Pax Oriente (Мир Востока) |
|
Лиана Дильмухаметова Марш несокрушимых (Ассирия) |
|
Римляне считали Ассирийскую державу
первой «мировой
империей» и отдаленной
предшественницей их собственной
империи. Ассирийцы будто
воистину силились объять необъятное. Их
огромная держава раскинулась от Египта
и Средиземного моря до Закавказья, и
Иранских нагорий и на юг – до Аравийских
пустынь и Персидского залива,
пульсировала, как амеба, страдая от
мятежей и одновременно трепеща от
страха. Ассирия жила войной и для войны.
На протяжении 700
лет эта страна вела почти
непрерываемые войны. И в тоже время
здесь задолго до самого Пифагора уже
знали теорему Пифагора. И именно в
столице Ассирии – Ниневии – была
собрана знаменитая библиотека
клинописных табличек – бесценное
собрание древних текстов, благодаря
которым, мы и знаем так много о древней
истории Междуречья. Исторический
ландшафт "Когда воины
древнего Ашшура в XIV веке
до нашей эры при царе Ашшурубаллите
двинулись в свой первый завоевательный
поход, чтобы вступить на равных в
большую игру тогдашних великих держав,
они и ведать не ведали, что их марш будет
продолжаться семь столетий. К этому
времени в междуречье Тигра и Евфрата
господствовал Вавилон, в Малой Азии силу
взяло Хеттское царство. Ассирия же еще
не возвысилась, и небольшому городу-государству
Ашшур приходилось выживать в сложной
международной обстановке." Парадокс истории
древнего Междуречья заключался в том,
что творилась она двумя народами –
шумерами и аккадцами – совершенно
неродственными друг другу, но, тем не
менее, считавшие себя единым народом, «черноголовыми».Аккадцы
были семитами, шумеры – нет, но они
прекрасно уживались бок о бок, с детства
разучивая языки друг друга. Месопотамия оказалась
разбитой на множество царств и городов-государств,
меж коими после очередной смуты в
правление великого Хаммурапи
возвысился Вавилон, власть которого
была вынуждена признать и Ассирия.
Сердце будущей Ассирийской державы –
город Ашшур – всё ещё оставался
сравнительно небольшим, хотя и крепким
центром маленького государства. До XIV
века
до нашей эры Ассирия называлась «алум
Ашшур», то есть «община
(бога) Ашшура»: в древней Месопотамии
главным признаком самодеинтификации,
была не национальность, а
принадлежность к общине и государству. И
хотя народное собрание «малых
и великих» уже утратило своё
значение, высшим органом власти всё ещё
оставался «дом города» - совет знати. Совет
избирал городского казначея сроком на
один год, а также судью-администратора
государства. И хотя в Ашшуре
существовала наследственная должность
правителя – ишшаккума, до эпохи больших
военных походов никто не считал его «царём»,
и
он исполнял в основном жреческие
функции. Понятие деспотии и
ничем не ограниченной царской власти
пришло в историю гораздо позже – вместе
с Ахеминидами – царями персов. В XIII веке до нашей эры
Ассирия начала мощную военную экспансию,
ломает хребет одному из давнишних своих
врагов – царству Миттани – и при
Тикультининурте I
вторгается
в Сирию. Это было началом бессчётного
перечня кровавых побед и военных добыч,
которые, в конце концов, и превратят её в
страну с «военной экономикой». Пожалуй, наивысшего
своего расцвета Ассирия достигла в
начале XI
века
до нашей эры при Тиглатпаласаре I.
Это
было время больших изменений в древнем
мире: «старые
древние» царства не выдержали
натиска «новых
древних» и, как Миттани и Хеттское
царство просто исчезли, уступив им место.
Вавилон переживал затяжные
экономические и экологические кризисы (поливное
земледелие за много веков привело-таки к
засолению почв, и плодородные прежде
поля Вавилонии обратились в довольно
скудные житницы), ну а Египет в очередной
раз точили междоусобицы. В этой
обстановке Ассирия ловко подхватила
роль мирового лидера. «С мечом в руке и Вавилоном в сердце» Наибольшей проблемой Ассирии на
протяжении всей её истории был Вавилон.
При том он не являлся проблемой только
внешней, политической или военной – на
определённом этапе наращивания
ассирийской военной мощи Вавилон больше
не представлял большой угрозы для армии
Ашшура – его брали множество раз, но тем
в большей степени он превращался в
проблему внутреннюю, глубокий,
неискоренимый невроз, любовь-ненависть,
которую нельзя утолить. И когда Вавилон
в очередной раз восстал, призвав в
союзники халдеев и эламитов,
ассирийский царь Синаххериб в 689 году до нашей эры стёр
Вавилон с лица земли, пустив по его
улицам воду из открытых шлюзов Евфрата.
Но Ассирия не простила своему царю
утраты Вавилона. В свою очередь,
Синаххериб был убит в своём же дворце.
Его преемник Асархаддон восстановил
Вавилон, вернул ему прежние привилегии,
ввёл в пользу вавилонских храмов новые
налоги по всей своей огромной державе –
притом, что в это же время он, не зная
жалости и милосердия, прорубался через
дружественный когда-то Египет, пока не
довёл границы Ассирийской державы до
первого порога Нила... Предельное напряжение
сил, подвиг, битва – вот истинный идеал
ассирийца. Это сказывалось и на
отношениях полов в обществе. Если для
вавилонянина семья была той «норкой», в
которой реализовался его жизненный
гедонистический идеал, то для ассирийца
всё было иначе. Семья была лишь «стартовой
площадкой» воина, и хотя в Ассирии
было разрешено многожёнство, гарем
служил для сыновей Ашшура не для нег, а
для укрепления сил и хозяйства воина.
Отношение к женщине в Ассирии было
довольно суровым. Поэтому, хотя Ассирия
и Вавилон питались соками одной
культуры, они по-разному распорядились
ими: одни обратили этот сок в приятное
вино, другие изготовили из него огненный
и ослепляющий напиток. Прекрасной
иллюстрацией к этой ситуации может
служить «Эпос
о Гильгамеше». Это произведение
пользовалось большой популярностью, как
и в Ассирии, так и в Вавилоне. Но ассирийцы скорее
видели своё подобие в молодом
Гильгамеше, царе Урука, готовом
совершать подвиги единственно во имя
подвигов и без разбору пользоваться
дочерьми и жёнами своего народа. Чтобы стать «вавилонянином»,
Гильгамешу
пришлось преодолеть свой эгоцентризм в
чувстве горячей дружбы, пережить
смертный страх и горе после гибели друга,
возжелать бессмертия, добыть его, чтобы
тут же, по глупой случайности, утратить и,
в конце концов, отказаться от попыток
достичь недостижимое и – жить,
наслаждаясь жизнью, не покушаясь на то,
что не дано человеку. Ассирийцы же веками
рвались к недостижимому – не на словах,
но на деле, не к бессмертию, но к мировому
владычеству. В течение века Ассирия
не знала поражений. Она сокрушила
Израиль, стерев его с политической карты
мира, нанесла смертельные раны Урарту,
оторвала ещё несколько провинций у
Мидии и довольно удачно сдерживала
вихри самых опасных противников всех «устоявшихся»
цивилизаций
– с виду слабых, но на самом деле
обладающие колоссальной разрушительной
силой кочевых племён – в то время
киммерийцев и арабов Аравийского
полуострова. Используемая
литература: Журнал
«Вокруг Света» «Что
такое? Кто такой?».
Том 1. Издательство «Педагогика»,
Москва, 1976 «Большая
энциклопедия Кирилла и Мефодия». http://historic.ru |
|