На полях сражений


koschitz-jurnal-1.jpg (8346 bytes)

Иван Кошиц

Основатель журнала "ВРЕМЕНА", выпускник 2005 года

Вещий Олег

(или Кто прибил щит на врата Цареграда?)


Каждый волхвов покарать норовит, -

А нет бы - послушаться, правда?

Олег бы послушал - еще один щит

Прибил бы к вратам Цареграда.

В.Высоцкий

Современному человеку князь Олег, прозванный Вещим, известен, в основном, по творчеству А. С. Пушкина или В. Высоцкого, связанному с легендами о его смерти.

Это знаменитая история о том, как князь спрашивал волхвов-кудесников, от чего ему суждено умереть...

Вкратце, история выглядит так. И сказал ему один кудесник: "Умереть тебе, князь, от любимого коня, на котором ты всегда ездишь". Олег подумал и сказал: "Так никогда же не сяду на этого коня и не увижу его". Велел кормить его отборным зерном, но не подводить к себе. Не трогал он коня несколько лет, до самого греческого похода. Возвратившись в Киев, Олег вспомнил о коне, призвал конюшего и спросил: "Где тот конь, что я поставил кормить и беречь?" Конюший ответил: "Он умер же". Тогда Олег начал смеяться над кудесником и бранить его: "Эти волхвы вечно лгут, вот конь-то умер, а я жив, поеду-ка я посмотреть его кости". Когда князь приехал на место, где лежали голые конские кости и череп, то сошел с лошади и наступил ногой на череп, говоря со смехом: "Так от этого черепа мне придется умереть!" Но тут выползла из черепа змея и укусила Олега в ногу. Тот разболелся и умер...

 А вот где и когда это уже вопрос…

Смерть Олега от укуса змеи русские летописи датируют по-разному: “Повесть временных лет” — 912 г., а Новгородская первая летопись младшего извода — 922  г.

Олег был похоронен, по одним сведениям, в Киеве, на горе Щековице, по другим — в Ладоге, в так называемом Олеговом кургане, по третьим — где-то за морем.

Эти разногласия летописцев дали основания ученым утверждать, что на Руси в к. IX — н. X вв. имелось два (а быть может, и больше) крупных полководца и государственных деятеля, носивших имя Олег.

В “Повести временных лет” под 879 г. сообщается, что Рюрик, умирая, передал свое княжество родичу Олегу, а также “отдал ему на руки сына Игоря, ибо тот был еще очень мал”.

Под 882 г. летописец сообщает о захвате Олегом Смоленска и Любеча, которые он присоединил к своим владениям. Затем, говорит летописец, Олег подошел к Киеву и хитростью выманил на берег Днепра княживших там Аскольда и Дира.

Он заявил им: “Вы не князья и не княжеского рода, но я княжеского рода”, а когда вынесли княжича Игоря, добавил: “А это сын Рюриков”. После этого Аскольд и Дир были убиты воинами Олега, а сам он вокняжился в Киеве, сказав при этом, что он (Киев) “будет матерью городов русских”. 882 год некоторые историки считают датой образования раннефеодального государства Русь.

На иллюстрации: Олег с маленьким Игорем в Киеве.

koshitz_1.jpg (45841 bytes)

Приблизительная биография Олега достаточно туманна и противоречива.

Иногда в версиях историков встречаются совсем поразительные вещи.

Вот, например, одна из версий истории его жизни: скандинавский викинг Олег (Helgi) с дружиной, в начале Х века, через хорошо знакомый норманнам Новгород, пробирается на юг. Там, в Киеве, княжит чужеземный венгерский князь Дир.

Олег становится на сторону славянина Игоря, восстанавливает его на киевском княжении и, закрепив браком с Ольгой, своей родственницей, дружеский союз при поддержке киевлян, отправляется в византийский поход.

После победоносного похода, Олег захватывает Тмутаракань, ведет здесь упорную борьбу с хазарами и, в союзе с последними, совершает второй поход в Византию. Этот  неудачный поход, летописью приписывается Игорю или Олегу кому как больше нравится.

Не имея возможности с остатками дружины удержаться в Тмутаракани, Олег предпринимает поход в Персию, где гибнет.

 Очень интересна гипотеза Филина Н.В. которую я приведу дословно:

«Исследование источников, содержащих сведения об Олеге Вещем, легендарном основателе Древнерусского государства, приводит нас к мысли о том, что этот литературный персонаж - плод фантазии народа и древних историографов. Исторические прототипы этого героя - Олег, киевский князь, упоминаемый договором 911 г. и Олег, современник князя Игоря Рюриковича своей деятельностью лишь наметили некоторые общие контуры биографии летописного героя.

Летописный Олег, объединивший в 882 г. Киев и Новгород, совершивший победоносный поход на Царьград 907 г., воспитавший и утвердивший на Киевском столе князя Игоря и династию Рюриковичей, возможно, никогда не существовал.

Начальной датой правления Олега в Киеве принято считать убийство этим князем Аскольда и Дира (882 г.).

Перемышльская летопись, послужившая основой для труда Яна Длугоша и других польских историков приписывает это злодеяние Игорю, Новгородская Первая летопись - Игорю и воеводе Олегу.

Известно, что Игорь, убитый древлянами в 945 г. оставил молодую жену Ольгу и четырехлетнего сына и наследника Святослава, что косвенно указывает на молодой возраст этого князя, и, соответственно, на то, что он (Игорь) правил в Киеве довольно недолго.

Судя по всему поход Игоря на Киев мог состояться скорее всего в 930-е гг., то есть спустя полвека после указанной в ПВЛ даты убийства князей-братьев.

Это предположение находит подтверждение в саге о Старлауге Трудном, которая знает конунга Игоря (Ингвара), правившего в Гардарики (Руси) во времена Харальда Прекрасноволосого (ум. ок. 940 г.), но имевшего столицу в Ладоге.

Однако, кто и когда в этом случае убил первых киевских князей, Аскольда и Дира? Возможно, решение этого вопроса может стать начальным фактором для наведения некоторого “общего порядка” в летописной хронологии.

В связи с гипотезой о различном времени правления Аскольда и Дира исследователями неоднократно упоминалось сообщение арабского автора ал-Масуди о державе Дира, сильнейшего из славянских царей.

В своем произведении “Золотые луга”, написанном в середине 940-х гг., этот известный арабский писатель и путешественник свидетельствует: “Первый из славянских царей есть царь Дира, он имеет обширные города и многие обитаемые страны, мусульманские купцы прибывают в его землю с различного рода товарами.

Попытки современных историков отнести эту информацию ко времени правления летописного Дира, то есть к IX в., на том основании, что Масуди получал свои известия из “вторых или третьих рук” неубедительно.

Еще в прошлом веке А.Я. Гаркави, проанализировав текст масудиевых известий о восточных славянах и Руси, пришел к выводу, что они основаны на устных источниках.

В самом тексте “Золотых лугов” Масуди делает весьма однозначную ссылку на источник своих устных известий: “Сказал Масуди: некоторые люди ошибались и думали, что море Хазарское соединено с морем Майотас, но я не видал между купцами, отправляющимися в страну Хазар и путешествующими по морю Майотас и Найтас в страну Рус и Бургар, ни одного, который бы думал, что с Хазарским морем соединяется одно из этих морей, или часть из их вод, или один из рукавов, кроме Хазарской реки.

Эти последние строки свидетельствуют о том, что источником устных известий Масуди о державе Дира, послужили рассказы мусульманских купцов, тех самых, которые в его время посещали Русь и славянские страны, вели торговлю в Киеве, столице государства Дира.

Этих купцов Масуди лично расспрашивал во время своей поездки на Каспий в 926/927 г. с целью решения важного в его время топографического вопроса - о проливе, якобы соединяющем Каспийское море с Черным и Азовским.

Вряд ли купцы, торговавшие в столице Дира, не знали имя ее правителя или называли Масуди имена давно умерших князей.

Во всяком случае, Масуди был уверен, что Дир - его современник, то есть князь, правивший у славян, по крайней мере, во время его поездки на Каспий в 926/927 г.

Сведения Масуди позволяют внести некоторую корректировку в хронологию ПВЛ.

В Киеве после князя Олега, упоминаемого в договоре Руси с греками 911 г., правил князь Дир (ок. 913-930-е гг.), убитый Игорем и его родичем Олегом Младшим очевидно в первой половине - середине 930-х гг.

Судьба Аскольда остается неясной.

Гипотеза о различном времени правления Аскольда и Дира, выдвинутая в XIX веке С.Н. Ламбиным и поддержанная А.А. Шахматовым, возможно дает некоторые шансы решить эту проблему.

Исследователи давно обратили внимание, что могилы князей - братьев, убитых, якобы, одновременно, находились в разных концах города, Аскольда в Угорском, Дира - “за св. Ириною”.

Масуди в X в. упоминал одного короля Диру, а ряд поздних летописей - одного Аскольда, как правителя второй половины IX в.

Источник В.Н. Татищева упоминает об убийстве Олегом одного Аскольда.

В Никоновской летописи сказание об Аскольде и Дире предваряет заголовок “О рустем князе Оскольде”, а в рассказе о братьях употребляется единственное число (“иде на греки”, вместо двойственного “идоста” или множественного “ходиша”).

Об изгнании из Киева одного Аскольда сообщает рукописный летописец Барсова XVI в.

Известия эти, правда, с поправкой на сомнительность и неизвестность их происхождения, позволяют предположить, что князь Аскольд правил в Киеве до Дира, а вероятнее всего и до Олега, упоминаемого в договоре с греками 911 г.

Убийство или изгнание этим Олегом Аскольда привело к его вокняжению в Киеве, смерть Олега, которая, как считают некоторые авторы, наступила в ходе Каспийского похода 913 г., привела к установлению в Киеве власти Дира, правившего в 20-е гг. X в.

Дальнейшее развитие преданий об Олеге Старшем и Аскольде, и Олеге, современнике Игоря и Дира, привела к их слиянию в сказание об убийстве Олегом Вещим и Игорем братьев Аскольда и Дира.

Это сказание не очень удачно исправил автор ПВЛ, растянувший время правления Олега на 882-913 г., превративший Игоря из самостоятельного князя в младенца, а Олега Старшего в его регента и воспитателя.

Неясной по смыслу для автора ПВЛ и его последователей, очевидно, осталась речь Олега (ПВЛ) или Игоря (НПЛ), обращенная к Аскольду и Диру, в которой братья представлены узурпаторами киевского престола (“вы не есть княжеского рода”).

Летописцы объясняли ее тем обстоятельством, что князья Аскольд и Дир ранее были якобы боярами Рюрика.

Однако явная надуманность этого факта, и, кстати, тождественность имени Олега князя, упоминаемого в договоре 911 г. и Олега Младшего, возможно, говорит о том, что в основе указанной фразы лежит воспоминание о каких-то династических правах Игоря и Олега на киевское княжение.

О том же очевидно позволяет судить и другой, чешский источник, так называемая “летопись Яна Амоса Коменского”, в которой описывается история русского князя, изгнанника Олега, сына Олега, последнего короля Моравии (939-950 гг.), родственника Игоря и княгини Ольги».

Итак, из всех приведенных версий, позиция Н.А. Филина кажется мне наиболее обоснованной и у каждого человека есть выбор соглашаться с ней, или нет.

Источники и литература:

Літопис руський за Іпатським списком (ПСРЛ, Т. II, 1908) (hronos.km.ru).

Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М. – Л. 1950. с. 107. (hronos.km.ru).

Фроянов И.Я. Киевская Русь. Л., 1980.

Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., 1962.

В.В. Кусков. "История древнерусской литературы". Издание шестое, исправленное и дополненное. - М. Высшая школа, 1998.

Шахматов А.А. Разыскания о древнейших летописных сводах.  

На иллюстрации: .К. Бодаревский, Олег прибивает щит к вратам Цареграда. (иллюстрация с сайта agniphoto.com.)

koshitz_2.jpg (21763 bytes)


Оглавление


Hosted by uCoz