"Песни о Героях"


Александра Машинистова

 За полчаса до Премьеры

 (Интервью с режиссерами, музыкантами и актерами Исторического театра)


5 марта 2005 года состоялась долгожданная премьера спектакля Исторического Театра Гимназии №248—"Песни о Героях".

Пожалуй, это первый серьезный спектакль актёров седьмых и шестых классов, в котором  юные артисты сыграли просто потрясающе и показали себя состоявшимися актёрами.

Над этой премьерой работало очень много людей, но их работа не прошла зря и подготовка актёров была просто великолепна. Сегодня уже у них за спиной такой подвиг, как игра на сцене, выдержка во время репетиций и сила воли.

Замечательно поставленный спектакль - это, в первую очередь, заслуга главного режиссера спектакля: Светланы Альфонсовны Кудрявцевой-Караускайте.

Перед самым спектаклем, пользуясь случаем, я решила задать несколько вопросов режиссеру и Светлана Альфонсовна согласилась на них ответить.

 

Александра Машинистова:

Скажите, пожалуйста, почему ваши спектакли исторические, документальные, но одновременно поэтические и музыкальные? Как родилась  такая идея?

 

Светлана Кудрявцева – Караускайте:

Документальными их назвать, конечно, нельзя. Это спектакли по пьесам, которые, в свою очередь, пишутся по историческим источникам, по реальным документам.

Почему они при этом поэтические и музыкальные?

Я убеждена, что прозаический театр - это абсолютно другое искусство. Прозаический спектакль может быть посвящён социальным темам, бытовым сюжетам. Вообще, прозаической драматургии - лет 200, не больше, а до этого вся драматургия, начиная с античного театра, была поэтической.

Мы с вами изучаем историю, а, поскольку,  история дает примеры героических деяний, а героика - это высокий штиль, а высокий штиль - это всегда высокая поэзия.

Что касается того, что наши спектакли музыкальные, я опять-таки глубоко убеждена, что чувства человека через музыку проявляются ярче. Потребовалось бы очень много страниц произнести прозаического текста, чтобы вызвать у человека те же эмоции, которые можно вызвать несколькими строками или несколькими тактами музыки.

 

Александра Машинистова:

В каких спектаклях Театра звучала музыка собственного сочинения?

 

Светлана Кудрявцева – Караускайте:

Ну, если говорить целиком о спектакле, то не было ни одного спектакля, где бы вся музыка была авторская.

Самое большое количество авторской музыки было использовано в 2000 году в спектакле "Святополк Окаянный". Там, на альбоме из 17 вещей, наверное, 6 или 7 были авторских – моих, Анатолия Беляшкина и Александра Филонова, наших гитаристов.

Авторские вещи также встречались в спектакле "Terra Germania" в 1999 году. Сегодня, кстати, в спектакле "Песнь о героях", в сцене с баронами будет исполняться Сервента на слова барона Бертрана де Борна (трубадур XII века), а музыка моя.

 

 Александра Машинистова:

Хотели бы Вы, чтобы Ваши спектакли поставили на большой профессиональной  сцене или издали книгу авторской драматургии Исторического театра?

 

Светлана Кудрявцева – Караускайте:

Меня очень много раз об этом спрашивали.

Думаю, я хотела бы увидеть наши пьесы в исполнении профессиональных актеров.

Это, безусловно, было бы абсолютно другое произведение, и это было бы действительно интересно.

С другой стороны, когда мне говорят, что Антон Викторович пишет такие большие глобальные поэтические исторические полотна, которые предназначены для актеров-профессионалов, и что школьники их играть не могут, я не согласна категорически.

Я считаю, что в нашем Театре есть своя правда, потому, что юные актеры играют так, как чувствуют.

Во всяком случае, наш Театр – это театр искренних чувств, а увидеть. Что касается изданий пьес, то во "ВРЕМЕНАХ", в Театральном альманахе, периодически, публикуется наша драматургия, и в Интернете она есть, на сайте нашего издательства, в Альманахе «ВРЕМЕНА Премьер".

Скоро, как только закончится работа над драмой «Андрей Боголюбский», я обязательно издам ее и она тоже будет в Интернете.

 

Александра Машинистова:

Кто-нибудь из актеров Исторического Театра стал профессиональным актёром?

 

Светлана Кудрявцева – Караускайте:

На сегодняшний день, наших артистов, которые реально стали профессиональными актерами, двое.

Один - мой выпускник 1997 года, Артем Дмитриев. Он поступил в Гуманитарный Университет Профсоюзов, на актерский факультет.

Также, из нашего Театра вышел Никита Емшанов, выпускник Гимназии 2000 года. Никита - одноклассник Тимофея Фомина и Максима Михневича, которые до сих пор являются красой и гордостью нашего Театра.

Никита же уехал в Москву и поступил, ни больше ни меньше, в Московский ГИТИС.

 

Александра Машинистова:

Хотите ли Вы, чтобы побольше Ваших актеров заканчивали Гимназию, будучи настроенными на серьезную актерскую карьеру?

 

Светлана Кудрявцева – Караускайте:

Не знаю, я считаю, что это не обязательно. Опыт игры в таком Театре, как наш, любому  человеку только пользу приносит и совершенно не обязательно, чтобы он, при этом, становился профессиональным актером.

Я убеждена, что всем полезно слушать музыку, всем полезно её играть, всем полезно играть на сцене. Это никому не вредит, только пользу приносит, поэтому, не имеет значения, сколько выпускников Театра станут актерами. Мы живем в творческом сообществе, мы делаем огромные проекты и это, само по себе, приносит огромное удовольствие и удовлетворение.

 

Александра Машинистова:

Ваши спектакли всегда интересны, всегда их приятно смотреть. Как Вы думаете, в чем Ваш секрет успеха?

 

Светлана Кудрявцева – Караускайте:

Я думаю, что секрет здесь в благородных, высоких и чистых чувствах, которыми человек живет на нашей сцене и которых очень не хватает в жизни. Пьесы наши о героическом Средневековье, в них речь идет о любви, о благородстве, о чести и достоинстве.

Темы эти наскучить не могут, они любой эпохе важны, поэтому не имеет значения, идет ли речь о VIII веке, или о XII. Нравственные ценности всегда должны быть интересны людям, о какой бы исторической эпохе речь не шла.

 

 Не только Светлана Альфонсовна согласилась ответить на несколько вопросов, касающихся её роли и творчества в спектакле.

Тимофей Фомин, постановщик боевых сцен, также поделился своими впечатлениями.

 

Александра Машинистова:

Вы в первый раз выступаете в качестве постановщика боевых сцен? 

 

Тимофей Фомин:

Да, это действительно произошло со мной впервые. Правда, опыт постановки боевых сцен для различных спектаклей Исторического Театра у меня был, но, все- таки, в большей степени, я обладал навыками непосредственного исполнителя боев, придуманных другими людьми, которых я могу назвать своими учителями. Это Валентин Алексеев, руководитель Группы боевого фехтования Театра в 1997 – 2002 гг. и Алексей Юсов, который в 1999 году ставил дуэльные сцены в «Каменном Госте».

А мой дебют как постановщика Вы как раз и могли наблюдать 5 марта 2005 г.

 

Александра Машинистова:

Как вам работалось вместе с младшей труппой?

 

Тимофей Фомин:

Перед тем как ответить на этот вопрос, мне бы хотелось похвалить всех участников группы боевого фехтования и сказать, что они молодцы, раз сумели справиться с таким сложным делом. Мне было очень приятно работать с ними.

А  особенностями работы с ребятами такого возраста, на мой взгляд, является, во-первых, найти с ними общий язык, во-вторых, забывать обо всем на время работы, и, в-третьих, быть терпимее к их шалостям и неадекватным поступкам.

Признаюсь честно, что сначала мне это самому удавалось с трудом, но, потом, в процессе работы, что мне очень приятно, у нас сложился дружный коллектив единомышленников.

 

Александра Машинистова:

Много ли требовалось времени на обдумывание и создание боевых сцен?

 

Тимофей Фомин:

Хочу признаться, что я еще не достиг высокого мастерства режиссера - постановщика, так как все, поставленные мной движения, в боевых сценах рождались, непосредственно, в момент их постановки, а не были продуманны заранее. Поэтому особой  разницы между обдумыванием и постановкой я не заметил.

Однако, могу сказать точно, что самым сложным в работе оказалось отработка, отточка и синхронизация всего того, что было поставлено.

 

Александра Машинистова:

Намного ли отличаются Ваши батальные сцены от тех, которые ставились в Историческом Театре раньше?

 

Тимофей Фомин:

Мне сложно судить об отличиях, так как раньше я видел бои изнутри, а теперь смотрел как сторонний наблюдатель, но все-таки, на мой взгляд, между ними есть существенная разница.

Сегодняшние бои являются более реалистичными, динамичными и живыми. И, в конце, мне бы хотелось еще раз поблагодарить всех ребят за то, что они так прекрасно воплотили в жизнь все мои задумки.

МОЛОДЦЫ!!!

 

Наш Театр – музыкальный. В спектакле, свою немаловажную роль играла ещё и музыкальная группа "Cromlech & Primus-Progress", причем, играла в прямом смысле слова.

И, конечно, без внимания тоже не осталась.

Несколько слов сказала нам Елена Капрова  - гитаристка группы «Cromlech».

 

Александра Машинистова:

Вы играете только в группе или ещё и в Театре?

 

Елена Капрова:

И в Театре и в группе. Я в Театре с 1999 года, уже шестой год, множество сыграла ролей, в основном, главных. А в группе мне просто очень атмосфера нравится и на гитаре здесь можно классно поиграть.

 

Александра Машинистова:

У кого репетиции длятся дольше: у музыкантов или у актеров? Много вообще требуется времени?

 

Елена Капрова:

Времени тратим много. Наверное, и в Театре и в группе временные затраты одинаковы: в Театре до репетиции надо обдумать, подумать, обсудить все, что надо делать и, точно так же, в группе - надо подобрать материалы, аранжировать, выучить, сыграться.

А репетируем мы раз в неделю, долго, наверное, часа четыре.

 

Александра Машинистова:

Выкладываетесь ли Вы на спектакле?

 

Елена Капрова:

Да, конечно, естественно. Целиком и полностью.

 

Александра Машинистова:

Как записывался ваш последний альбом?

 

Елена Капрова:

Интересно, весело, потому что мы записывали некоторые песни с хором малышей.

Это было очень забавно. В этом году у нас в группе пополнение, новые гитаристы и поэтому было очень интересно работать.

 

Александра Машинистова:

Как Вы оцениваете свою роль в спектакле?

 

Елена Капрова:

Наверное, суть роли музыкантов – в создании атмосферы, потому, что именно музыканты создают атмосферу на спектакле. Мы играли так, чтобы спектакль был богатым и зрелищным, «смотрелся».

 

 Как было сказано в начале, «Песни о Героях» - первый серьезный проект учеников 7-ых и 6-ых классов.

Поэтому и я не могла оставить без внимания ученицу 7а класса Лиану Дильмухаметову, для которой этот спектакль не был просто проектом, а был ещё и самым-самым первым и самым волнующим, потому что Лиана в Гимназии новенькая и новенькая в Хореографическом ансамбле и в Хоре.

 

Александра Машинистова:

Скажите, репетируете Вы дома, особенно перед спектаклем свою роль?

 

Лиана Дильмухаметова:

Да, потому что надо выступить хорошо, показать, что ты умеешь, поэтому я стараюсь вечером прорепетировать, не знаю, как другие.

 

Александра Машинистова:

Возникает ли во время работы интерес к культуре Средневековья, или же Вам нравится, преимущественно, сам танец?

 

Лиана Дильмухаметова:

Сам танец мне нравится, он поставлен очень хорошо, весь такой темпераментный и красивый.

Я думаю, что по тем спектаклям, которые ставятся в Историческом театре, можно изучать историю, поэтому, я думаю, что интерес к Средневековью, наверное, проявляется у всех, кто вкладывает всю душу в это дело, мне кажется никто не должен остаться равнодушным.

 

Александра Машинистова:

С чем можно сравнить момент,  когда Вы танцуете?

 

Лиана Дильмухаметова:

Танцы, на самом деле, просто великолепны.

Когда начинаешь танцевать - забываешь обо всем. Танец довольно тяжелый, но при этом он хорош тем, что можно дополнить его импровизацией, если вдруг забыл.

На самом деле, это похоже на некий азарт, когда начинаешь танцевать - входишь в роль и это потрясающе.

Когда я начинаю танцевать, у меня перед глазами всплывают все мельчайшие детали репетиций, я стараюсь их повторить, причем ещё интереснее, лучше и ярче.


Оглавление


Hosted by uCoz