Европа


Ксения Наконечная

В городе богини Афины


Глупец ты, кто Афин не видел,

Болван, коль видя их не восторгался.

А если добровольно их покинул ты—верблюд.

Афинское изречение.

 

Настоящие Афины занимают всю равнину от залива Сароникуса до гор Аттики, но в центре моря современных зданий еще как остров  выделяется то, что всегда являлось священным сердцем: известняковая скала Акрополя. О нем в древности слагались легенды, по приданию на нем жил и мифический царь Тесей.

Укрепленные крепостной стеной с микенских времен, когда там, в действительности был построен царский дворец, следы которого были найдены. Афины становятся местом, посвященным культу уже при тиране Писистрате около 550 г. до н.э.

С того времени украшались они храмами  и статуями. Снесенные с лица земли персами в 480 году Афины были сразу освящены, и их восстановление явилось символом триумфа города. Перикл, державший в то время бразды правления, собрал здесь величайших мастеров эпохи  во главе с гениальным «руководителем» Фидием; за несколько лет Акрополь принял великолепный вид, делающий его единственным в мире - одним из самых выдающихся созданий западной культуры.

Тогда был возведен новый грандиозный храм Парфенон, посвященный Афине Парфенос, и огромный величественный вход, состоящий из Пропилеев; рядом с ними позже был построен небольшой храм Афины Победительницы, или Афины Нике, а  у северных склонов некоторые из древнейших культов были  собраны в необыкновенном храме - Эрехтейоне.

Уже в позднюю римскую эпоху и позже, в период средневековья. Акрополь приобрел вновь свою первоначальную роль крепости: новые оградительные сооружения поглощали классические здания, отчасти скрывая, отчасти защищая их. От войн между турецкими захватчиками и Венецией сильно пострадал мрамор.

Он неоднократно перевозился, как и большинство статуй и рельефов, украшавших Парфенон (т.н. мрамор Эльгина, названный в честь английского дворянина, который в первые годы XIX века перевёз мрамор в Лондон, где он находится и сейчас). После провозглашения независимости Греции в 1832 г., древние памятники архитектуры были освобождены от наложений, а многочисленные организованные раскопки и реставрационные работы придали Акрополю настоящий вид. В последние годы новая опасность—загрязнение окружающей среды - вынудила заменить некоторые типы мрамора копиями.

Акрополь. Единственно доступной стороной на вершине скалы всегда оставалась западная, с других сторон крутые стены уже сами по себе представляли непреодолимую естественную преграду, но с микенской эпохи они укреплялись ещё больше, а позже и в V в. до н.э. Фемистоклом и Кимоном, использовавшими вновь блоки развалин, оставшихся от грабежей.

В настоящее время можно подняться по оригинальному зигзагообразному лестничному пролёту, оставшемуся среди руин. Другим, построенным позже сооружением, является массивная дверь, т. н. Бюле, названная по имени французского археолога, обнаружившего её в 1852году.

Построена она была римлянами в III в. н.э. для лучшей защиты входа Акрополя во время первого германского вторжения. Относительно поздним является и огромный, расположенный слева монумент из имитского мрамора в виде башни: он, должно быть, служил, основой квадриге царя из Пергама, которая была заменена сначала статуями Антония и Клеопатры, а позже статуей Агриппы, затем Августа, запечатлевшего эпиграф, сохранившийся до сих пор.

Там, где заканчивается подъём, уже в микенскую эпоху проход был защищён бастионами и позже замене монументальным входом. В проекте Фидия он был заменён пропилеями – новым сооружением, должным подчеркивать величественность самого места и представлявшим собой огромную поперечную громаду, через которую проходил вход.

Строились они под руководством архитектора Мнесикла, начиная с 435г. до н.э., три года спустя работы, на которые по обнаруженным надписям уже было затрачено 2000 талантов, были прерваны в результате разразившейся Пелопоннесской войны и, в действительности не были закончены.

Для их строительства были использован, прежде всего, пентелический мрамор, дополненный при входе элевсинскими камнями.

Пропилеи предстают в форме огромного прямоугольного здания, по обеим сторонам которого расположено два корпуса, имеющих неодинаковые размеры для сохранения более древних священных мест.

Фасад центрального корпуса с размерами 18,20 м Х 25 м украшен шестью дорическими колонн, между которыми проходит лестничный пролёт, ведущий к Акрополю; стена с пятью дверями, параллельная фасаду, разделяется корпус на два отделения, которые, ввиду приспособления к уклону, имеют потолки разной высоты.

По сторонам портика, расположенного при входе, каждое из двух крыльев, должно быть, представляло собой здание с тремя дорическими колонами, но только северное крыло было завершено. Предназначено оно было для хранения полотен Полигнота и поэтому было названо Пинакотекой. От южного крыла осталось только короткий портик из трёх колон, за которым находилось не закрытое помещение, а выход на террасу, где был возведён храм Афины Нике.

Это был маленький – 8,27 м Х 5,44 м – с четырьмя  дорическими колоннами на передним и задним фасаде. Его проект был отложен на длительное время, и только после 430года Калликрат смог довести его до конца. Храм опирался на микенский бастион, который в то время был покрыт известняковыми блоками и должен был содержать древнюю деревянную статую Викторию без крыльев или т.н. Нике Аптерос.

Непрерывный фриз общей длиной 25 м проходил по архитравам с четырёх сторон. Часть плит в настоящее время находится в Британском музеи, а на их место были установлены копии.

На восточной стороне были представлены отдельные божества: в центре Афина между Зевсом и Посейдоном; на друг их сторонах – возбужденные сцены сражений греков с амазонками и греков с персами. Фронтоны, должно быть, тоже были украшены эпизодами сражений против амазонок и гагантов.

Около 410 г. край бастиона был защищён балюстрадой, декорированными плитами, которые ныне сохранились в Музее Акрополя. Здесь находились крылатые победы, запечатлённые в различных позах, закутанные в прилегающие или развевающиеся драпировки в маньеристском вкусе, в типичном, т.н. богатом стиле. 

 

На фото: собор города Турку


times.jpg (9925 bytes)

Оглавление


Hosted by uCoz