Мода в Истории


Надежда Михеева

Одежда Китая эпохи Средневековья


Национальная одежда Китая  в средневековье была очень разнообразная. Она не похожа, на какую любую другую моду. Если людям многим кажется, что китайцы, японцы, корейцы … похожи, то это совсем не так!  Их  различие - это одежда и мода!

 

Китай – это отдельный мир моды, где никто никогда даже и не пытался узнать, что носят во Франции, в Испании и.т.д.

В Китае живёт очень много народу, и люди всегда придумывали такие костюмы, какие не снились Европе!

Китайцы создали свой стиль в костюмах, свой шарм, свою красоту!

Даже сейчас в Китае многие костюмы остались традиционными и считаются национальной одеждой. Именно поэтому китайцы очень пластичны и грациозны. А их голос подобен красивой песне.

Представьте себе женский костюм сегодня. Он весь украшен цветами, красивыми узорами. А искусство делать прически, которому мы бы учились делать годами, у китаянок заложено в крови.

Представьте, как поёт стройная, красивая девушка в вишнёвом саду! Красиво???

И вы все ответите да, потому что у нас такого нигде не увидишь.

Начиная со Средневековья, в Китае господствовала очень красивая и стильная мода! Как и во многих странах, костюм различался по сословиям, всё зависело от социального положения. Но заметьте, люди в Китае не относились плохо друг к другу, в зависимости от того, сколько у них денег, и даже во многом помогали друг другу.

Знаменитые и  богатые люди одевались в многослойные пышные одеяния: короткая рубаха, короткие или длинные штаны, кофта, жилет, чулки, башмаки, шапочка и длинный верхний халат.

Люди среднего социального сословия, независимо от пола человека, носили обязательно носили штаны и кофту, а, кроме того, – нижнюю сорочку, верхний халат или куртку.

Куртка и кофта запахивались и перепоясывались. К этому наряду добавлялись соломенные сандалии или закрытая обувь и шляпа с полями из тростника или соломы. Вы подумаете, как же им было не жарко, но ведь ради моды и шарма готовы на всё.

В детстве девочкам одевали колодки на ноги, чтобы нога больше не росла, и многие женщины из-за этого, даже становились инвалидами.

Низшие классы населения едва прикрывали свое тело. Потому что они не могли позволить себе роскошную одежду, которая была очень дорога для них.

Использовалось очень много тканей для костюмов: пеньковые, хлопчатобумажные или шелковые, причем шелковую одежду имели право носить только знатные и богатые люди.

Штаны (ку, сяоишан, сяои, чжунчипао). В официальных костюмах они были  полностью скрыты длинными халатами или плахтами (плахта – род запашной юбки) и у знатных людей считались неприличной деталью туалета. Покрой в основе своей оставался неизменным – это широкие, глухие, без прорехи штаны. Покрой женских штанов незначительно отличается от мужских: шов не пересекает живот по вертикали, а идет наискось, т. к. сквозь шов  легко проникает нечистая сила, что может повредить плод беременной женщины. Китайцы были очень суеверные люди, и остаются такими, в каком то смысле это очень помогало им. И если вы посмотрите, как они проводят какие-нибудь ритуалы, то сами поверите в это.

Обычным материалом для штанов, были пеньковые или шелковые ткани. Позже к ним присоединились хлопчатобумажные ткани. В холодное время  китайцы носили стеганные на вате штаны, поверх которых могли одевать ноговицы (отдельные штанины, крепящиеся к поясу при помощи тесемок), тоже обычно подбитые ватой. Гамаши, чулки, обмотка. Китайцы очень часто носили штаны навыпуск. Иногда подвязывали их под коленом, иногда стягивали гамашами или вправляли в голенища сапог, либо в шитые, а зимой стеганые, сапожкообразные чулки.

Китайцы славятся своей неординарной, разнообразной обувью. Многие до сих пор не могут понять, как такую обувь можно носить, но для китайцев такая обувь свойственна, их страна не похожа не какую любую.

В качестве обуви китайцы носили легкие, либо матерчатые, либо плетенные из пеньки или соломы туфли, которые часто были украшены орнаментом. Были очень интересные толстые подошвы  сделанные из нескольких слоев проклеенной бумаги или ткани, прошитых продольными рядами стежков. Иногда туфли делались из кожи. Торжественные туфли украшались кантиками. Боковая сторона подошвы белилась краской из толченых ракушек, а носок украшался надставкой, которая могла быть похожа на серебряный слиток или головку благопожелательного жезла. В дождливую погоду, использовали деревянные сандалии без верха, державшиеся на ногах при помощи матерчатых или плетеных жгутов. Были периоды, когда распространялся обычай носить кожаные и матерчатые сапоги.

Самая удобная одежда китайцев: халат и кофта. Халат – это верхняя одежда, которая покрывает всю фигуру до щиколотки или до земли. Кофта – более короткая одежда, которая требует для сокрытия нижней части фигуры ношения своего рода плахты, либо надевается поверх более длинного одеяния. Все носили распашные халаты и кофты. По фасону они тоже делились на два: на однобортные и двубортные, хотя преобладают последние. Однобортные обычно имели впереди одну завязку,  двубортные имели завязку или пуговицы сбоку. Шаровидные узелковые пуговицы и петли делались из шнура или тесьмы обычно той же ткани, что и одежда. Были пуговицы из меди (гладкие или с узором). Чаще всего на одежду нашивалось нечетное число пуговиц. Также двубортные халаты подразделялись на открытые и закрытые. У открытых халатов края перекрещиваются на груди.

Закрытые халаты имеют круглый ворот и застежку или завязку на правом плече у шеи, а также глубокие разрезы по бокам. Все также носили шаны и пояса. Шан – нечто вроде плахты (распашной юбки), кусок ткани, которым обертывали нижнюю часть туловища и закрепляли завязками на талии. Пояс – очень важная часть костюма, его цвет, материал и украшения отражали различия среди аристократии и чиновничества. Мягкий ритуальный пояс – широкая лента. Часто из-под него выглядывал еще один более длинный пояс, концы которого могли быть завязаны большими бантами. На пояс вешались разные предметы – кисть, тушечница, фамильная печатка, палочки для еды, а также нож, огниво, кольцо для стрельбы из лука, игла для распутывания памятных узлов.

В Китае люди зимой носили шубы, а осенью или весной плащи. В холодное время китайцы одевали либо несколько халатов и кофт, либо одежду на подкладке  или стеганную на вате. Зимой, особенно на севере, носили шубу  из козьего, обезьяньего или собачьего меха. Богатые люди ходили в собольих шубах или в шубах на лисьем меху. Самым ценным считался каракуль. Шубы были легкими, поверх них надевали шелковые расшитые халаты.  Плащи надевали в дождливую погоду. У людей победнее плащи были сплетены из соломы, травы или бамбуковой стружки. Богатые люди носили плащи из птичьего пуха или шерстяных тканей.

С давних времён в Китае требовалось, чтобы люди носили головной уборы. Отсюда огромное разнообразие головных уборов. При достижении  двадцати лет проводился ритуал надевания шапки – гуаньли. Таким образом, головной убор носили все совершеннолетние мужчины, кроме монахов. С этим была связана определенная символика, например, снять убор – значит, отказаться от должности или придти с повинной головой. Женщины обычно головные уборы не носили, их им заменяли прически. Только на свадьбу и в самых торжественных случаях женщины надевали сложный головной убор – фэнгуань.

Как известно в Китае очень красивые и изящные причёски. Такие причёски мало где встретишь. Они складываются так: их укладывают из прямых волос с несколькими проборами, симметричными волосяными петлями, валиками. Чтобы волосяные петли хорошо держались, их смазывали клейкими составами и наматывали на бархатные валики. Пучки, представлявшие собой высокие петли, в прическах закреплялись на темени или на затылке. В каждой прическе было по два-три пучка. С висков волосы зачесывались наверх, а лоб обрамляла короткая редкая челка. Были и другие варианты женских причесок, без челки, со спускающимися с висков длинными прямыми прядями, с прикрепленными парными украшениями.

Знатные дамы также носили парики и шиньоны. В причёску украшали цветами, диадемами, гребнями и разнообразными ювелирными изделиями. Только свадебные причёски отличались. Невесте перед свадьбой волосы заплетали в косу или скручивали в жгут и укрепляли на темени двумя большими шпильками крест-накрест. Во время венчания у невесты на лбу выстригали прямую челку, а на висках волосы срезали под углом.

У китаянок была очень популярна косметика. С 7 лет девочки пользовались белилами и румянами. Глаза они старались искусственно уменьшить. Губы красили помадой различных оттенков. Брови выщипывались и подводились. На гладко выбритые виски налеплялись шелковые мушки различных цветов. На левой руке богатые китаянки отращивали длинные ногти, красили их, даже надевали на них серебряные футляры. Самым лучшим украшением знатной китаянки являлась маленькая ступня – "лотосовая ножка".

В книге Костюм Китая в собрании ГМИНВ. – Сообщения ГМИНВ, выпуск XI. М., 1979. Была описан “игровой” костюм китайцев.

«Так люди одевались в театрах, причём все роли, мужские и женские, играли мужчины. Все костюмы представляли из себя яркое зрелище!

Символика цвета в одежде не всегда была однозначна, но ярко-желтый/золотой цвет – это исключительная привилегия императора, его семьи и тех немногих, кому император даровал право носить какую-либо деталь одежды желтого цвета. Белый цвет – траурный, поэтому шить из ткани этого цвета стоит только исподнюю одежду. Красный – цвет парадных и праздничных (костюм невесты) одеяний, официальных облачений высших чиновников, "простым" китайским людям он не подходит. Остальные цвета, в принципе, можно использовать свободно, однако небогатым/бедным людям следует быть скромными в выборе цветов, они не должны быть слишком яркими.

Костюмы чиновников в Китае были одинакового покроя, различались отделкой и украшениями, обилие и богатство которых зависели в основном от степени благосостояния.

Любому чиновнику просто необходима шапка! Без нее ни один костюм не может считаться полным. На игре допускаются шапки произвольной формы, однако "уши" на затылке шапки тем длиннее, чем выше ранг ее обладателя. Головной убор лучше всего изготавливать из папье-маше, обклеенного тканью. "Уши" представляют собой проволочный каркас, обтянутый тонкой тканью (шелк, шифон, капрон и т. д.). На игре будут существовать 9 чиновничьих рангов. Кроме цвета поясов они должны различаться длиной "ушей" официальных головных уборов. Во избежание путаницы с их размерами мы предлагаем установить для "ушей" длину от 10 см. (для девятого ранга) до 35 см. (для первого). Соответственно, с повышением ранга длина ушей увеличивается примерно на 3 см. Изменение статуса чиновника на самой игре по понятным причинам может моделироваться только цветом пояса. Рекомендуемая одежда для чиновников: штаны, нижняя кофта с косым воротом, халат "кимоно" или закрытый халат (официальное облачение), обувь (сапоги или тапочки), два пояса – кожаный и матерчатый, шапка. Из-под верхней одежды знатного человека не должно быть видно штанов и кофты или они могут совсем немного выступать. При желании и возможности можно увеличить количество слоев одежды – это будет видно в боковых разрезах халата, рукавах и вороте. Кроме того чиновнику хорошо бы иметь мухобойку, кошель, чиновничью табличку, печать. На игре признаком различия чиновников разного ранга будет цвет его тканевого пояса. Каждому из девяти рангов будет соответствовать свой цвет. Конкретные цвета будут указаны позже. Рекомендуемая одежда для горожан и состоятельных крестьян: штаны, возможно нижняя кофта, верхняя кофта, обувь, пояс (кушак), головной убор (шапка типа панамы, соломенная шляпа, платок), хотя часто ходили и без головного убора. Верхняя одежда не длинная - примерно до колена. Рекомендуемая одежда для женщин: штаны, нижняя кофта, юбка, верхний халат с длинными или широкими рукавами, пояс, обувь (особенно для аристократок – сапожки!), украшения для прически (шпильки, цветы, гребни). Веер, косметика”»

 Мы узнали только, как одевались люди в Китае в эпоху Средневековья. Но это лишь история моды Китая, она будет длиться очень долго и с каждым разом чем-то удивлять и шокировать нас,  ведь у этого великого народа, очень изящная и красивая фантазия.

С каждым годом  даже Франция, которая известна как законодательница моды, не может не придумывать что-то  похожее на китайские мотивы. И многим это нравится, а почему бы и нет!

Ведь красиво, когда  у девушки длинные волосы, заплетёны и украшены цветами. Красиво, когда на девушке платье, а не брюки, которые мы так привычно сейчас носим. Мы совсем забыли о том, что мы можем быть грациозными, а ведь и мы можем быть такими как китаянки!

И мы это сделаем не для кого-то, а даже для себя. Чтобы посмотреть в зеркало и сказать: ”Ты лучше всех моделей мира”.

Только после этого вы поверите в себя и будете выглядеть ЛУЧШЕ!!!

Ведь не зря говорят, не одежда красит человека, а человек красит одежду!!!

 

  Летиратура:

1. Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. – М., 1975

2. Народы КНР – Народы Восточной Азии (серия "Народы Мира. Этнографические очерки"). М.–Л., 1965

3. Стариков В. С. Материальная культура китайцев северо-восточных провинций КНР. М., 1967.

4. Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М., 1975.

5. К проблеме генезиса традиционной одежды южных китайцев. – Сборник МАЭ. XXXII. Одежда народов зарубежной Азии. Л., 1977. (В соавторстве с В. С. Стариковым).

6. Из истории плечевой одежды народов Центральной и Восточной Азии. – Советская этнография, 1977, № 3.

7. Костюм Китая в собрании ГМИНВ. – Сообщения ГМИНВ, выпуск XI. М., 1979.

8. Сычев Л. П. Размышления о сунском мужском костюме в связи со статьей Чжоу Сибао. – Народы Азии и Африки, 1985, № 2.

9. Из истории китайского женского костюма с древности до эпохи Сун. – Научные сообщения ГМВ, выпуск XXII. М., 1996.

10. Неглинская М. А. Китайские ювелирные украшения. М., 1999.

11. Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987. И разделы по костюму в других томах "Этнической истории китайцев" (авторы Крюков М. В. и др.).

12. http://messiah.jnm.ru


times.jpg (9925 bytes)

Оглавление


Hosted by uCoz