Музы в гостях у Клио


kurbatov_2005.jpg (8996 bytes)

Алексей Курбатов

8А класс Гимназии №248

Когда и для кого звучали "гусли Бояновы"?


А были ли на Руси вдохновенные поэты и певцы, «русские скальды»?

История донесла до нас имя одного из них.

Боян (Баян) (XI в.), древнерусский поэт-певец, известный по упоминанию в «Слове о полку Игореве», где он назван 7 раз.

Боян, без сомнения, имя собственное. Хотя имя Боян действительно существовало на Руси, многие исследователи, начиная с А. Х. Востокова и А. С. Пушкина, считали, что в данном случае это возведенное в ранг собственного имени нарицательное существительное «баян» (от «баяти»), означавшее на Руси певцов, т. е. равнозначное по значению словам «скальд», «бард».

По предположению А. Х. Востокова (1821), «упомянутый песнетворец по превосходству назван общим именем Баян», т. е. имя Боян означало «Поэт с большой буквы».

По мнению многих историков, Боян — княжеский, придворный певец, живший в XI — н. XII в. и связанный с чернигово-тмутараканскими князьями.

Это мнение основано на указании в «Слове о полку Игореве» имен тех князей, которым слагал свои хвалебные песни Боян.

Он пел славы «старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю пред пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю».

Кроме того, автор «Слова» приводит две припевки Бояна, одна из которых была пропета в адрес Всеслава Полоцкого, а вторая — жене Олега Святославича.

В «Слове» указывается также, что Боян был песнетворцем Святослава Ярославича.

По мнению Рыбакова, «гусли Бояна» звучали еще до 1036 (год смерти Мстислава) и продолжали рокотать славы князьям вплоть до 1083 (год возвращения Олегом Тмутаракани).

По мнению других исследователей, Боян продолжал творить, по крайней мере, до 1101 — года смерти Всеслава Полоцкого.

Именно по поводу его смерти, как полагают исследователи, была сложена Бояном припевка о том, что «ни хытру, ни горазду… суда Божиа (т. е. смерти) не минути».

Так что, получается, что Боян пел более 80 лет, что едва ли возможно.

Думается, следует с большим доверием отнестись к прямому указанию автора «Слова», что Боян был княжеским певцом Святослава, воспевавшим, в частности, и старое (т. е. минувшее) время Ярослава: «Рек Боян и Ходына, Святъславля песнотворця старого времени Ярославля…»

Знаменитая фраза из «Слова о полку Игореве» «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию (некоторые исследователи читают «мысию» т. е. белкой) по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы», по мнению ряда исследователей, выражает представление о Бояне как о человеке, обладающем сверхъестественной силой, способностью к оборотничеству.

Из «Слова» ясно также, что Боян, как и скальды, продолжавшие традиции языческих певцов, пел нечто вполне определенное, однозначное по смыслу: либо славу, либо хулу, руководствуясь своим «замышлением», т. е. замыслом, не стремясь при этом непременно следовать исторической правде.

Произведения Бояна являлись, по всей вероятности, лиро-эпическими песнями, содержащими оценку события, прославление или осуждение участников этого события.

Так что, получается, Боян—представитель дружинной княжеской поэзии. Его задача—прославлять или осуждать, словом, давать оценку деяниям князей.

А легенды, так они возникают всегда, когда в Истории, что-то скрыто, таинственно, неясно... 

kurbatov_2.jpg (44856 bytes)


times.jpg (9925 bytes)

Оглавление


Hosted by uCoz