Музы в гостях у Клио


kurbatov-jurnal.jpg (48292 bytes)

Алексей Курбатов

Загадка великого Леонардо


«Приобретай в юности то, что с годами возместит

тебе ущерб, причиненный старостью.

Помни, что пищей старости является мудрость,

и пока молод, действуй так, чтобы не оставить

старость голодной».

Леонардо да Винчи.

 

Этот гений начала итальянского Возрождения вызывает у учёных не просто изумление, а почти благоговение, смешанное с растерянностью. Даже общий обзор его возможностей подвергает исследователей в шок: может ли один человек являться гениальным инженером, художником, скульптором, изобретателем, механиком, химиком, филологом, учёным, провидцем, певцом, пловцом, создателем музыкальных инструментов, наездником, фехтовальщиком, архитектором и модельером? Леонардо да Винчи был загадкой для современников и до сих пор остаётся одной из самых таинственных фигур в истории человечества.

Будь Леонардо мастером кисти и только, подаривший человечеству улыбку «Джоконды» и полифонию страстей  в «Тайной вечере», его имя сияло бы негасимым светом в череде великих живописцев и ваятелей, явивших миру новые грани красоты. Но маэстро не умещается в этом пантеоне. Талант Леонардо проникает в такие сферы  человеческого знания, что становится не по себе: присутствие художника с его волшебной палитрой и трепетной кистью здесь как бы неуместно…

Он родился в 1452 – м году в местечке Винчи близ Флоренции. Отец будущего гения, богатый нотариус и землевладелец, был известнейшим человеком во Флоренции, а мать Катерина – простой крестьянской девушкой. В 1466 году, в 14 – летним возрасте, Леонардо да Винчи поступил учеником в мастерскую Андреа Вероккьо. Как – то раз мастер поручил мальчику изобразить второго ангела в своей картине «Крещение». А когда увидел его работу, в отчаяни воскликнул: - Что ты наделал, Леонардо!… После твоего ангела я ничего не стою как живописец.

Юноша брался за многие предметы и, достигая в них совершенство, бросал.

Леонардо был высок, строен и так  прекрасен лицом, что его называли «ангелом». При этом обладал сверхчеловеческой силой: будучи левшой, мог правой рукой смять железную подкову. «Только одиночество дает необходимую свободу» - эти слова довольно часто встречаются в дневниках Леонардо. Если верить современником мастера, он был абсолютно свободен. Не имел близких друзей, не общался с родственниками, не обзавелся супругой и не влюбился. Леонардо контролировал свои чувства, почти не проявляя эмоций, характерных для обычных людей, всегда сохранял спокойное ровное настроение. Более того, отличался каким – то странным холодом бесчувствия. Он не любил и не ненавидел, равнодушный к добру и злу в человеческом смысле.

Он не был патриотом и, не задумываясь, мог разрабатывать военные приспособления для обеих воюющих сторон. Леонардо не понимали, но им не могли не восхищаться. Удивительный человек с прекрасной наружностью и изысканными манерами вызывали страх у людей низшего сословия, считавших его колдуном, который вступил  в сделку с дьяволом. Изобретения Леонардо поражали и просвещенных людей того времени. Его замысел сотворить летательный аппарат с крыльями казался абсурдным, что уж говорить о лыжах для хождения по воде или акваланге, чтобы передвигаться по дну.

Свои записи великий мастер вёл справа налево, прибегая к максимальным сокращениям, часто используя шифровку. Вот почему многие открытия Леонардо да Винчи были не поняты современниками. В его дневниках есть наброски проектов металлургических печей и прокатных станков, ткацких станков, деревообрабатывающих, землеройных и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после длительного изучения полета птиц конструкции летательных аппаратов и парашюта.

Способности Леонардо кажутся сверхъестественными. Например, в «Дневниках» ему удалось зарисовать столь мелкие детали движения перьев и крыльев птиц во время полёта, что вплоть до появления замедленной киносъёмки наука была не в силах ни подтвердить, ни опровергнуть его наблюдения.

По-видимому, Леонардо да Винчи обладал пророческим даром. Его знаменитые «Пророчества» рисуют картины будущего, многие из которых уже стали настоящим. «Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать». Очевидно, речь идет о телефоне. «Люди будут ходить, не двигаясь, смогут говорить с тем, кого нет, слышать того, кто безмолвствует». Это о телевидении и магнитофоне. «Люди будут собственной особой мгновенно разбегаться по разным частям мира, не двигаясь с места» - передача телеизображения.

Прогнозов – сотни страниц. Среди них и необъяснимые возможности лечения на расстоянии, передвижение предметов «силой мысли» и полетов без крыльев. А также идея подводной лодки, скафандра, батискафа, парохода, велосипеда, вертолета, контактных линз, телескопа, с помощью которого Леонардо считал возможным «увидеть Луну и звезды большими».

Чтобы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение, Леонардо практиковал пиротехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам. Одним из секретов Леонардо да Винчи была особая формула сна по 15 минут каждые 4 часа. Таким образом, суточный сон сокращался с 8 до 1,5 часов. Мастер экономил 75 процентов времени сна, что фактически удлинило время его жизни с 70 до 100 лет!

Сделанные да Винчи изобретения и открытия охватывают практически все области знания, полностью предвосхищая основные направления развития современной цивилизации. Ученый является изобретателем скафандра, парохода, ласт. Это он был автором идей огнестрельных орудий на бронированных кораблях, вертолета, танка, велосипеда, планера, пулемета, отравляющих газов, дымовой завесы для войск, увеличительного стекла. Да Винчи изобрел текстильные машины, машины для изготовления иголок, мощные подъемные краны. Он создал чертежи воротов, рычагов и винтов, предназначенных поднимать огромные тяжести.

Многие из чертежей великого Леонардо человечество начало понимать только в 20 веке, другие до сих пор представляют собой неразгаданные загадки. Остается и главная тайна мастера – как ему удалось достичь всех этих знаний?

Некоторые ученые полагают, что Леонардо да Винчи обладал неким даром, который сегодня бы назвали экстрасенсорикой. Механизм его кроется в возможностях человека «прорываться» в семантическое, или смысловое, пространство – некое вневременное единое «хранилище» информации о мироздании. Великий флорентиец, возможно, умел то, чего кроме него еще не удалось никому: наладить постоянный «канал связи» с этим «пространством всеобщего смысла». Может быть, именно таким образом он из Средневековья перенесся в далекое будущее.

Как бы то ни было, 2 мая 1519 года Леонардо скончался на руках короля Франциска I. Умирая, он просил прощения у Бога и людей, «что не сделал для искусства всего, что мог бы сделать». 


times.jpg (9925 bytes)

Оглавление


Hosted by uCoz