Европа |
|
Алексей Курбатов Кафедральный собор Турку |
|
Когда я с мамой путешествовал по Финляндии, мы заехали в город Турку. Мне там очень понравился Кафедральный собор и о нём я хочу Вам рассказать. Кафедральный собор Турку – это главный храм лютеранской веры и национальная святыня Финляндии. Он считается ценнейшим архитектурным памятником страны. Также я узнал, что история собора тесно переплетается с многовековой судьбой нации. Собор - не только музей, это место
богослужения прихожан прихода и прихода
шведско-язычного населения города, а также
прекрасный концертный зал. Собору
Турку уже более 700 лет. В XIII веке,
когда Турку стал важнейшим торговым центром
страны, было решено перенести главное святилище
Финляндской епархии в центр Турку, на холм
Униканкаре. Ранее основная церковь епархии
находилось в местечке Коройнен, на берегу той же
реки Ауры, но в нескольких километрах к её истоку,
в точке слияния Ауры и Вяхяйоки. Новый каменный
храм было решено возвести на месте деревянной
церквушки. Строительство
нового собора было завершено к концу того же
столетия, а церемония его освящения состоялось в 1300-м году.
Собор был именован в честь двух покровителей,
Девы Марии и Святого Хенрика, первого епископа
страны. Меня очень удивило то, что первоначально
собор был гораздо меньше. Алтарная стена на том
месте, где сегодня находится кафедра
проповедника, а свод был значительно ниже. Но
самое поразительное и интересное для меня было,
что собор неоднократно расширялся на протяжении
всего средневековья. Новая алтарная часть
собора, о которой сегодня напоминают
восьмигранные готические
колонны, была возведена в XIV веке.
Сам алтарь вплоть до XVII века
находился на месте последних колонн
центрального нефа современного собора. Только
в середине XVII столетия
алтарь был перенесён в бывшую Капеллу всех
святых, где находится и сегодня. В XV веке
конструкция собора была расширена пристройкой
боковых капелл (часовенок). Каждая из капелл
имела свой алтарь в честь своего святого. В
средневековом соборе таких капелл насчитывалось
сорок две. Меня поразило, что во 2-ой
половине XV века
своды центрального нефа собора были подняты до
высоты 24 метров,
до размеров сегодняшнего дня. Собор уже
постепенно приобретал свой окончательный вид.
Частые пожары вынуждали видоизменять
конструкцию шпиля башни. Наиболее
сокрушающим был пожар 1827 года,
уничтоживший почти весь город. Не уцелели также
башня и интерьер собора. Возведенная после
пожара башня достигает высоты 101 метр
над уровнем моря и является символом, как собора,
так и всего города. Интерьер сегодняшнего собора
создавался в основном в 30-х годах
XIX
столетия.
Главный алтарь собора изображает Преображение
Господне. Это работа шведского художника
Фредерика Вестина. Вся алтарная часть собора,
выполненная в стиле новой готики, представляют 30-е годы 19 века.
Автором их явился известный архитектор Карл
Энгель. Стены и свод алтарной части собора
расписаны фресками, созданными основоположником
национальной живописи страны, придворным
художником р. В. Экманом. Романтические по стилю
фрески изображают Житие Христово и два важнейших
события в истории религии страны. Одна из фресок повествует об
истоках христианства Финляндии, изображая
момент крещения финнов епископом Хенриком у
водного родника в Купиттаа. На другой фреске
изображен реформатор церкви Микаэль Агрикола в
момент вручения им королю Густаву Вазе Нового
Завета, переведенного им на финский язык. Капеллы,
т.е. небольшие часовни собора, созданные в сое
время как алтари в честь разных святых, позднее
превратились в усыпальницы знати. Собор служил
местом захоронения вплоть до конца 18 века. В
разных частях собора можно и сегодня увидеть
саркофаги и надгробные памятники выдающимся
деятелям Финляндии. К числу именитых деятелей
средневековья, покоящихся в Кафедральном соборе,
относятся епископы Хемминг, Конрад Биц, Мауну II и Мауну
III,
знаменитый
комендант Выборгской крепости Кнут Поссэ,
великие финские полководцы 17 века Окэ
Тотт и Эверт Хурн. Однако наиболее знаменитым из
всех надгробий является саркофаг королевы
Катарины Монсдоттэр, жены шведского короля Эрика
14.
Признаться,
мне было немного не по себе, когда я буквально
ходил ногами по могилам этих знаменитых людей. Мне
очень понравились красочные витражи северных
капелл – это плод творчества художника
Владимира Сверчкова, выполненные в 70-х годах 19 века. На протяжении столетий собор
пережил немало трагических событий. Вследствие
грабежей военных лет и неоднократных пожаров
собор потерял значительную часть некогда
богатых церковных реликвий. Сохранившиеся
реликвии представлены в Кафедральном музее, на
галерее южной части собора. Полная
реставрация собора была завершена в 1979 году,
тогда же он был оснащен новейшей техникой. И все
же, за исключением внутреннего убранства,
представляющего период после трагического
пожара 1827 года,
собор сохранил облик средневековой кафедральной
церкви, очень внушительный и прямо-таки
завораживающий. Часы собора имеют только часовую
стрелку, и этот факт произвел на меня особое
впечатление: люди средневековья жили совсем не
так, как живем сейчас мы. Наверное, более
размеренно, спокойно и обстоятельно. В любом случае, я доволен тем, что побывал в Турку и посетил его Кафедральный собор. Он много рассказал мне о прошлом Финляндии, страны, с которой я хотел познакомиться, а заодно заставил посмотреть со стороны и на себя.
На фото: собор города Турку |
|