Гость журнала |
|
Мария Семенова Автор романов в стиле фэнтези "Фильтруй информацию!" |
|
Марию
Семенову можно
считать «матерью-основательницей»
русского фэнтези. Это
ее «Волкодав» сумел собрать миллионные
тиражи, множество поклонников и породил
подражателей. Наверное, этот,
придуманный Марией Васильевной мир, что-то
протаранил в нашем сознании и вызвал
целое цунами всевозможных фэнтези. Как
известно, этот жанр добрался уже и до
экрана – «Ночной дозор»
тому подтверждение. А сегодня
кинематографисты всерьез взялись и за
роман «Волкодав». Понятно,
что кино всегда отличный повод поговорить
о Высоком… -
Мир искусства, и литературы, в частности,
«конкретно мужской». В том смысле, что
исторически складывался по мужским
законам. Как вам кажется, изменилось
ли что-то в этом мире за последнее время? -
Я просто всегда знала, что хочу писать
книжки, а уж мужское это дело или женское
- интересовалась менее всего. Сейчас в
странах, называющих себя
цивилизованными, стали как-то спокойней
на всё смотреть. Хотя я ещё застала
времена, когда женщину в брюках могли
куда-то не пустить. Но сегодня уже
писательниц вроде бы в клетках не
показывают. Так что, наверное, мне
повезло! Кстати,
иногда я даже подозреваю, что
некоторые мужчины, которым приходит
желание поработать в модном жанре «женского
любовного романа» или «иронического
детектива», берут для этой цели женские
псевдонимы. У меня был очень смешной
случай. По прочтении моего «Волкодава»
один очень продвинутый человек —
практикующий психолог — сказал во время
своей лекции, что книгу написал
несомненно мужчина, зачем-то взявший
женский псевдоним. Он не знал, что я сижу
в зале… -
Комфортно ли Вам в нынешнем
мире? -
Если вы имеете в виду литературную
тусовку, то я с ней мало соприкасаюсь.
Зато свой личный мир, в том числе
творческий, я стараюсь по мере сил
организовать так, чтобы мне в нём было
комфортно. И вот это — тьфу, тьфу, тьфу! —
мне покамест вроде бы удаётся. -
Похоже, что вы, в отличие от многих
нынешних авторов вы, скажем так, человек
малосветский. Вам не интересно? Не
боитесь затеряться в информационном
потоке? -
Собственно, а что это значит — быть
светским человеком? Постоянно мелькать
на разных презентациях и в
телевизионных ток-шоу?.. Это мне
действительно не особенно интересно. Время
у нас на этом свете не резиновое, лучше
его тратить на что-то более душеполезное.
А что касается могучего информационного
потока, то что имеется ввиду? Я
кого-то забыла или меня забыли? Лично
я имею свойство забывать только людей,
которые по разным причинам лишились
моего доверия. Я на них зла не держу,
просто отграничиваюсь от них. А если
меня саму смело из чьей-то памяти
могучим информационным потоком, — ну,
значит, поделом. С третьей стороны, оный
«поток» любому человеку неплохо
научиться, скажем так, фильтровать.
Чтобы чего-то важного не унесло из
одного уха в другое. -
Видели ли Вы «Ночной дозор»? Есть ли
какие-то впечатления по этому поводу? -
Я читала книгу — несколько лет назад.
Помню, что по первым страницам, «обзавидовалась».
Во, думаю, фантазия у человека работает! К
середине романа наступило лёгкое
разочарование. Не хочу обидеть хорошего
писателя, просто я предпочитаю следить
за действиями команды единомышленников,
а не за выяснением их отношений между
собой и с собственным начальством. Ну а
финал и вовсе оставил впечатление «пара,
ушедшего в гудок». Наверное, поэтому я не
побежала сразу смотреть фильм, но всё-таки
посмотрю. Говорят, он уже побил все
рекорды кассовых сборов, — что совсем не
говорит однозначно о его качестве. Но в
любом случае хорошо, что его сняли! Может,
я кругом неправа и это стопроцентная
удача. А если и не стопроцентная — надо
же нашему фэнтези-кинематографу с чего-то
начинать! -
Как образовалась история с
режиссером Николаем Лебедевым, который
начал снимать фильм по «Волкодаву»? -
Слухи о моей причастности к сценарию
будущей картины, мягко говоря, сильно
преувеличены. В некоторый момент до меня
добрался один из вариантов сценария. По
прочтении я пригладила вставшие дыбом
волосы, заправила свой принтер
цианистым калием и написала рецензию. Ее
передали господину режиссёру —
естественно, в очень разбавленном виде,
чтобы не было инфарктов и летальных
исходов. Следующим пунктом я
отправилась в Москву, где мы ругались с
Николаем в течение одиннадцати часов. Но,
тем не менее, пришли к некоторому
консенсусу. В чем-то мне удалось
киношников убедить, в других случаях они
мне доказали, что вещи, неплохо «играющие»
в романе, совсем не так хороши на
киноэкране. Ещё где-то мы так во мнениях
и не сошлись. Потом были повторные
обмены вариантами и ядовитыми отзывами.
Будет фильм — посмотрим, что получится! -
В чем на Ваш взгляд разница между книгой
и ее экранизацией? И какова та
позволительная разница между ними,
когда и режиссер доволен собой, и автор
жив после просмотра? -
Даже и не знаю, что тут сказать. Я
настолько мало знакома со спецификой
кино, что рассуждать о допустимой
разнице и всяком таком просто не берусь.
А сценарий пересказывать я, вероятно, не
вправе, да и меняется он буквально на
ходу. Так что осмелюсь лишь предупредить,
что моя книга послужила, скажем так,
стартовой площадкой для творчества
киношников. Поэтому — как мне сейчас
представляется — различий будет больше,
чем сходства. Но, может, после просмотра
мы попросту ахнем и скажем, что всё даже
и к лучшему? -
Есть ли время на лошадей? -
От лошадей я отошла ещё в 2000 году. По той
простой причине, что всё время, энергию,
да и деньги перетянул на себя вошедший в
мою семью пёс. Взятый, кстати, с той самой
конюшни. Он описан в первом «Кудеяре»
под собственным именем и с доподлинной
биографией, — разве что не мне довелось
спасать его от расстрела, а так всё
соответствует. Недавно исполнилось
четыре года, как этот пёс у меня живёт. И
он с лихвой даёт мне всё, что я пыталась
найти у лошадей. Байка
-
Летом вся моя семья обитает на даче,
пребывающей в состоянии перманентного
ремонта. В этом году мы решили
радикально избавиться от сквозняков и
поставить новые окна. В
конце апреля еду я туда на нашей «Ниве» и
везу в прицепе три тяжеленных
стеклопакета. Справа дремлет приятель,
вызвавшийся помочь, на заднем сиденье
нежится пёс. Я поглядываю на заваленный
снегом лес вдоль обочин, прикидываю, как
буду пробиваться по талой грязи к своему
домику: «Нива», конечно, танкам близкая
родня, но всё же. За
тридцать километров до намеченной цели,
у прицепа с грохотом отваливается
правое колесо и улетает в канаву!
Дальнейший расклад такой: стеклопакеты,
- некоторым чудом уцелевшие,
внутрь машины помещаются только по
одному. Приятель мой машину не водит, да
и надо же кому-то сидеть прицеп
караулить. Продолжать
надо? Какой
ещё, к бесу, нужен экстрим!.. Беседовала Ирина Жукова. На фото: Мария Семенова на Рождестве у Исторического театра Гимназии №248 25 декабря 2004 года |
|