замке встречается только в текстах IX века, хотя, без сомнения, это место было обитаемо еще в эпоху неолита.

С середины Х века Блуа и его окрестности становятся владением могущественных феодалов – графов де Блуа, вассалов короля Франции, они же – графы Тура и Шартра, затем Шампани, которые много раз переделывали укрепленный замок. От мощной крепости, воздвигнутой в XIII веке, сохранились лишь угловая башня, часть крепостной стены, отдельные башни, включенные в позднейшие постройки, а также большой зал графов де Блуа, предназначавшийся для собраний и празднеств.

В конце XIV века графство Блуа было продано принцу Людовику Орлеанскому, сыну французского короля Карла V. Это событие предопределит блестящее будущее города. Сын Людовика, поэт Шарль Орлеанский, после возвращения из многолетнего английского плена прожил в замке 25 лет, собрав вокруг себя небольшое изысканное общество литераторов и поэтов.

Однако история Блуа связана преимущественно с именем внука Людовика Орлеанского, который в 1498 году стал королем Франции под именем Людовика XII. Уроженец Блуа, Людовик XII, решил обосновать здесь свою резиденцию. Небольшой город Блуа стал таким образом королевским городом и был столицей королевства в течение определенного отрезка XVI века. Такой выбор был прекрасно оправдан, так как и город, и его окрестности находились тогда в пышном расцвете, а население их было целиком и полностью предано герцогам Орлеанским, которые способствовали развитию этого района.

Во времена Шарля Орлеанского, и особенно Людовика XII и Франциска 1, город Блуа переживает блестящий взлет, но после смерти королевы Клод де Франс (1524 г.) и жестокого поражения при Павии (1525 г.) Франциск I больше никогда не возвращался в Блуа; его преемники останавливались здесь только на короткое время.

В XVIII веке замок Блуа был покинут королями. В 1788 году Людовик XVI приказал продать замок или, за отсутствием покупателя, разрушить его. Спасло замок только его переоборудование в казарму.

Во время и после Революции некоторые памятники Блуа были повреждены и частично разрушены. Замок также пострадал от вандализма: все эмблемы и изображения, напоминавшие о королевской семье, были уничтожены. Печальная участь замка длилась всю первую половину XIX века. Он претерпел множество переделок во время военной оккупации, и лишь начиная с 1845 года архитектором Дюбаном была предпринята обширная реставрация, осужденная в настоящее время как чрезмерная.

Замок Шамбор был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции. Жизнь в замке протекала в основном на лестницах и в крестообразно расположенных залах. Чтобы подняться на тот или иной этаж, обитатели замка, кроме центральной лестницы, могли воспользоваться и другими винтовыми лестницами, построенными в угловых башнях.

Франциск I бывал в Шамборе только наездами, приезжая туда вместе со своей второй супругой Элеонорой Габсбургской и своей фавориткой Анной д'Эйи. За исключением официальных встреч, он наведывался в замок только раз в два года на несколько недель охотничьего сезона. В распоряжении французской Короны было множество других замков, и перемещения короля и его двора были довольно частыми.

После смерти короля двор переехал в Париж. Генрих II, сын Франциска I, продолжил работы в замке. Так, он занялся постройкой третьего этажа капеллы, а также других частей замка, которые приказал украсить своей монограммой. Именно в замке Шамбор в 1552 году был подписан договор, подтверждавший присоединение к французской Короне трех епископств - Меца, Туля и Вердена, которые ранее ей принадлежали. В 1559 году, после смерти Генриха II, в работах снова наступила остановка, хотя его вдова Екатерина Медичи иногда приезжала в замок вместе со своими детьми. Карл IX очень любил охоту; по этому поводу сохранилось множество историй, свидетельствующих о силе и ловкости короля как всадника и охотника. После его смерти, наступившей в 1574 году, замок оставался не занятым в течение 50 лет, так как Генрих III и Генрих IV посещали его крайне редко. В 1626 году Людовик XIII уступил графство Блуа, куда входил и Шамбор, своему брату Гастону Орлеанскому. Этот дар проистекал не столько из родственных чувств, сколько из стремления привязать к себе брата, верность которого не всегда выдерживала испытания. Гастон Орлеанский, став хозяином замка, возобновил работы по его обновлению; рассказывают, что он любил играть со своей дочерью, будущей "Великой Мадемуазель", на центральной лестнице замка, поднимаясь и спускаясь по ее ступеням, тогда как малышка, бегая по другому витку лестницы, никак не могла его поймать.

Позднее Шамбор был вновь присоединен к владениям французской Короны. При Людовике XIV окружавшая замок территория, покрытая дикорастущими травами и кустарником, была частично преобразована в парк.

В 1669 году Мольер и Люлли создали здесь своего "Господина де Пурсоньяка". Они разыграли эту пьесу в замке перед королем еще до премьеры. На следующий год в замке давали другую пьесу Мольера "Мещанин во дворянстве".

Людовик XIV, увлеченный военными проектами, не довел строительные работы до конца. Сменив многочисленных владельцев, замок попал под карающий меч Французской революции, когда он чуть не был разрушен; в 1793 году все его великолепное убранство было вывезено. Положение замка, уже бывшее критическим, не улучшилось во времена Наполеона, когда он перешел в руки маршала Бертье.

Сейчас в замке расположен музей. В высоты третьего этажа замка отрывается замечательный вид на парк. Я был в восторге от каменного кружева замка, от его замечательной архитектуры и истории.

В заключении хочется сказать, что река Луара в течение 170 лет была свидетельницей самых блестящих страниц в истории Франции. Она была важнейшим водным путем, который бороздили суда и парусники. Это был естественный выход к морю - в Нанте, и дорога, по которой во Францию текли шелка, пряности, драгоценные камни, жемчуг, произведения искусства и военные трофеи. По ней приезжали во Францию также художники, ремесленники, органные мастера и декораторы. Франциск I привлек к своему двору уже немолодого Леонардо да Винчи (у которого он купил "Джоконду" за 4000 дукатов), доверив ему проект постройки канала в Амбуазе. Специально для него был оборудован замок в Кло-Люсе, где он жил в обществе короля и знаменитостей, привлеченных славой великого художника.

Замки Луары сходят со сцены в XVII веке. Сегодня эти немые свидетели славных страниц истории Франции не могут не вызвать нашего искреннего восхищения.

 

На фото: Замок Шамбор


times.jpg (9925 bytes)

Оглавление


Hosted by uCoz