На полях сражений


koschitz-jurnal-1.jpg (8346 bytes)

Иван Кошиц

Боевые действия на Балтике и Черном море в годы Крымской войны


 Военные операции на Балтике

Во время Крымской войны военные действия на море велись на всех фронтах, велись и на Балтике, однако союзники не смогли высадить десант ни рядом с Петербургом, ни рядом с Кронштадтом. Петербург с моря был прикрыт мощными укреплениями Кронштадта и минными полями, на которых, кстати, погибло 4 пароходофрегата союзников. Не смогли союзники и захватить Гельсингфорс. Мощнейшие укрепления русских военно-морских баз на Балтийском море делали их практически неприступными для союзников.   Операции на Балтийском море не оказали решающего значения на ход войны. Но, поскольку они велись непосредственно рядом со столицей Российской империи, нам, жителям Санкт-Петербурга, будет интересно узнать об этой малоизвестной странице Крымской войны.

 На Балтике действовали английская (17 винтовых линейных кораблей, 30 пароходофрегатов и корветов, 15 других судов) и французская (3 линейных корабля, 2 пароходофрегата и 3 других судна) эскадры под командованием контрадмиралов Р. Дандаса и Ш. Пено. С 7 по 16 августа 1854 г. была произведена высадка десанта на Аландских островах (финск. Ахвенанма). Союзный флот - французская эскадра адмирала А. Ф. Парсеваль-Дюшена и английская, во главе с адмиралом сэром Чарльзом Нейпиром (всего 11 винтовых и 15 парусных линейных кораблей, 32 пароходофрегата и 7 парусных фрегатов) высадил близ крепости Бомарзунд на Аландских островах десант, численностью 10 тысяч человек под командованием генерала Ахилла Барагэ д' Илье. После восьмидневной осады, сопровождавшейся обстрелом крепости с британских кораблей, гарнизон, численностью 2 тысячи 400 человек сдался, и крепость была разрушена. Аналогичные попытки высадить десанты в Экенесе, Ганге, Гамлакарлебю, и в районе Або (финск. Турку) успехом не увенчались.  С 7 по17 августа 1855 г. союзники обстреливали крепость Свеаборг (финск. Суоменлинна). Франко-британский флот, продемонстрировав свою мощь у Кронштадта, но не решаясь напасть на столь мощную морскую твердыню, без видимого успеха обстрелял Свеаборг - крепость на острове, защищавшую подходы к гавани Гельсингфорса (финск. Хельсинки).  После подрыва нескольких кораблей на русских минах у Кронштадта противник особой активности на Балтике более не проявлял. Это свидетельствует о гении основателя нашего города, в свое время идеально точно выбравшего место для его закладки, о высоком профессионализме строителей балтийских морских укреплений вокруг Санкт-Петербурга и о неспособности союзников, несмотря на новейший флот и вооружение, противопоставить что-либо существенное патриотизму и долгу русских моряков и военных инженеров. Столица империи оказалась неуязвима, чего, к сожалению, нельзя было сказать и черноморском побережье России.

Военные операции на Черном море

Совсем по-другому были укреплены черноморские базы. Еще в начале 18 века многими людьми отмечалось, что система обороны Севастополя не соответствует важности этого порта. С суши город ничем не защищен и неприятель может обойти его отовсюду, кроме северной части, где есть одно укрепление, но оно слабо и не имеет выхода к морю. За почти 40 лет, т.е. до начала Крымской войны укрепления модернизировались и строились новые, но они тоже слабы и к тому же они не полностью вооружены к началу обороны: пустыми оставались места для орудий на парапетах и в казематах. Из 533 орудий, стоявших на береговых батареях к осени 1853 года, было только 28 бомбических (бомбическая пушка: пушка стреляющая разрывными ядрами, которые, по сравненью с цельным ядром, имеют огромную разрушающею силу - И.К.) и тяжелых орудий и большинство орудий было малого калибра. В то время многие корабли русской и союзной эскадры имели по 100 орудий, из которых хотя бы треть была бомбических, т.е. один корабль имел бомбических орудий больше, чем вся Севастопольская крепость.  Учитывая недостатки в расположении и вооружении береговых батарей, уже после начала войны князь Меньшиков поддержал мысль моряков о необходимости расставить линейные корабли по диспозиции так, чтобы они могли огнем поддерживать севастопольские укрепления.  В январе 1854 года были построены в глубине Севастопольской бухты Двенадцатиапостольная, Парижская и Святославская батареи, вооруженные 59 орудиями. Но даже до войны артиллеристов не хватало. Из необходимых 3252 человек, в действительности было в разное время от 996 до 1018 чел, слабо были подготовлены и артиллерийские офицеры.

Из-за преимущества союзной эскадры, а также из-за возможности прорыва противника вглубь бухты, 9 сентября вице-адмирал Корнилов собрал военный совет из командиров судов. На совете он предложил выйти в море и атаковать неприятельский флот, стоящий у мыса Лукулл. По мнению Корнилова в случае успеха можно было уничтожить союзную эскадру и тем самым лишить неприятельскую армию продовольствия и подкреплений. В случае неудачи Корнилов предлагал пойти на абордаж, взорвать себя и часть неприятельского флота и погибнуть со славой. Понимая душевный порыв командующего флотом, многие командиры судов не были все же с ним согласны. Противоположное мнение высказал капитан 1-го ранга Зорин, предложивший затопить поперек бухты часть судов, а моряков свести на берег и там, на бастионах, защищать Севастополь. Мысль эта родилась не на совете, она обсуждалась моряками и ранее. Не согласившись с мнением совета, Корнилов распустил его и отправился к главнокомандующему. Князь Меньшиков знал о двух мнениях по защите города, высказанных на совете. Выслушав Корнилова, он согласился с советом и приказал затопить корабли.  Около 4 часов дня 10 сентября 1854 года 5 линейных кораблей и 2 фрегата перевели с помощью буксировки на назначенные места для затопления. Всего в Севастопольской бухте после взятия Севастополя было затоплено 75 боевых и 16 вспомогательных судов.

 Действительно ли было необходимо топить русский флот или можно было использовать план Корнилова? Мнения в этом вопросе разделились. Однако поговорим о том, что ожидало Севастополь в случае неудачи плана Корнилова.  Состояние береговых батарей было таково, что они не помешали бы союзной эскадре войти в бухту. Это убедительно доказывали несколько опытов, проведенных, например, в 1853 году для выяснения возможностей действия береговых батарей. Пароход "Бессарабия" взял на длинный буксир (длина около 640 м.) старый тендер (тендер - крупное одномачтовое судно водоизмещеньем до 200 тон, паруса устанавливались как на шлюпе, т.е. косой грот и несколько кливеров, однако отличался от последнего тем, что его бушприт можно втянуть на палубу - И.К.), вывел его с моря малым ходом на севастопольский рейд, по тендеру открыли огонь береговые батареи №10 и Константиновкая, однако опыт ничего не дал, так как почти сразу был перебит буксирный трос и его не повторяли. 

Наконец, в августе 1854 года была предпринята еще одна попытка, для этой цели был взят старый купеческий бриг, пользуясь попутным ветром на нем поставили паруса, закрепили руль и пустили плыть под выстрелами батарей, и, о ужас, судно проплыло нужное расстояние лишь с незначительными повреждениями и село на мель на противоположной стороне рейда, а в фортах от учащенных выстрелов появились значительные трещины. Здесь уместно привести слова командующего французским флотом: " Если бы русские не заградили вход в бухту, затопив свои корабли, я не сомневаюсь, что союзный флот проник бы в бухту и встретился там со своими войсками". Кстати союзники, узнав о затоплении части русского флота, которое срывало их планы, решили взорвать русские корабли, закрывающие вход в бухту. Для этой цели из Англии на пароходе "Принц" в Крым отправилась специальная команда с четырьмя водолазными приборами, четырьмя гальваническими батареями, восьмью милями проводов и запасами мин. Пароходу не повезло. 2 ноября 1854 года, во время бури под Балаклавой, он, а вместе с ним диверсанты и их имущество погибли. Но и без них наш линкор "Силистрию" разбило свежим ветром, однако проход закрыли утопив 5 ноября "Гавриила".

Какие все-таки шансы на победу имел русский флот, если бы вступил в сражение с союзной эскадрой? Главная боевая сила в морских сражениях того времени - это линейные корабли. 8 сентября у союзников было: 21 линкор, 13 фрегатов и 33 парохода. Из линкоров 8 было винтовыми, а паровые фрегаты имели паровые машины от 400 до 600 л.с. и каждый нес до 20 орудий. Русские могли этому противопоставить 14 линейных кораблей и из них ни одного винтового. Пароход-фрегатов было только 7 и они по классификации были малыми ( от 220 до 400 л.с. по 6-13 орудий). Да и собственно пароход-фрегатами из них были только "Владимир", "Громоносец" и "Бесарабия", а "Одесса", "Крым" и "Херсонес" еще в 1853 году были каботажными пароходами по линии Одесса-Константинополь, а пароход "Грозный" (120л.с. 6 орудий) подходил под класс пароход-корветов. А трофейный "Перваз-бахри", переименованный в "Корнилов", был в доке где и сгорел 26 августа 1855 года. Силы были слишком неравны и, к тому же, возможность выйти из бухты зависела от ветра, конечно для этой цели можно было пользоваться пароходами, но их было слишком мало и они не могли вывести одновременно весь флот, зато к этому времени их обнаружил неприятель. Нет сомнения, что неприятельский флот, превосходя русскую эскадру количеством кораблей и орудий, не дал бы русским выйти из бухты и атаковать. Так что русский флот погиб бы в любом случае.

После потопления большей части своего флота русские корабли, оставшееся в бухте, продолжали обстреливать противника. Основной активной частью русского флота тогда был пароход-фрегат "Владимир". В начале обороны его вооружение усилили и 5 октября, когда началась первая бомбардировка Севастополя, на нем впервые на русском флоте был создан искусственный крен в 7 градусов, что увеличило дальность стрельбы до 5 км. За 5-8 октября корабль выпустил 241 бомбу и 164 ядра, заставив замолчать неприятельскую батарею: одно орудие разорвало, а другие перевезли на другие батареи. Ответная стрельба англичан была значительно хуже: из 500 снарядов, выпущенных по пароходу, попали только 10, но корабль не потерял боеспособности. 

Подводные пробоины по ночам заделывались водолазами. 9 Октября 1854 года, впервые в истории русской корабельной артиллерии, орудия "Владимира" вели огонь по невидимой с моря цели - английской 22 пушечной батареи. Далее, когда были внесены усовершенствования в орудийные станки, удалось вести огонь с хода. На нем было внесено немало усовершенствований - блиндирование уязвимых частей корпуса, покрытие броней рулевого управления и т. д. "Владимир" не раз открывал огонь, прикрывая фланг русской армии. 26-27 мая он помогал отстаивать русские передовые позиции, а 6 июня помогал отбивать атаки французов на Малахов курган. Особенно серьезно готовили корабль к боям в августе: сняли мачты, орудия защитили щитами, а борта мешками с землей, руль прикрыли будкой из железных листов. Но главной защитой была возможность прицельно стрелять на ходу. Двигаясь каждый раз новым курсом и укрываясь за береговыми высотами сам "Владимир" не пострадал, но наносил немалые потери наступающим. Днем 27 августа, несмотря на героизм защитников, французы взяли Малахов курган. Русское командованье отдало приказ отходить на северную сторону. "Владимир" за 2 рейса перевез 2490 человек, затем с него сняли часть пушек, а в ночь на 31 августа зажгли и затопили с другими уцелевшими кораблями.  

Оборона Севастополя закончилась. Но не закончилась Крымская война. Однако теперь ее исход уже решался не на море и не на суше, а за столами переговоров, итогом который стал печальный для России Парижский мирный договор 1856 года.

koschitz.jpg (27196 bytes)


Оглавление


Hosted by uCoz