Гость журнала


kaprova-jurnal.gif (11353 bytes)

Елена Капрова

"Сквозь тысячелетия..."

Письменность как источник культурной общности Древней Руси и Скандинавии


“История народаэто не только история войн, которые он вёл, выигрывая их или проигрывая; не только история сменяющих друг друга правителей, талантливых и бездарных, радеющих только о себе или более - об Отечестве, не только борьба классов... Это и история души народа, проявившаяся в отношении его к историческим событиям, а также в истории его архитектуры, литературы, искусства, естественных наук и философии...” 

(Г. Е. Миронов).

Изучение тысячелетней истории и предыстории Древней Руси зависит от двух видов источников: письменных и вещественных памятников. Но только письменные источники могут помочь исследователю воссоздать в необходимой полноте политическую и социальную историю общества.

Письменная культура пришла на Русь довольно поздно - в Х веке, поэтому литературное творчество началось не ранее XI века. Именно IХ-ХI века - особенно важное время в истории восточного славянства, поскольку тогда зарождается и формируется Древнерусское государство. А вот древнерусские источники этого времени не во всем ясны и надёжны. Поэтому любая другая информация о народах Восточной Европы бесценна. Очень часто такую информацию можно найти в сочинениях авторов из соседних с Русью стран.

Наиболее тесные контакты с Русью в описываемые времена имели государства Скандинавии. Поэтому я хочу обратить внимание на изображение Древней Руси в скандинавских источниках. Письменность в Скандинавии распространилась в XI веке, а восточноевропейские сюжеты и темы насыщают памятники древнескандинавской литературы.
Уже в VII веке скандинавы начинают проникать вглубь Восточной Европы через Финский залив, Неву, Ладожское озеро. В середине VIII века возникает первое крупное торгово-ремесленное поселение - Ладога. Начиная с конца Х - начала XI веков между Русью и скандинавскими странами устанавливаются межгосударственные отношения, состоявшие в заключении договоров, дипломатических контактах, обмене посольствами, и межгосударственных браках. Естественно, что именно поэтому в число древнескандинавских источников по истории Древней Руси входят практически все типы памятников древнескандинавской письменности: рунические надписи и скальдическая поэзия, все виды саг и историография, географическая и церковная литература, судебники.

Одна из важнейших групп источников - это рунические надписи, по ценности сравнимые с берестяными грамотами на Руси. К первой группе надписей можно отнести записи о поездках норманнов на Русь (около 120 памятников в Швеции, Дании и Норвегии). Ко второй группе относятся надписи на предметах, привезённых из Скандинавии, или надписи, сделанные на территории Древней Руси (например, в Приладожье и Приильменье обнаружены древнейшие предметы с руническими надписями). 

Древнейшие памятники словесности на древнескандинавских языках принадлежат скальдической поэзии. Содержание таких стихов было весьма ограниченным. Воспевались в них только действительно происходившие события, но далеко не все, а где участвовали прославленные лица. Стихи скальда признавались составителями саг вполне достоверными историческими источниками. В своей совокупности скальдические стихи, упоминающие поездки на восток, дают ценную информацию о характере русско-скандинавских связей IX -XI веков. В “Круге Земном” ( одном из самых известных собраний королевских саг) из приведённой автором, Снорри Стурлусоном, 601 скальдической строфы 23 посвящены путешествиям на восток. Их малое число, очевидно, является результатом того, что скандинавы далеко не всегда ездили на восток с целью грабежа и не всегда их поездки приводили к кровопролитным сражениям, о чём обычно слагали стихи скальды.

Скальдические стихи помогают рассматривать временные взаимоотношения двух держав. До XI века восточноприбалтийские земли являлись основным объектом грабительских походов. К первой половине XI века относятся уже “мирные” висы, где содержатся сведения только о Руси, что указывает на мирные отношения Руси и Скандинавии в данное время. Более того, скальдические стихи, посвященные жившим на Руси конунгам, подтверждают, что к первой половине XI века отношения Руси и скандинавских стран перестают быть результатом деятельности отдельных лиц, а приобретают характер межгосударственных связей. Кроме рунических надписей и стихов существует еще один вид источников, содержащих большой объем информации о Восточной Европе, и, в частности, о Древней Руси: о политических, торговых и культурных связях, Это саги, то есть рассказы в прозе о каком-либо событии. Пребывание на Руси скандинавских купцов и воинов создавало благоприятные условия для переноса информации в Скандинавию. Наибольшего доверия заслуживают те данные саг, которые подкрепляются ссылками на скальдов.

И, наконец, географическая литература. В эпоху походов викингов было накоплено очень много знаний о топографии мира, которые необходимо было систематизировать. Так и появилась географическая литература. К числу географических сочинений принадлежит около 20 трактатов, из которых наиболее важную группу составляют пространные описания Земли. Древнейшее из них - “Описание Земли” - дает лишь очень краткую характеристику Восточной Европы, в котором приводятся названия четырех городов Руси: Киева, Новгорода, Полоцка и Смоленска. Автор другого общего описания земли, “Какие земли лежат в мире”, включает в свое сочинение многочисленные сведения о Скандинавии, Восточной Прибалтике и Руси, неизвестные в Западной Европе.

Итак, можно заметить, что Русь играла значительную роль в контактах, торговле и политике Скандинавии. Это видно по тому огромному пласту информации о Восточной Европе, отразившийся в письменных источниках норманнов. Эти сведения очень важны для истории. Дополняя археологию, письменные источники могут разрешить многие спорные вопросы прошлого. 

Письменность дошла до нас сквозь тысячелетия, и одному известному русскому поэту, И. А. Бунину, принадлежат следующие строки: 

".. .Из древней тьмы На мировом погосте Звучат лишь письмена..."


Оглавление


Hosted by uCoz