На полях сражений |
|
Иван Кошиц Основатель журнала "ВРЕМЕНА", выпускник 2005 года Вещий Олег (или Кто прибил щит на врата Цареграда?) |
|
Каждый волхвов покарать норовит, - А нет бы - послушаться, правда? Олег бы послушал - еще один щит Прибил бы к вратам Цареграда. В.Высоцкий Современному человеку князь
Олег, прозванный Вещим, известен, в основном, по
творчеству А. С. Пушкина или В. Высоцкого,
связанному с легендами о его смерти. Это знаменитая история о том, как князь спрашивал волхвов-кудесников, от чего ему суждено умереть... Вкратце, история выглядит так. И сказал
ему один кудесник: "Умереть тебе, князь, от
любимого коня, на котором ты всегда ездишь".
Олег подумал и сказал: "Так никогда же не сяду
на этого коня и не увижу его". Велел кормить его
отборным зерном, но не подводить к себе. Не трогал
он коня несколько лет, до самого греческого
похода. Возвратившись в Киев, Олег вспомнил о
коне, призвал конюшего и спросил: "Где тот конь,
что я поставил кормить и беречь?" Конюший
ответил: "Он умер же". Тогда Олег начал
смеяться над кудесником и бранить его: "Эти
волхвы вечно лгут, вот конь-то умер, а я жив,
поеду-ка я посмотреть его кости". Когда князь
приехал на место, где лежали голые конские кости
и череп, то сошел с лошади и наступил ногой на
череп, говоря со смехом: "Так от этого черепа
мне придется умереть!" Но тут выползла из
черепа змея и укусила Олега в ногу. Тот
разболелся и умер... А вот где
и когда это уже вопрос… Олег был похоронен, по одним сведениям, в
Киеве, на горе Щековице, по другим — в Ладоге, в
так называемом Олеговом кургане, по третьим —
где-то за морем. Эти разногласия летописцев дали
основания ученым утверждать, что на Руси в к. IX —
н. X вв. имелось два (а быть может, и больше) крупных
полководца и государственных деятеля, носивших
имя Олег. В “Повести временных лет” под 879 г.
сообщается, что Рюрик, умирая, передал свое
княжество родичу Олегу, а также “отдал ему на
руки сына Игоря, ибо тот был еще очень мал”. Под 882 г. летописец сообщает о захвате
Олегом Смоленска и Любеча, которые он
присоединил к своим владениям. Затем, говорит
летописец, Олег подошел к Киеву и хитростью
выманил на берег Днепра княживших там Аскольда и
Дира. Он заявил им: “Вы не князья и не
княжеского рода, но я княжеского рода”, а когда
вынесли княжича Игоря, добавил: “А это сын
Рюриков”. После этого Аскольд и Дир были убиты
воинами Олега, а сам он вокняжился в Киеве, сказав
при этом, что он (Киев) “будет матерью городов
русских”. 882 год некоторые историки считают
датой образования раннефеодального государства
Русь. На иллюстрации: Олег с маленьким Игорем в Киеве. |
|
Приблизительная
биография Олега достаточно туманна и
противоречива. Иногда в версиях историков встречаются
совсем поразительные вещи. Вот, например, одна из версий истории его
жизни: скандинавский викинг Олег (Helgi) с дружиной,
в начале Х века, через хорошо знакомый норманнам
Новгород, пробирается на юг. Там, в Киеве, княжит
чужеземный венгерский князь Дир. Олег становится на сторону славянина
Игоря, восстанавливает его на киевском княжении
и, закрепив браком с Ольгой, своей родственницей,
дружеский союз при поддержке киевлян,
отправляется в византийский поход. После победоносного похода, Олег
захватывает Тмутаракань, ведет здесь упорную
борьбу с хазарами и, в союзе с последними,
совершает второй поход в Византию. Этот неудачный поход, летописью
приписывается Игорю или Олегу кому как больше
нравится. Не имея возможности с остатками дружины
удержаться в Тмутаракани, Олег предпринимает
поход в Персию, где гибнет. Очень интересна
гипотеза Филина Н.В. которую я приведу дословно: «Исследование источников, содержащих
сведения об Олеге Вещем, легендарном основателе
Древнерусского государства, приводит нас к мысли
о том, что этот литературный персонаж - плод
фантазии народа и древних историографов.
Исторические прототипы этого героя - Олег,
киевский князь, упоминаемый договором 911 г. и
Олег, современник князя Игоря Рюриковича своей
деятельностью лишь наметили некоторые общие
контуры биографии летописного героя. Летописный Олег, объединивший в 882 г.
Киев и Новгород, совершивший победоносный поход
на Царьград 907 г., воспитавший и утвердивший на
Киевском столе князя Игоря и династию
Рюриковичей, возможно, никогда не существовал. Начальной датой правления Олега в Киеве
принято считать убийство этим князем Аскольда и
Дира (882 г.). Перемышльская летопись, послужившая
основой для труда Яна Длугоша и других польских
историков приписывает это злодеяние Игорю,
Новгородская Первая летопись - Игорю и воеводе
Олегу. Известно, что Игорь, убитый древлянами в
945 г. оставил молодую жену Ольгу и четырехлетнего
сына и наследника Святослава, что косвенно
указывает на молодой возраст этого князя, и,
соответственно, на то, что он (Игорь) правил в
Киеве довольно недолго. Судя по всему поход Игоря на Киев мог
состояться скорее всего в 930-е гг., то есть спустя
полвека после указанной в ПВЛ даты убийства
князей-братьев. Это предположение находит
подтверждение в саге о Старлауге Трудном,
которая знает конунга Игоря (Ингвара), правившего
в Гардарики (Руси) во времена Харальда
Прекрасноволосого (ум. ок. 940 г.), но имевшего
столицу в Ладоге. Однако, кто и когда в этом случае убил
первых киевских князей, Аскольда и Дира?
Возможно, решение этого вопроса может стать
начальным фактором для наведения некоторого
“общего порядка” в летописной хронологии. В связи с гипотезой о различном времени
правления Аскольда и Дира исследователями
неоднократно упоминалось сообщение арабского
автора ал-Масуди о державе Дира, сильнейшего из
славянских царей. В своем произведении “Золотые луга”,
написанном в середине 940-х гг., этот известный
арабский писатель и путешественник
свидетельствует: “Первый из славянских царей
есть царь Дира, он имеет обширные города и многие
обитаемые страны, мусульманские купцы прибывают
в его землю с различного рода товарами. Попытки современных историков отнести
эту информацию ко времени правления летописного
Дира, то есть к IX в., на том основании, что Масуди
получал свои известия из “вторых или третьих
рук” неубедительно. Еще в прошлом веке А.Я. Гаркави,
проанализировав текст масудиевых известий о
восточных славянах и Руси, пришел к выводу, что
они основаны на устных источниках. В самом тексте “Золотых лугов” Масуди
делает весьма однозначную ссылку на источник
своих устных известий: “Сказал Масуди: некоторые
люди ошибались и думали, что море Хазарское
соединено с морем Майотас, но я не видал между
купцами, отправляющимися в страну Хазар и
путешествующими по морю Майотас и Найтас в
страну Рус и Бургар, ни одного, который бы думал,
что с Хазарским морем соединяется одно из этих
морей, или часть из их вод, или один из рукавов,
кроме Хазарской реки. Эти последние строки свидетельствуют о
том, что источником устных известий Масуди о
державе Дира, послужили рассказы мусульманских
купцов, тех самых, которые в его время посещали
Русь и славянские страны, вели торговлю в Киеве,
столице государства Дира. Этих купцов Масуди лично расспрашивал
во время своей поездки на Каспий в 926/927 г. с целью
решения важного в его время топографического
вопроса - о проливе, якобы соединяющем Каспийское
море с Черным и Азовским. Вряд ли купцы, торговавшие в столице
Дира, не знали имя ее правителя или называли
Масуди имена давно умерших князей. Во всяком случае, Масуди был уверен, что
Дир - его современник, то есть князь, правивший у
славян, по крайней мере, во время его поездки на
Каспий в 926/927 г. Сведения Масуди позволяют внести
некоторую корректировку в хронологию ПВЛ. В Киеве после князя Олега, упоминаемого
в договоре Руси с греками 911 г., правил князь Дир
(ок. 913-930-е гг.), убитый Игорем и его родичем Олегом
Младшим очевидно в первой половине - середине 930-х
гг. Судьба Аскольда остается неясной. Гипотеза о различном времени правления
Аскольда и Дира, выдвинутая в XIX веке С.Н. Ламбиным
и поддержанная А.А. Шахматовым, возможно дает
некоторые шансы решить эту проблему. Исследователи давно обратили внимание,
что могилы князей - братьев, убитых, якобы,
одновременно, находились в разных концах города,
Аскольда в Угорском, Дира - “за св. Ириною”. Масуди в X в. упоминал одного короля Диру,
а ряд поздних летописей - одного Аскольда, как
правителя второй половины IX в. Источник В.Н. Татищева упоминает об
убийстве Олегом одного Аскольда. В Никоновской летописи сказание об
Аскольде и Дире предваряет заголовок “О рустем
князе Оскольде”, а в рассказе о братьях
употребляется единственное число (“иде на
греки”, вместо двойственного “идоста” или
множественного “ходиша”). Об изгнании из Киева одного Аскольда
сообщает рукописный летописец Барсова XVI в. Известия эти, правда, с поправкой на
сомнительность и неизвестность их
происхождения, позволяют предположить, что князь
Аскольд правил в Киеве до Дира, а вероятнее всего
и до Олега, упоминаемого в договоре с греками 911 г. Убийство или изгнание этим Олегом
Аскольда привело к его вокняжению в Киеве, смерть
Олега, которая, как считают некоторые авторы,
наступила в ходе Каспийского похода 913 г., привела
к установлению в Киеве власти Дира, правившего в
20-е гг. X в. Дальнейшее развитие преданий об Олеге
Старшем и Аскольде, и Олеге, современнике Игоря и
Дира, привела к их слиянию в сказание об убийстве
Олегом Вещим и Игорем братьев Аскольда и Дира. Это сказание не очень удачно исправил
автор ПВЛ, растянувший время правления Олега на
882-913 г., превративший Игоря из самостоятельного
князя в младенца, а Олега Старшего в его регента и
воспитателя. Неясной по смыслу для автора ПВЛ и его
последователей, очевидно, осталась речь Олега
(ПВЛ) или Игоря (НПЛ), обращенная к Аскольду и Диру,
в которой братья представлены узурпаторами
киевского престола (“вы не есть княжеского
рода”). Летописцы объясняли ее тем
обстоятельством, что князья Аскольд и Дир ранее
были якобы боярами Рюрика. Однако явная надуманность этого факта,
и, кстати, тождественность имени Олега князя,
упоминаемого в договоре 911 г. и Олега Младшего,
возможно, говорит о том, что в основе указанной
фразы лежит воспоминание о каких-то
династических правах Игоря и Олега на киевское
княжение. О том же очевидно позволяет судить и
другой, чешский источник, так называемая
“летопись Яна Амоса Коменского”, в которой
описывается история русского князя, изгнанника
Олега, сына Олега, последнего короля Моравии (939-950
гг.), родственника Игоря и княгини Ольги». Літопис руський за Іпатським
списком (ПСРЛ, Т. II, 1908) (hronos.km.ru). Новгородская первая летопись
старшего и младшего изводов. М. – Л. 1950. с. 107.
(hronos.km.ru). Фроянов И.Я. Киевская Русь. Л., 1980. Татищев В. Н. История
Российская. М.; Л., 1962. В.В. Кусков. "История
древнерусской литературы". Издание шестое,
исправленное и дополненное. - М. Высшая школа, 1998. Шахматов А.А. Разыскания о
древнейших летописных сводах. На иллюстрации: .К. Бодаревский, Олег прибивает щит к вратам Цареграда. (иллюстрация с сайта agniphoto.com.) |
|