История религии


Анна Иванова

Символ Креста


 

Крест -  это символ православного мира, который защищает от темной, отрицательной энергии, или, как говорят  в народе, от нечистой силы. Ведь человек пребывает в мире не только физическом, но и духовном. В этом духовном мире мы находимся между двумя полюсами. С одной стороны - сила Божественной любви, с другой – злоба. Считается, что именно крест защищает православных от этой злобы.

Самый краткий и одновременно всем доступный символ веры – это крестное знамение. Люди складывают три первых пальца вместе – это знак того, что они верят в Отца, Сына и Святого Духа.

 При этом безымянный палец и мизинец твердо прикладываются к ладони, словно утверждая, что одно из лиц Троицы - Христос - сходит на землю, чтобы стать Спасителем. Прикладываются именно два пальца, так как Иисус Христос - Бог и человек одновременно.

После этого  эти три перста прикладываются ко лбу, затем к животу, потом на правое и на левое плечо. И в это время православные говорят "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь", призывая Бога-Троицу.

В Древней Руси крестились только двумя перстами - указательным и средним - а остальные три складывались вместе. А в первые века христианства крестились и одним пальцем, выражая этим веру в единого Бога.

В Древней Руси, до патриарха Никона, перстосложение было двоеперстное. В то время как в Византии и у православных во всем мире примерно с 13 века укрепилось троеперстие. И, когда в 17 веке встал вопрос о единстве христиан, патриарх Никон пожертвовал формой в пользу всеправославного единства. Сейчас, решением Собора Православной церкви 1972 года, оба перстосложения признаны "равночестными", то есть каждый человек вправе выбрать такое, какое ему нравится.

В Древней Руси  верующий человек всегда начинал свой день с крестного знамения и, отходя вечером ко сну, тоже осенял себя крестом. С креста начиналось любое дело. Раньше мать не выпускала ребенка из дому, не перекрестив его. Крестом знаменовали еду и питье.

Считалось, что все самое значимое в жизни должно начинаться с креста. У наших предков это иногда распространялось даже на подпись: она начиналась с креста или заменялась им. И вовсе необязательно по неграмотности - так еще в древности писали даже очень грамотные византийцы. В Византии был обычай: в особо важных документах ставить вместо имени три креста. Поставить такую подпись было более ответственно, чем написать свое имя. Это значило поручиться крестной силой.

Считается, что православный человек, проходя мимо храма тоже должен перекреститься. Войдя туда нужно перекреститься и поклониться три раза, а, уходя, повернуться и тоже перекреститься на алтарь. Некрещеные же могут не креститься, но им это не запрещается.

Если же человек крестит кого-либо другого, то крест кладется слева направо.

 Так же считается, что православный человек обязательно должен носить нательный крест. Нательный  крест потому так и называется, что его носят на теле, под одеждой, никогда не выставляя наружу (снаружи крест носят только священники) Раньше в России крест, данный при крещении, хранили всю жизнь, и с ним человека клали в могилу. Так и говорили: "Прожить жизнь от креста до креста" - от крестильного до могильного. Нательный крест нельзя никогда снимать.

Так же довольно интересно происхождение креста на храмах. Там обычно находиться  традиционный православный восьмиконечный крест - вертикаль с тремя перекладинами. Две из них горизонтальные, а третья, нижняя, скошена. Верхняя линия изображает ту надпись, которая была прибита на Голгофском кресте - имя распятого и его вина. Там было написано:"Иисус Христос, Царь Иудейский". Но на кресте устраивалось еще подножие - потому что человеческие руки неспособны выдержать тяжесть тела. Распятый не висел, а как бы стоял на кресте. Скошенная палочка и означает это подножие.

Палочка скошена, потому что  вместе с Христом были распяты два разбойника. Они оказались по разные стороны от него и в прямом, и в духовном смысле. Один из них был против  Христа, а другой поверил и  покаялся, прямо там, на кресте. Так что тот, кого распяли справа от Христа, попал с ним в рай, а тот который, не покаялся, попал в ада. Потому и перекладина скошена. Людям словно предлагается выбор -  с кем и куда ты пойдешь.                                                                                                                                      

Для каждого человека крест - это распутье только сам человек может решить, куда идти дальше...


Оглавление


Hosted by uCoz