Троны и революции


kaprova_2005.jpg (14684 bytes)

Елена Капрова

Выпускница Гимназии №248 2003 года

Просто о сложном

(Конунг и князь: такие похожие?)


Ровно три года назад, будучи в 11 классе, я долго-долго писала гимназическую работу и ещё дольше исследовала проблему сходства двух понятий - названий правителей – «конунга» в Скандинавии и «князя» на Руси.

Причём я старалась рассмотреть не только их похожесть со стороны того, чем они занимаются и какую роль играют в истории своих народов, но также и с точки зрения этимологии, происхождения слова.

И теперь я постараюсь кратко и доступно изложить те выводы, к которым я пришла.

Сначала объясню, почему я взяла именно эти два понятия: конунг и князь.

 Личность вождя, правителя всегда играет определяющую роль в ходе истории, следовательно, она, как самая яркая, наиболее интересна для изучения.

Почему именно Древняя Русь и Скандинавия?

Потому что народы этих двух государств довольно продолжительный период существовали буквально бок о бок, их пути пересеклись и теперь так сложно «отделить неотделимое».

Начну проведение параллелей с самого логичного, то есть с происхождения слов.

Сопоставляя слова родственных языков, старые слова и их прежние значения, дошедшие до нас в составе древних памятников и в архаических русских говорах, мы можем представить себе процесс изменения слов в виде последовательных этапов и более или менее точно описать их.

Но при этом  следует учитывать, что в древности философия входила в состав языкознания, поэтому слова зачастую придавали идейную окраску и восприятие сущего, а не объективную реальность.

По мнению специалистов - филологов, звучание слова зависит от местности и от особенности произношения народа.

Ключевыми в слове и определяющими его родство с другими ближайшими по значению названиями можно считать согласные, в то время как гласные варьируются или вовсе опускаются.

Этот же прием можно заметить в звучании и написании родственных по значению слов “князь” и “конунг”, в которых явно виден общий корень “кн”.

Эти слова корнями уходят в родоплеменной строй. Племя – это “плод семени”, ему соответствуют “людие, колено, языци”. “Племя” в высоком смысле – “потомство”. В разговорном языке “племя” – родня, родственники, свои люди, или просто «род».

Часто в летописи повествуется о том, что каждый князь приходит обязательно с родом своим (германский корень “kuning», к которому восходит русское слово «кънязь» и значит «родовой вождь, предводитель племени»).

Созвучны корню «кон», а по значению приближаются к словам «конунг» и «князь» – вождь, предводитель, отец, глава, старший, старейшина, господин, властелин, повелитель, спаситель, защитник, избранный богом, жрец, миропомазанник, самодержец и другие.

Можно выстроить семантический (или смысловой) ряд слов, объединенных одним значением «вождь – предводитель – правитель» у разных народов:

  • Князь (русский)

  • knaz (чешский)

  • ksiadz  (польский)

  • kunigas (литовский)

  • konungr (древнесканд.)

  • konig (немецкий)

  • king (английский)

  • khakan (хазарский)

  • khan (монгольский)

В понятие вождя вкладывался божественный смысл: godi (жрецы языческих богов у скандинавов); lord (божественный повелитель); gott (god) – господь и господин.

Также в дальнейшем появились слова, относящиеся к власти rex, royal или roie, avtokrator, imperator, фараон, базилевс, kaiser, кесарь, царь.

Процесс взаимопроникновения культур сделал эти слова узнаваемыми на разных языках, видоизменив, впрочем, смысл, вкладываемый в каждый из них. При всем сходстве понятий обнаруживаются различия при попадании лексем на определенную почву.

Можно проводить параллели между словами, не забывая, однако, о погрешностях понимания потомками и переводе слов с других языков. Проследив логические и семантические цепочки слов, можно увидеть роль в обществе конунга и князя, и его основные функции.

Эпитеты, которые давались князьям, выделившимися  своими особыми качествами, входили в состав имен, или становились собственно именами: «Helgi» на скандинавском означает «святой», Рюрик переводится как «славный», Владимир как любимец народа носит эпитет Красно Солнышко, Ярослав за политику просвещения в государстве прозван Мудрым.

Отчества русичей зародились в княжеской дружинной среде. Так как дружинные войны считались вождю как бы детьми – «чадью», их часто соотносили с князем по отчеству (по имени отца, главы) – Рюриковичи, Васильковичи и тому подобное.

В дальнейшем появились династические отчества или фамилии: Рюриковичи, Ярославичи, Романовы и другие.

У скандинавов существовал другой обычай, связанный с наименованием конунгов: им давались прозвища, которые отражали их внешние данные или внутренние качества.

Изучая письменные источники, можно встретить следующие, порой нелицеприятные, но точные характеристики конунгов: Эйрик Кровавая Секира, Харальд Серая Шкура, Харальд Прекрасноволосый, Сигурд Свинья, Магнус Добрый, Магнус Голоногий, Олав Тихий, Олав Несчастье, Олав Святой или Толстый, Лейв Счастливый, Рагнар Кожаные Штаны, Хальфдан Черный.

Это было очень удобно, так как основная масса конунгов носила одинаковые династические имена – показатель принадлежности к княжескому роду.

Говоря о ярких, выделяющихся личностях вождей, нельзя обойти понятие, используемое Л.Н.Гумилёвым, - пассионарность.

Если совсем просто, то можно объяснить это явление следующим образом: наша Вселенная имеет информационное поле, особую оболочку, в которой накапливаются идеи, и она тесно взаимодействует и с людьми в целом, и с отдельными индивидами. Когда накопленной информации становится слишком много, она прорывается на поверхность Земли в определённой геологической зоне.

Именно в ней возникает очаг пассионарности – заряд особой энергии, страсти.

Люди, наделённые данной энергией, называются пассионариями. Они обладают непреоборимым внутренним стремлением к деятельности во имя какой-либо цели. Цель эта представляется им важнее собственной жизни, а зачастую – и жизни соплеменников. Их «страсть» выше инстинкта самосохранения.

Пассионарии являются организаторами и исполнителями, подталкивающими целые народы, государства, историю в целом вперед.

Нетрудно догадаться, что многие (но не все!) правители описываемого мной периода (IX-XI века) являлись пассионариями.

И, наконец, я перечислю основные функции князей/конунгов, по которым я проводила сравнение, и пришла к выводу о тождественности данных понятий.

Во-первых, князь/конунг – это звено, создающее вокруг себя социум. Его можно рассматривать и как звено между Богом и народом, и как звено в цепи истории. Таким образом, главная его функция – объединяющая.

Во-вторых, правитель всегда выступает как символ – веры, опоры, поддержки, удачи, служит пример и, следовательно, организует и направляет народ, вверенный ему.

С точки зрения политики, правитель считается военачальником, хранителем земель, человеком, который мудро ведет внутреннюю и внешнюю политику.

С точки зрения экономики, князья/конунги имели примерно одинаковые задачи – сбор дани и полюдья, охрана торговых путей и опорных пунктов.

Велик вклад вождя в развитие культуры, причём как прямой – постройка храмов, внедрение грамоты, так и опосредованный – не будь таких ярких личностей у власти, могли бы мы иметь такое количество древнерусских сказаний и былин и скандинавских саг, описывающих деяния правителей?

И, конечно, религия. Правитель объединяет народ единой верой, исполняет функции жреца, миссионера.

Итак, видно, что в основе своей понятия «конунг» и «князь» не только схожи, но и тождественны друг другу.

Остаётся лишь сильнее вдумываться в значение произносимых нами слов и по крупицам исследовать духовное наследие пассионариев, чтобы можно было повторить строки А.С.Пушкина:

«Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу…» 

На иллюстрации "Призвание варягов"

kaprova_1.jpg (30491 bytes)


times.jpg (9925 bytes)

Оглавление


Hosted by uCoz