Гость журнала


Мария Семенова

Автор романов в стиле фэнтези

"Фильтруй информацию!"


Марию Семенову  можно считать «матерью-основательницей» русского фэнтези.

Это ее «Волкодав» сумел собрать миллионные тиражи, множество поклонников и породил подражателей. Наверное, этот, придуманный Марией Васильевной мир, что-то протаранил в нашем сознании и вызвал целое цунами всевозможных фэнтези.

Как известно, этот жанр добрался уже и до экрана – «Ночной  дозор» тому подтверждение. А сегодня кинематографисты всерьез взялись и за роман «Волкодав».

Понятно, что  кино  всегда отличный повод поговорить о Высоком…

 

- Мир искусства, и литературы, в частности, «конкретно мужской». В том смысле, что исторически складывался по мужским законам. Как вам кажется, изменилось ли что-то в этом мире за последнее время?

- Я просто всегда знала, что хочу писать книжки, а уж мужское это дело или женское - интересовалась менее всего. Сейчас в странах, называющих себя цивилизованными, стали как-то спокойней на всё смотреть. Хотя я ещё застала времена, когда женщину в брюках могли куда-то не пустить. Но сегодня уже писательниц вроде бы в клетках не показывают. Так что, наверное, мне повезло!

Кстати,  иногда я даже подозреваю, что некоторые мужчины, которым приходит желание поработать в модном жанре «женского любовного романа» или «иронического детектива», берут для этой цели женские псевдонимы. У меня был очень смешной случай. По прочтении моего «Волкодава» один очень продвинутый человек — практикующий психолог — сказал во время своей лекции, что книгу написал несомненно мужчина, зачем-то взявший женский псевдоним. Он не знал, что я сижу в зале…

 

- Комфортно ли Вам в нынешнем  мире?

 

- Если вы имеете в виду литературную тусовку, то я с ней мало соприкасаюсь. Зато свой личный мир, в том числе творческий, я стараюсь по мере сил организовать так, чтобы мне в нём было комфортно. И вот это — тьфу, тьфу, тьфу! — мне покамест вроде бы удаётся.

 

- Похоже, что вы, в отличие от многих нынешних авторов вы, скажем так, человек малосветский. Вам не интересно? Не боитесь затеряться в информационном потоке?

 

- Собственно, а что это значит — быть светским человеком? Постоянно мелькать на разных презентациях и в телевизионных ток-шоу?.. Это мне действительно не особенно интересно.

Время у нас на этом свете не резиновое, лучше его тратить на что-то более душеполезное. А что касается могучего информационного потока, то что имеется ввиду? Я  кого-то забыла или меня забыли? Лично я имею свойство забывать только людей, которые по разным причинам лишились моего доверия. Я на них зла не держу, просто отграничиваюсь от них. А если меня саму смело из чьей-то памяти могучим информационным потоком, — ну, значит, поделом. С третьей стороны, оный «поток» любому человеку неплохо научиться, скажем так, фильтровать. Чтобы чего-то важного не унесло из одного уха в другое.

 

- Видели ли Вы «Ночной дозор»? Есть ли какие-то впечатления по этому поводу?

 

- Я читала книгу — несколько лет назад. Помню, что по первым страницам, «обзавидовалась». Во, думаю, фантазия у человека работает!

К середине романа наступило лёгкое разочарование. Не хочу обидеть хорошего писателя, просто я предпочитаю следить за действиями команды единомышленников, а не за выяснением их отношений между собой и с собственным начальством. Ну а финал и вовсе оставил впечатление «пара, ушедшего в гудок». Наверное, поэтому я не побежала сразу смотреть фильм, но всё-таки посмотрю. Говорят, он уже побил все рекорды кассовых сборов, — что совсем не говорит однозначно о его качестве. Но в любом случае хорошо, что его сняли! Может, я кругом неправа и это стопроцентная удача. А если и не стопроцентная — надо же нашему фэнтези-кинематографу с чего-то начинать!

 

-  Как образовалась история с режиссером Николаем Лебедевым, который начал снимать фильм по «Волкодаву»? 

 

- Слухи о моей причастности к сценарию будущей картины, мягко говоря, сильно преувеличены. В некоторый момент до меня добрался один из вариантов сценария. По прочтении я пригладила вставшие дыбом волосы, заправила свой принтер цианистым калием и написала рецензию. Ее передали господину режиссёру — естественно, в очень разбавленном виде, чтобы не было инфарктов и летальных исходов. Следующим пунктом я отправилась в Москву, где мы ругались с Николаем в течение одиннадцати часов. Но, тем не менее, пришли к некоторому консенсусу. В чем-то мне удалось киношников убедить, в других случаях они мне доказали, что вещи, неплохо «играющие» в романе, совсем не так хороши на киноэкране. Ещё где-то мы так во мнениях и не сошлись. Потом были повторные обмены вариантами и ядовитыми отзывами. Будет фильм — посмотрим, что получится!

 

- В чем на Ваш взгляд разница между книгой и ее экранизацией? И какова та позволительная разница между ними, когда и режиссер доволен собой, и автор жив после просмотра? 

 

-  Даже и не знаю, что тут сказать. Я настолько мало знакома со спецификой кино, что рассуждать о допустимой разнице и всяком таком просто не берусь. А сценарий пересказывать я, вероятно, не вправе, да и меняется он буквально на ходу. Так что осмелюсь лишь предупредить, что моя книга послужила, скажем так, стартовой площадкой для творчества киношников. Поэтому — как мне сейчас представляется — различий будет больше, чем сходства. Но, может, после просмотра мы попросту ахнем и скажем, что всё даже и к лучшему?

 

-  Есть ли время на лошадей?

 

- От лошадей я отошла ещё в 2000 году. По той простой причине, что всё время, энергию, да и деньги перетянул на себя вошедший в мою семью пёс. Взятый, кстати, с той самой конюшни. Он описан в первом «Кудеяре» под собственным именем и с доподлинной биографией, — разве что не мне довелось спасать его от расстрела, а так всё соответствует. Недавно исполнилось четыре года, как этот пёс у меня живёт. И он с лихвой даёт мне всё, что я пыталась найти у лошадей.

 

 Байка

- Летом вся моя семья обитает на даче, пребывающей в состоянии перманентного ремонта. В этом году мы решили радикально избавиться от сквозняков и поставить новые окна.

В конце апреля еду я туда на нашей «Ниве» и везу в прицепе три тяжеленных стеклопакета. Справа дремлет приятель, вызвавшийся помочь, на заднем сиденье нежится пёс. Я поглядываю на заваленный снегом лес вдоль обочин, прикидываю, как буду пробиваться по талой грязи к своему домику: «Нива», конечно, танкам близкая родня, но всё же.

За тридцать километров до намеченной цели, у прицепа с грохотом отваливается правое колесо и улетает в канаву! Дальнейший расклад такой: стеклопакеты, - некоторым чудом уцелевшие,  внутрь машины помещаются только по одному. Приятель мой машину не водит, да и надо же кому-то сидеть прицеп караулить.

Продолжать надо?

Какой ещё, к бесу, нужен экстрим!..

  Беседовала Ирина Жукова.

На фото: Мария Семенова на Рождестве у Исторического театра Гимназии №248 25 декабря 2004 года


times.jpg (9925 bytes)

Оглавление


Hosted by uCoz