Европа |
|
Ксения Наконечная В городе богини Афины |
|
Глупец
ты, кто Афин не видел, Болван,
коль видя их не восторгался. А
если добровольно их покинул ты—верблюд. Афинское изречение.
Настоящие Афины занимают всю
равнину от залива Сароникуса до гор Аттики, но в
центре моря современных зданий еще как остров выделяется то, что всегда
являлось священным сердцем: известняковая скала
Акрополя. О нем в древности слагались легенды, по
приданию на нем жил и мифический царь Тесей. Укрепленные
крепостной стеной с микенских времен, когда там,
в действительности был построен царский дворец,
следы которого были найдены. Афины становятся
местом, посвященным культу уже при тиране
Писистрате около 550 г. до
н.э. С того
времени украшались они храмами
и статуями. Снесенные с лица земли персами в 480 году
Афины были сразу освящены, и их восстановление
явилось символом триумфа города. Перикл,
державший в то время бразды правления, собрал
здесь величайших мастеров эпохи
во главе с гениальным «руководителем» Фидием;
за несколько лет Акрополь принял великолепный
вид, делающий его единственным в мире - одним из
самых выдающихся созданий западной культуры. Тогда был возведен новый
грандиозный храм Парфенон, посвященный Афине
Парфенос, и огромный величественный вход,
состоящий из Пропилеев; рядом с ними позже был
построен небольшой храм Афины Победительницы,
или Афины Нике, а у
северных склонов некоторые из древнейших
культов были собраны в
необыкновенном храме - Эрехтейоне. Уже в позднюю римскую эпоху и
позже, в период средневековья. Акрополь приобрел
вновь свою первоначальную роль крепости: новые
оградительные сооружения поглощали
классические здания, отчасти скрывая, отчасти
защищая их. От войн между турецкими захватчиками
и Венецией сильно пострадал мрамор. Он
неоднократно перевозился, как и большинство
статуй и рельефов, украшавших Парфенон (т.н.
мрамор Эльгина, названный в честь английского
дворянина, который в первые годы XIX века
перевёз мрамор в Лондон, где он находится и
сейчас). После провозглашения независимости
Греции в 1832 г.,
древние памятники архитектуры были освобождены
от наложений, а многочисленные организованные
раскопки и реставрационные работы придали
Акрополю настоящий вид. В последние годы новая
опасность—загрязнение окружающей среды -
вынудила заменить некоторые типы мрамора
копиями. Акрополь.
Единственно доступной стороной на вершине скалы
всегда оставалась западная, с других сторон
крутые стены уже сами по себе представляли
непреодолимую естественную преграду, но с
микенской эпохи они укреплялись ещё больше, а
позже и в V в. до
н.э. Фемистоклом и Кимоном, использовавшими вновь
блоки развалин, оставшихся от грабежей. В
настоящее время можно подняться по
оригинальному зигзагообразному лестничному
пролёту, оставшемуся среди руин. Другим,
построенным позже сооружением, является
массивная дверь, т. н. Бюле, названная по имени
французского археолога, обнаружившего её в 1852году. Построена
она была римлянами в III в. н.э.
для лучшей защиты входа Акрополя во время
первого германского вторжения. Относительно
поздним является и огромный, расположенный слева
монумент из имитского мрамора в виде башни: он,
должно быть, служил, основой квадриге царя из
Пергама, которая была заменена сначала статуями
Антония и Клеопатры, а позже статуей Агриппы,
затем Августа, запечатлевшего эпиграф,
сохранившийся до сих пор. Там, где заканчивается подъём,
уже в микенскую эпоху проход был защищён
бастионами и позже замене монументальным входом.
В проекте Фидия он был заменён пропилеями –
новым сооружением, должным подчеркивать
величественность самого места и представлявшим
собой огромную поперечную громаду, через которую
проходил вход. Строились
они под руководством архитектора Мнесикла,
начиная с 435г. до
н.э., три года спустя работы, на которые по
обнаруженным надписям уже было затрачено 2000 талантов,
были прерваны в результате разразившейся
Пелопоннесской войны и, в действительности не
были закончены. Для их строительства были
использован, прежде всего, пентелический мрамор,
дополненный при входе элевсинскими камнями. Пропилеи предстают в форме
огромного прямоугольного здания, по обеим
сторонам которого расположено два корпуса,
имеющих неодинаковые размеры для сохранения
более древних священных мест. Фасад
центрального корпуса с размерами 18,20 м Х 25 м
украшен шестью дорическими колонн, между
которыми проходит лестничный пролёт, ведущий к
Акрополю; стена с пятью дверями, параллельная
фасаду, разделяется корпус на два отделения,
которые, ввиду приспособления к уклону, имеют
потолки разной высоты. По сторонам портика,
расположенного при входе, каждое из двух крыльев,
должно быть, представляло собой здание с тремя
дорическими колонами, но только северное крыло
было завершено. Предназначено оно было для
хранения полотен Полигнота и поэтому было
названо Пинакотекой. От южного крыла осталось
только короткий портик из трёх колон, за которым
находилось не закрытое помещение, а выход на
террасу, где был возведён храм Афины Нике. Это был
маленький – 8,27 м Х 5,44 м – с
четырьмя дорическими
колоннами на передним и задним фасаде. Его проект
был отложен на длительное время, и только после 430года
Калликрат смог довести его до конца. Храм
опирался на микенский бастион, который в то время
был покрыт известняковыми блоками и должен был
содержать древнюю деревянную статую Викторию
без крыльев или т.н. Нике Аптерос. Непрерывный
фриз общей длиной 25 м
проходил по архитравам с четырёх сторон. Часть
плит в настоящее время находится в Британском
музеи, а на их место были установлены копии. На восточной стороне были
представлены отдельные божества: в центре Афина
между Зевсом и Посейдоном; на друг их сторонах –
возбужденные сцены сражений греков с амазонками
и греков с персами. Фронтоны, должно быть, тоже
были украшены эпизодами сражений против
амазонок и гагантов. Около 410 г. край бастиона был защищён балюстрадой, декорированными плитами, которые ныне сохранились в Музее Акрополя. Здесь находились крылатые победы, запечатлённые в различных позах, закутанные в прилегающие или развевающиеся драпировки в маньеристском вкусе, в типичном, т.н. богатом стиле.
На фото: собор города Турку |
|