Российско-белорусский исторический проект


Андрей Годунцов

Рыцари Храма


С 1100 по 1300г. в Европе образовалось 12 духовных рыцарских орденов. Наиболее мощными и жизнеспособными оказались три: Орден тамплиеров, Орден госпитальеров и Тевтонский орден.

 

  Тамплиеры. Официально этот орден назывался «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона», но в Европе был известен как орден рыцарей Храма. Его резиденция находилась в Иерусалиме, на месте, где по преданиям был расположен Храм царя Соломона, (от франц.temple-храм). Король Болдуин II отвел им место в ограде Храма. Самих же рыцарей называли храмовниками. О создании ордена было провозглашено в начале 1118г. девятью французскими рыцарями во главе с Хуго де Пейном из Шампани. Девять лет эти девять рыцарей хранили молчание, о них не упоминает ни один хронист того времени. Но в 1127 году они возвратились во Францию и заявили о себе. А устав ордена был выработан при содействии Бернара Клервосского (Бернар Клервосский (1091-1153гг.) - французский церковный деятель. Крупнейший представитель мистического течения в богословии и фанатический защитник реакционной католической догмы. Содействовал организации второго крестового похода, проповедовал насильственное обращение в христианство прибалтийских славян и истребление сопротивляющихся этому обращению. В том же 1128 году Церковный собор в Труа (Шампань) официально признал орден. Рыцари Храма выбрали своей покровительницей Кроткую Матерь Божию. Вступая в орден, они торжественно клялись посвятить свои мечи, руки и силу на защиту таинств христианской веры, оказывать полное повиновение великому магистру, подвергаясь опасностям моря и войны, когда будет приказано из любви к Христу, и даже не отступать при встрече с тремя «неверными» врагами. Целью ордена было по возможности заботиться о путях и дорогах, а особенно об охране паломников. Устав запрещал любые светские развлечения, смех, пение и т.д. Рыцари должны были дать три обета: целомудрия, бедности, послушания. Дисциплина была жесткой: «Каждый совершенно не следует собственной воле, но более заботится о том, чтобы повиноваться приказывающему. Недисциплинированных членов ордена начальство сажало в темницы, заковывало в цепи, морило голодом. Орден становился самостоятельной боевой единицей, подчиняющейся только Великому магистру ( им сразу стал Хуго де Пейн ) и Папе римскому.

Хуго де Пейн и другой рыцарь по имени Готфрид Сент-Омер имели поначалу одну боевую лошадь на двоих. По этой причине и как символ бедности, на гербе ордена изображались два рыцаря едущих на одной лошади. Знамя ордена было полосатое, белое с черным, и по этому называлось Босеан - на старо-французском языке это слово означает пегую лошадь: на знамени был крест и надпись-девиз: «Не нам, не нам, а имени Твоему».

Символом ордена стал белый плащ с красным восьмиконечным крестом. В 1139г. Папа Иннокентий II предоставил тамплиерам обширные привилегии: изъятые из юрисдикции местных светских и церковных феодалов, освобождение от налогов, подсудность лишь папской курии. Тамплиеры пользовались неприкосновенностью личности наравне с лицами духовного звания; епископам запрещалось отлучать их от церкви. Эти привилегии впоследствии подтверждались и дополнялись другими Папами, стремившимися поставить орден на службу своим политическим целям. Так в 1163 году Папа Александр III предоставил тамплиерам большие привилегии.

 С самого начала своей деятельности тамплиеры приобретают большую популярность в Европе. Вопреки и одновременно благодаря обету бедности орден начинает накапливать большие богатства.

 Каждый вступающий безвозмездно приносил в дар ордену свое состояние. Крупные владения орден получил в подарок от французского и английского королей, знатных сеньоров.

В 1130г. тамплиеры уже располагают владениями во Франции, Англии, Шотландии, Австрии, Германии, Венгрии и в Святой земле, а также во Фландрии, Испании и Португалии. К тому же храмовники не только охраняли паломников, но и считали своим прямым долгом нападать на торговые караваны и грабить их. Они добывали богатые трофеи, брали выкуп за родовитых заложников.

 Тамплиеры к XII в. стали обладателями неслыханных богатств и владели не только землями, но и верфями, портами, имели мощный флот. Обогащению тамплиеров содействовало занятие торговлей и ростовщичеством. Они ссужали деньги обедневшим монархам и тем самым могли влиять на государственные дела. В XII в. орден владел 9 тыс. замков, ему принадлежал остров Кипр. Доход храмовников колебался от 20 до 54 млн. золотых талеров. Кстати, именно тамплиеры первыми ввели бухгалтерские документы и банковские чеки.
В одной лишь Франции храмовники могли выставить от
15 до 20 тыс. всадников. Рыцари Храма поощряли развитие науки, и не мудрено, что многие технические достижения ( например, компас) оказались в первую очередь в их руках. Искусные рыцари-хирурги врачевали раненных - это была одна из обязанностей ордена. Тамплиеры активно участвовали в крестовых походах в 12-13вв. В боях с «неверными» рыцари Храма проявляли вероломство, особенную жестокость, вызывая ненависть мусульман. Не случайно, разгромив в 1187г. при Хаттине войско короля иерусалимского, Салах ад Дин весьма милостиво обошелся со всеми пленными христианами за исключением тамплиеров.

Со временем они стали наиболее организованной военно-политической силой Иерусалимского королевства. Еще в XI веке тамплиерам как «храбрейшим и опытнейшим в ратном деле людям» была дарована крепость Газа в Святой земле.

В 1291г. тамплиеры обосновались на Кипре, затем окончательно перебрались в Европу, преимущественно во Францию. В столице французского королевства ордену уже несколько десятков лет принадлежал замок Тампль, считавшийся неприступным. Его стены и семь башен, окруженные глубоким рвом, были выложены из огромных каменных глыб. Окованный железом каменный мост вёл только к одной из башен. Ворота открывались и закрывались с помощью хитроумной системы рычагов, с которой не мог справиться непосвященный.

 Во дворе вдоль стен тянулись жилые помещения, конюшни. В Тампле могло укрыться целое рыцарское войско. Высоко над стенами поднимался донжон, толщина его стен достигала восьми метров. В нем помещалась резиденция великого магистра: попасть в него можно было по ещё одному подъемному мосту, ведущему с крыши одного из зданий внутри двора, поднятом высоко над землей.

 Местами заседаний капитула ордена служила церковь с мощными стенами и крошечными окнами. Две колокольни у входа походили на крепостные башни и тоже были способны выдерживать осаду. В восточной части церкви был алтарь, окруженный статуями святых, а за ними дубовая скамья, формой напоминающей подкову. На ней располагались во время своих заседаний члены капитула во главе с Великим магистром. Что на них обсуждалось, какие выносились решения, неведомо было никому. Как-то даже в 1261 году на 10 лет была положена в парижский орденский храм английская корона, так как при том недовольстве, которое охватило тогда часть английских баронов, король боялся держать её в Лондоне. Оригинал договора 1258г. между Англией и Францией хранился у храмовников, ровно как образцовый золотой ливр, служивший идеальной монетой для французского королевства.

Сам приезд Великого магистра, а им был в 1306 году Жак де Молэ ( Жак де Молэ родился в 1244 г. в Molay в провинции Franche-Comte, а умер в 1314 году), капитула ордена с Кипра в Париж стал огромным событием и величайшим зрелищем. Тысячи парижан, вышедшие на улицу, смотрели на Жака де Молэ в белом плаще с красным крестом на плече. Несмотря на шестьдесят с лишним лет, глава ордена, как описывают очевидцы, твердо держался в седле и был крепок. В таких же плащах за ним въезжали десятки рыцарей, еще не удостоенных самых высоких степеней, но блиставших дорогим вооружением, сработанным лучшими мастерами Европы и Востока. Далее тянулись бесконечные повозки с дубовыми сундуками, окованные железом, и кожаными тюками, сопровождаемые сильной охраной. В сундуках было золото ордена, в кожаных тюках - серебро.

 И, наконец, замыкали шествие монахи в черном, а лошади, убранные черными попонами, везли катафалк с просмоленным гробом, рыцарским шлемом и щитом, на котором был изображен родовой герб графов де Боже.

 Гийем де Боже был предшественником Жака де Молэ. Новый глава храмовников намеревался предать его прах земле, перевезя его с Кипра в церковь Тампля, новую резиденцию ордена, чтобы потом в назначенный срок, самому лечь с графом де Боже рядом и ждать нового Великого магистра. Пышным торжеством был въезд высших братьев-рыцарей в Париж. Филипп IV Красивый встречал Великого магистра.

Но встреча двух этих людей имела ещё один, особый смысл: французский король встречал не только главу могущественного рыцарского ордена - самый большой должник встречал своего кредитора. Поэтому, приветствуя рыцарей Храма, король Франции строил очень далеко идущие планы. Король Филипп IV Красивый, без конца ведущий войны, чтобы раздвигать границы своих владений, всегда нуждался в деньгах. Приходилось то и дело увеличивать подати или пускаться в сомнительные аферы.

На Парижском монетном дворе в глубокой тайне обтачивали золотые монеты, уменьшая их вес, а из опилок чеканили новые. Из сотни монет получалось сто десять- сто пятнадцать. Но и этого не хватало, король вынужден был одалживать огромные суммы под проценты. Однако расплачивался король с кредиторами своеобразно. Задолжав ломбардским ростовщикам, когда пришел срок уплаты, он заточил их в тюрьму. Позже король взял кредит у европейских банкиров, а вместо долга издал указ об изгнании евреев из Франции…

 Долг французского короля, ордену храмовников, нарастая с годами, достиг, в конце концов, астрономической цифры. Должник уже никогда не смог бы расплатиться с кредитором. Нужно было или полностью покориться ордену, или, как это уже случалось, уничтожить кредитора. Это желание короля встретило сочувствие со стороны многих сеньоров, рассчитывавших получить при этом некоторую часть богатства тамплиеров. Но орден братьев-рыцарей  с многочисленным войском, испытанным в боях. С огромными земельными наделами казался неуязвимым. Вступить с ним в открытую борьбу не решился бы ни один из европейских государей. В XIII в., когда Папа объявил крестовый поход против еретиков - катаров и альбигойцев, тамплиеры, опора Католической Церкви, чуть не открыто выступили на их стороне.

В 1252г. английский король Генрих III, возмущенный их поведением, пригрозил храмовникам конфискацией земельных владений. На что Великий магистр ответил: «Пока вы творите справедливость, вы будете править. Если же вы нарушите наши права, то вряд ли останетесь королём». И это была не просто угроза. Орден мог это сделать! Рыцарями-храмовниками были многие влиятельные люди в королевстве, а воля сюзерена оказалась менее священна, чем клятва верности ордену.

Король Филипп искал другой путь. Тайную войну с орденом он повел задолго до приезда Жака де Молэ в Париж. Прежде всего, король… сменил на Святом престоле Папу римского. Бонифаций VIII был врагом Филиппа IV и покровительствовал ордену, видя в нем опору. Король обложил налогом в свою пользу церковные земли во Франции. Папа отказался платить, полагая, что церковные налоги должны поступать только в Рим. Тогда король запретил вывозить из страны золото и серебро, и Папа перестал получать деньги из Франции, хотя они составляли немалый доход Святого престола. Конфликт разрешился тем, что преклонных лет Боннифаций VIII умер в самый подходящий для французского короля момент

Через десять дней, как и полагалось, в Соборе Святого Петра в Риме собрался конклав кардиналов, чтобы избрать нового Папу. Но длился он… одиннадцать месяцев, в течение которых христианская церковь была лишена своего главы. Король постарался подкупить вех кардиналов, чтобы Папой был избран тот, кто ему угоден. Кардиналы долго торговались с агентами короля, но в конце концов выборы кончились тем, что новым Папой стал ставленник короля Климент V. Еще задолго до избрания, но веря в успех, будущий Папа

заранее дал Филиппу IV письменное обещание запретить «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона». Но видно, и новый Папа строил свою игру, в которой надеялся использовать орден в своих целях. Во всяком случае. Когда Жак де Молэ принял решение обосноваться в Париже, раз уж храмовникам становилось тесно рядом с госпитальерами и кипрским королем Лузиньяком, Климент V осторожно намекнул Великому магистру в письме, что не следовало бы перевозить во Францию казну ордена.

 Сильным, независимым ни от кого на свете, в том числе и от Папы римского, чувствовало себя в ту пору братство тамплиеров. Казна ордена, как и сама резиденция, обосновалась в Париже. Великий магистр, несомненно, был уверен в своей полной власти над королём - по преданию магистр даже как-то показал ему сокровищницу тамплиеров. И словно бы для того, чтобы лишний раз продемонстрировать, как велика сила ордена, именно храмовники укрыли короля за неприступными стенами замка Тампль, когда вспыхнуло в Париже грозное народное восстание, которое королевским войскам не удалось усмирить.

 Было это в том же 1306 году, когда Жак де Молэ- магистр ордена переехал в Париж. А год спустя, в октябре 1307 года, полностью усыпив подозрительность рыцарей, король всех рыцарей повелел арестовать. Сначала арестовали Великого магистра и еще несколько братьев, стоящих н самых высоких ступенях иерархической лестницы ордена, а том числе, разумеется, и Великого казначея.

Деятельность ордена и жизнь его рыцарей была таинственной, скрытой от глаз. В резиденции ордена Храма, - а командорства его были в Иерусалиме и Кастилии, Леоне и Арагоне, Франции и Нидерландах, Германии и Италии, Англии, - впускали немногих. От любопытных глаз надежно закрывали мощные стены и рвы пресепторий – так назывались центры ордена в каждом из командорств. И по всему миру ползли слухи о роскоши и расточительности храмовников, о таинственных церемониях, совершавшихся в орденских замках. Говорили, что тот из членов ордена, кто выдаст его тайну посторонним, хотя бы и ненароком, обречен закончить свою жизнь в страшных подземельях.

 Говорили, что во время церемоний в главной орденской церкви, Великий магистр торжественно отрекается от власти Папы римского, но и от самого Иисуса Христа. Что истинным своим богом храмовники считают некоего Бафомета, перед идолом которого пьют вино, смешанное с пеплом сожженных покойников. Говорили, что рыцари Храма знают таинственные знаки, с помощью которых вызывают покойников с того света, что заколдовывают спрятанные сокровища так, что их никто не может найти. Покои замков тамплиеров были роскошные, лучше, чем в королевских дворцах. Не случайно же английские короли, если случалось им наведываться в Париж, останавливались вместе со своей свитой не в королевском дворце, а в Тампле. Народ роптал. Видя роскошествующих надменных рыцарей. Недоумевало духовенство - за что и во имя чего воинство осело во Франции и всё больше впадало в ересь.

 Филипп IV пошл на хитрость, он попросил принять его в орден. Но великий магистр Жак де Молэ вежливо, но твердо отказал ему, понял, что король хочет в будущем занять его место. Тогда Папа Римский предложил ордену объединиться с вечными соперниками госпитальерами. В таком случае независимость ордена была бы утрачена. Но магистр отказался. Тогда король разослал секретные депеши во все уголки государства, оговорив, что печать на послании должна быть сломлена точно в назначенный день и час. Утром 3 октября 1307 года рыцари были арестованы. Их обвинили в ереси, в служении дьяволу, в колдовстве. Этому дали повод таинственные обряды  посвящения в члены ордена и последующее сохранение тайны его деяний. Удар был настолько неожиданным, что они не оказали ровным счетом никакого сопротивления. Семь лет длилось следствие. Под пытками храмовники признались во всем, но во время публичного суда отреклись от своих показаний. Судьи заранее позаботились найти свидетелей тайных обрядов топтания креста и поклонения идолам. Другие тамплиеры уморили себя голодом, ни в чем не признаваясь.

Начались казни: время от времени по приказу короля рыцарей небольшими группами сжигали на кострах в самом Париже или в других городах королевства, не дожидаясь конца следствия. В 1312 году Папа римский Климент V  объявил о роспуске ордена и его запрете по всему христианскому миру. Великий магистр ордена Жак де Молэ провел в темнице пять с половиной лет, подвергаясь изощренным пыткам. Наконец, настал день, когда он, босой, в желтом колпаке еретика, в последний раз прошел по Парижу, сопровождаемый стражей и монахами. Но дном из островов Сены уже был разложен костер. Смотреть на казнь приехал французский король  Филипп IV Красивый, самый большой должник орден тамплиеров. Великого магистра рыцарского братства сожгли на костре 18 марта 1313 года. Последними его словами были проклятья королю Франции Филиппу, Папе римскому Клименту V и Гийому де Ногаре, военачальнику, орестовавшему Великого магистра и лично пытавшему его. Проклятье сбылось. Магистр предрекал им смерть в течение года. Папа умер от волчанки через две недели, а король - осенью от несчастного случая на охоте. В том же году умер и третий. Достояние ордена было конфисковано королевской казной. Преследованиям подверглись также тамплиеры и в других государствах Западной Европы. Имущество тамплиеров передовалось госпитальерам, вечным соперникам: отошел к ним и сам замок Тампль в Париже. Спустя века вновь вспомнили о проклятии Великого магистра – именно в бывшей резиденции ордена провел ночь перед казнью последний французский король Людовик XVI.Во Владении госпитальеров Тампль находился до французской буржуазной революции конца XVIII в. Башни Тампля были превращены во время революции в государственную тюрьму. В 1811г. большая башня была снесена, а при Наполеоне II были срыты и остальные здания. Название «Тампль» сохранилось в наименовании улицы и одного из переулков Парижа.

 Только в Испании и Португалии, боровшихся с арабами, монархи не дали тамплиеров в обиду: братья – рыцари нужны были им как мощная союзная военная сила. Правда, чтобы формально выполнить всеже запрет Папы римского, учреждены были новые рыцарские ордена, которым переходило имущество храмовников. Нетронутыми остались владения храмовников, сохранившиеся на острове Кипр.

 Не много осталось от ордена, некогда могущественного и влиятельного, не уступающего самим королям.

 Зато остались загадки, на которые не нашлось ответа. И надо сказать, они и по сей день волнуют воображение многих людей. Хотя Филиппу Красивому не удалось организовать преследование тамплиеров по всей Европе, былое могущество тамплиеров было подорвано. Остатки этого ордена так и не смогли объединиться, хотя его символику продолжали использовать.

Христофор Колумб открыл Америку под флагом тамплиеров – белым полотнищем с красным восьмиконечным крестом. Загадочны сами верования храмовников. Есть даже специальные исследования на этот счет – и достаточно научные, и полные мистики. Выдвинуты, например, предположения: что же все-таки, олицетворял собой их идол, которому будто бы покланялись рыцари Храма – вполне  возможно, что в верованиях рыцарей. Традиции и атрибуты, которых они создавали десятилетиями, причудливым образом смешались ненависть к «неверным» и… к самому Папе римскому. Ведь ни что не ценили храмовники столь высоко, как абсолютную независимость и власть над всеми и сем. На столько они уверовали в своё могущество, что как раз по этой причине и были разгромлены так легко и быстро. Впрочем, предполагают, что в имени Бафомета причудливо смешались имена пророка м Магомета и титул Папы римского. А то, что считали себя рыцари совершенно неподвластными Папе, подтверждает одна из формул ордена - посвященный его член назывался «Другом Господа и мог говорить с Господом, если хотел». Иными словами, не нуждался тамплиер для общения с Всевышним в посредничестве Папы и Христианской Церкви.

  Но помимо мистики и теологии, есть у храмовников загадки и более материального плана.

  Дело в том, что после конфискации имущества ордена, сокровищ найдено было гораздо больше, чем на то рассчитывал Филипп IV. Не обнаружились и архивы ордена, а ведь должны были они хранить немалые тайны. И за многие века, начиная с 1307 года, е переводились желающие найти казну ордена и его архив.

Иной раз казалось, что тайна вот-вот будет раскрыта. В 1745 году некий немецкий архивариус опубликовал найденный им документ. В нём утверждалось, что Жак де Молэ перед смертью передал юному графу Гишару де Боже следующее письмо:

 «В могиле твоего дяди Великого магистра де Боже нет его останков. В ней находятся архивы ордена. Вместе с архивами хранятся реликвии: корона иерусалимских царей и четыре золотые фигуры евангелистов, которые украшали гроб Христа в Иерусалиме и достались мусульманам. Остальные драгоценности находятся внутри двух колонн, против входа в подземный этаж церкви. Капители этих колонн вращались вокруг своей оси и открывают отверстия». тайников. 
  Известно, что молодой граф де Боже и в самом деле получил разрешение вывезти из Тампля прах своего родственника. К тому же сообщение архивариуса косвенным образом подтвердились: одна из колонн церкви в самом деле оказалась полой и пустой. Но если бы там в действительности были сокровища ордена и его архив, какая судьба ожидала их в дальнейшем?

  Поиски велись во многих французских замках и в замке на Кипре. Что же касается родового замка де Боже, то во время французской революции он вообще был разобран по камешку, а земля под ним перекопана. Нигде не нашлось ни  архива, ни сокровищ.

  О том же, что ученые и по сей день не теряют надежды, свидетельствует гипотеза, выдвинутая не так давно французским исследователем Жаком де Мойе. Она хоть и кажется на первый взгляд неожиданной и неправдоподобной, однако все звенья её выстраиваются довольно стройной цепочкой. Ученый обратил внимание на одну странность, связанную с орденом Храма. Дело в том, что был он на столько могущественен, что и свою собственную монету чеканил. Однако почему-то не из золота, как все другие, кто имел на это право, а из серебра.

  Ещё одна странность: Среди тех морских портов, которыми владели тамплиеры, есть один  - Ла-Рошель, назначение которого не очень понятно: лежит он в стороне от всех торговых морских путей того времени. А между тем крепость-порт Ла-Рошель защищали сильные стены, вели туда семь дорог из разных мест Франции.

А вдобавок к этим странностям нашлось в одном из протоколов допросов тамплиеров после разгрома ордена любопытное свидетельство: рыцарь Жак де Шалон утверждал, что в ночь накануне допросов и арестов выехали из Парижа три крытые повозки, сопровождаемые сильным конвоем. Груз должен был прибыть в один из портов, принадлежащий ордену, где его дожидались корабли.

  Сопоставляя все эти факты, французский учёный предположил: задолго до Колумба… тамплиеры плавали в Америку, и именно для этой цели служил им порт Ла-Рошель. В повозках же, вывезенных из Парижа, находились сокровища и архив ордена, так как все-таки заподозрил в самый последний момент Великий магистр недоброе. Подтверждения? Есть ли они? Напомним, что монеты храмовников чеканились из серебра (серебро употреблялось для чеканки монет довольно редко), а оно, хлынуло в Европу большим потоком именно из Америки и только после того, как корабли европейцев регулярно стали плавать через океан. Другое подтверждение нашлось в Национальном архиве Франции: одна на из древних грамот скреплена печатью ордена, на которой можно рассмотреть… Изображение человека в головном уборе из перьев, какие носят индейцы. В принципе ничего нет невероятного в том, что корабли храмовников способны были плавать в Америку    ведь викинги отправлялись туда на гораздо менее совершенных кораблях за века до основания ордена. Именно на судах храмовников, между прочим, впервые в Европе появился компас, служили братьям-рыцарям отличные мореходы. А если храмовники и в самом деле нашли путь в Новый Свет, вряд ли стали бы афишировать такое открытие – ведь загадочность, таинственность составляли самую суть ордена.

 

Литература::

Большая Советская энциклопедия. Третье издание. Том 25. 1976г.

Энциклопедия для детей. Всемирная история. Том 1. 1999г.

Большая Советская энциклопедия. Тома 5 и 41. 1976г.

Я познаю мир. Рыцари: Детская энциклопедия./ В.И. Малов. – М:000 издат. АСТ 2001 – 476с.: ил.

Я познаю мир. Религия: Детская энциклопедия.


times.jpg (9925 bytes)

Оглавление


Hosted by uCoz