Исторический бестиарий |
|
Надежда Кузнецова и Софья Камышан Кентавры |
|
Кентавры — это смешанные существа, у которых тело лошади. Торс и голова у этих существ — человеческие. Со времён греческой античности эти существа считаются символом противоречивости. «Их
происхождение толкуется как образ-воспоминание
о первом нашествии народов-всадников из
южно-азиатских степей, которые повергли оседлых
жителей средиземноморских стран в состояние
ужаса». Считается, что кентавров
породили фессалийский царь Иксион и туча,
которой Зевс придал облик Геры. Хотя другая
легенда гласит, что
кентавры — это дети Аполлона. «Так как
греки гомеровской эпохи не ездили верхом,
предполагается, что первый кочевник, которого
они увидели, показался им чем-то единым с его
конем; и в доказательство приводят то, что
солдаты Писарро и Эрнана Кортеса также
представлялись индейцам кентаврами. „Один из
тех всадников упал с лошади, и когда индейцы,
уверенные, что это одно целое, увидели, что это
животное разделилось на две части, страх их был
так велик, что они с воплями побежали вспять, к
своим, крича, что из одного стало двое, и повергая
всех в ужас; и было в этом некое тайное чудо, ибо,
не будь такого случая, можно полагать, что они
перебили бы всех христиан“, — гласит один из
текстов, приводимых Прескоттом. Но грекам, в
отличие от индейцев, лошадь была известна; более
правдоподобно предположение, что кентавр — это
нарочито созданный образ, а не плод ошибки по
незнанию». Существует
так же популярнейшая из легенд, где фигурируют
кентавры, — это сказание о битве кентавров с
позвавшими их на свадьбу лапифами. «Для
гостей вино было в новинку — на пиру захмелевший
кентавр оскорбил невесту и, опрокидывая столы,
затеял знаменитую „кентавромахию“.
Побежденные лапифами, кентавры были вынуждены
бежать из Фессалии. В другом сражении Геркулес,
стреляя из лука, уничтожил их». «Кентавры
нередко описывались в Элладе как недруги
лапифского племени, фессалийского горного
народа, у которого полулюди-полулошади в
состоянии опьянения пытались похитить женщин. В
связи с этим символически они представлялись
олицетворением грубой природной силы и
господства инстинктов, так как в них животная
природа лишь несовершенно укрощается
человеческим компонентом». В
средневековой символике кентавр, из-за того, что
он не поборол свою животную природу, считается
противоположностью благородного рыцаря, а порой
также — олицетворением порока надменности.
Наоборот, в древности некоторым кентаврам
приписывались и положительные качества, первым
делом именно благодаря их единству с природой. «Такие
герои, как Ясон и Ахилл, были в юности
воспитанниками и учениками мудрого кентавра
Хирона, который познакомил их с целебными
травами, обучил искусствам музыки,
собаководства, ратному делу и даже медицине и
хирургии». В раннехристианском „Физиологусе“ кентавр используется, как символ еретика, который, зная учение христианства, применяет его неверно и поэтому остается двойственным. Литература: Ганс
Бидерман «Энциклопедия мифов» Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ» |
|