Исторический бестиарий


 

Надежда Кузнецова и Софья Камышан

Кентавры


Кентавры — это смешанные существа, у которых тело лошади. Торс и голова у этих существ —  человеческие.  Со времён греческой античности эти существа считаются символом противоречивости.

«Их происхождение толкуется как образ-воспоминание о первом нашествии народов-всадников из южно-азиатских степей, которые повергли оседлых жителей средиземноморских стран в состояние ужаса».

Считается, что кентавров породили фессалийский царь Иксион и туча, которой Зевс придал облик Геры. Хотя другая легенда гласит,  что кентавры — это дети Аполлона.

 «Так как греки гомеровской эпохи не ездили верхом, предполагается, что первый кочевник, которого они увидели, показался им чем-то единым с его конем; и в доказательство приводят то, что солдаты Писарро и Эрнана Кортеса также представлялись индейцам кентаврами. Один из тех всадников упал с лошади, и когда индейцы, уверенные, что это одно целое, увидели, что это животное разделилось на две части, страх их был так велик, что они с воплями побежали вспять, к своим, крича, что из одного стало двое, и повергая всех в ужас; и было в этом некое тайное чудо, ибо, не будь такого случая, можно полагать, что они перебили бы всех христиан“, — гласит один из текстов, приводимых Прескоттом. Но грекам, в отличие от индейцев, лошадь была известна; более правдоподобно предположение, что кентавр — это нарочито созданный образ, а не плод ошибки по незнанию».

Существует так же популярнейшая из легенд, где фигурируют кентавры, — это сказание о битве кентавров с позвавшими их на свадьбу лапифами. «Для гостей вино было в новинку — на пиру захмелевший кентавр оскорбил невесту и, опрокидывая столы, затеял знаменитую кентавромахию“. Побежденные лапифами, кентавры были вынуждены бежать из Фессалии. В другом сражении Геркулес, стреляя из лука, уничтожил их».

«Кентавры нередко описывались в Элладе как недруги лапифского племени, фессалийского горного народа, у которого полулюди-полулошади в состоянии опьянения пытались похитить женщин. В связи с этим символически они представлялись олицетворением грубой природной силы и господства инстинктов, так как в них животная природа лишь несовершенно укрощается человеческим компонентом».

В средневековой символике кентавр, из-за того, что он не поборол свою животную природу, считается противоположностью благородного рыцаря, а порой также — олицетворением порока надменности. Наоборот, в древности некоторым кентаврам приписывались и положительные качества, первым делом именно благодаря их единству с природой. «Такие герои, как Ясон и Ахилл, были в юности воспитанниками и учениками мудрого кентавра Хирона, который познакомил их с целебными травами, обучил искусствам музыки, собаководства, ратному делу и даже медицине и хирургии».

В раннехристианском Физиологусе“ кентавр используется, как символ еретика, который, зная учение христианства,  применяет его неверно и поэтому остается двойственным.

Литература:

Ганс Бидерман «Энциклопедия мифов»

Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»


Оглавление


Hosted by uCoz