Россия |
|
Александра Пузынина Гармония бытия |
|
Есть на земле места, словно особо предназначенные для прославления величия Творца, напоминающие о первозданной гармонии бытия. Довольно часто они отделены от окружающего мира природной границей. На Руси одним из таких мест был и остается Валаам - архипелаг в Ладожском озере с расположенным на нем Спасо-Преображенским монастырем. Площадь
50-ти
островов составляет 36 квадратных
километров. Поразительной природы подобно
Валаамской, по словам гидрографа А. П. Андреева,
"не встретишь нигде в Европе: множество
совершенно отвесных скал, идущих и в высоту и на
глубину, - островки, мыски, бухточки... Проливы,
озерки между густой растительностью и угрюмыми
гранитными скалами отражают на лазури все
предметы, а стройный хвойный лес дополняет общую
картину, придавая всему чудный, восхитительный
вид". Название "Валаам" переводят с
финского как "высокая земля", менее
вероятный перевод - "земля клятвы" или
"земля света". Некоторые полагают, что
название происходит от имени языческого бога
Ваала (иногда идентифицируемого со славянским
Велесом) или библейского прорицателя Валаама. Остров Валаам - самый большой
остров в группе Валаамских островов, находящихся
в северо-западной части Ладожского озера.
Валаамские острова сложены гранитами и
диабазами. Большая часть островов покрыта
хвойными лесами. Остров Валаам и по сей день
сохранил первозданность суровой северной
природы и нехитрый быт этих мест. Он
является одним из памятников русской церковной
архитектуры. На обширной гранитной скале
расстилается ансамбль Преображенского
монастыря, который был основан новгородцами не
позднее нач. 14 века.
Находясь на границе Новгородских владений,
монастырь служил крепостью и много раз отражал
нападение шведов. В 1611 году
был разрушен шведами. Восстановлен по указу
Петра I в 1715 году.
Валаамский монастырь был известен строгим
уставом. Использовался как монастырская тюрьма. Кроме
монастыря на острове находится множество скитов,
некоторые из них являются жилыми и по сей день.
Скит во имя Воскресения Христова расположен на
месте, где по Валаамскому преданию Св. Апостол
Андрей воздвиг каменный крест. Впоследствии
здесь стояла часовня во имя Св. Андрея,
возобновленная в 1846 г. В
начале XIX в. в
пещере, где жили змеи, подвизался иеромонах Никон
(1745(6)-1822),
по
имени которого получили название Большая и Малая
Никоновская бухты. Осенью в деревянном доме жили
монастырские рыбаки. В 1896 г.
известный благотворитель И. М. Сибиряков
предложил игумену Гавриилу устроить на этом
месте скит и пожертвовал 10000 рублей.
План двухэтажного храма составил много
работавший на Валааме финляндский епархиальный
архитектор В. И. Баранкеев (1850-1902). В 1901 г. на
месте строительства с помощью взрывов и
кувалдами в диабазовой скале углубили место,
заложили фундамент. 30 июля 1906 г.
главный Воскресенский престол освятил
архиепископ Финляндский и Выборгский,
впоследствии Патриарх Сергий (Страгородский). От
западных ворот Большого скита дорога,
проложенная через лес и скалы в 1863-1864 гг.,
ведет к трем живописным озерам. Крупнейшее из них
- Игуменское. С 1827 г. семь
лет на его берегу в деревянной келье подвизался
будущий игумен Дамаскин. Теперь только самая
большая на Валааме лиственница (высотой 32 м
диаметром обхвата 1 м), да
фундамент напоминают о пустыннике. В 1870 г.
игумен Дамаскин на месте прежнего своего
уединения задумал устроить скит во имя Коневской
(Акафистной) иконы. Ею в 1393 г.
благословили на Афоне Преп. Арсения на основание
в северных пределах Руси монастыря во имя
Пресвятой Богородицы. Особенностью иконы
являются два голубиных птенца, которых держит
Богомладенец - очистительная жертва за младенца
мужского пола. Преп. Арсений основал Коневский
монастырь, от которого икона получила свое имя.
Она особо почиталась в С.- Петербурге, Новгороде,
Приладожье. С 1956 г
чудотворный образ находится в соборе
Ново-Валаамского монастыря. Бывшая в скиту копия
этой иконы утеряна. Скит во
имя Всех Святых, или Большой - первый по времени
основания на Валааме. Полагают, что на его месте в
3,5
км
от монастыря стояла уединенная келья Преп.
Александра Свирского. Со времен основания скит
прославился своими подвижниками - старцами
Клеопой, Федором, Леонидом. В 1846 г. А. М.
Горностаев спроектировал двухэтажный
пятиглавый храм в древнерусском стиле с чертами
византийской и классической архитектуры. 18 августа
1849
г.
нижняя церковь была освящена во имя Всех Святых
Святителем Игнатием (Брянчанинов), а в 1894 г.
расписана под руководством игумена Гавриила и
иеромонаха Луки. Помимо этих скитов на острове
Валаам есть такие как: Гефсиманский скит, Скит во
имя Смоленской иконы Божией Матери, Скит во имя
преподобного Александра Свирского. От
главной монастырской усадьбы к игуменскому
кладбищу ведет одна из самых красивых дорог на
Валааме. Начинается она 300-метровой
аллеей сибирской пихты. Саженцы кедров, пихт,
лиственниц, тополей, каштанов вывозили в
Санкт-Петербург и Финляндию. Игуменское кладбище
было заложено о. Дамаскиным на исходе его
жизненного пути, в 1876 г., близ
деревянной часовни во имя Преподобного Сергия
Радонежского, наиболее почитаемого Святого
Древней Руси и каменной кельи игумена Назария,
восстановителя на Валааме духа древнерусского
подвижничества. В настоящее время на кладбище
все разрушено, кроме поставленного о. Дамаскиным
памятного креста из черного гранита. На вершине
холма - необычные по архитектуре церковь во имя
Преподобных Отцов, в посте и молитве просиявших (1876 г.) и
звонница (архитектор Г. И. Карпов). Труд инока, кажущийся
непосильным светскому человеку; радостен и
легок, как бремя Христово, поскольку совершается
с молитвой, во славу Божию. Добровольный труд,
основанный, как и все послушания, на вере, а не на
насилии, приносил на Валааме невиданные плоды.
Даже ныне, после полувекового разорения, можно
убедиться в этом. Когда
о. Ионафан стал игуменом, то в 1882 г. в
шести километрах к западу от монастыря выстроил
образцовую механизированную ферму на 70 голов
скота. Коровник был построен с отдельными
секциями для каждого животного, с учетом рельефа,
облегчающего въезд на сеновал. К обширному
леднику с берега озера шла рельсовая дорога
длиной 32 м. с
подъемным краном. С его помощью молочные
продукты погружали на лодку и отвозили в
монастырь. По рельсам доставлялся и сваренный в
котлах корм, воду брали из водопровода. Здесь же
разводили рыбу (палия, сиг) из оплодотворенной
икры в изготовленных в монастыре глиняных
ящиках. Архимандрит Афанасий (Нечаев) писал о трудовом Валааме: "Главный принцип послушания на Валааме - все своими руками. Отсюда масса ремесел и мастерских: кожевенная, слесарная, шорная, портняжная, гончарная, бондарная, плотническая. И целые хозяйства: полевое, огородное, садовое, молочное, лесное, рыбное, строительное... Есть работа, когда вся трудоспособная братия призывается накануне через объявление подрядчика в трапезной. В мастерских во время работы читаются Жития Святых, чтобы не заводились пустые разговоры". Прекрасные урожаи давали сады (более 600 деревьев). Яблонь разводилось не менее 60 сортов, урожай составлял до 50 тонн. К обеду братии подавали до 80 кг свежесобранных ягод: смородины, крыжовника, малины. В парниках созревали арбузы весом около 8 кг, дыни - 3 кг, тыквы - около 33 кг. В Сергиевском и Германовском скитах были ломки замечательного по качеству гранита, вывозившегося в С.-Петербург "Высшая цель - устроение души, а труд - средство, - писал о. Афанасий. - Тогда и богомыслие, и молитва легче сочетаются с трудом". |
|