"Келих кола" |
|
Исторический Театр в краю древней истории (Взгляд из Санкт - Петербурга руководителя Исторического Театра) |
|
Дорогие
читатели, российские и белорусские! Человек всегда и на всю жизнь запоминает
все, что случается с ним впервые. Так сложилось, что наш Театр всегда на
протяжении своей семилетней истории работал
только на своей площадке для своих собственных
зрителей. Это, конечно, здорово, ведь дома, как
известно, и стены помогают, особенно на сцене, но
это и обидно, ведь каждому хочется, чтобы его
творение увидело как можно больше зрителей. И вот, наконец, свершилось! Мы выехали на
гастроли. И, Боже сохрани, не просто куда-то в
неизвестность! Поверьте, дорогие читатели,
творческому человеку в неизвестности играть
тяжело и неуютно. Нас
же пригласили белорусские друзья из НПООО «Инис-софт»,
с которыми наша Гимназия уже несколько лет
сотрудничает, которые неоднократно бывали на
наших спектаклях. А ехали мы в славный город
Волковыск—тоже к друзьям по
российско-белорусскому историческому проекту, с
которыми мы были уже знакомы после памятного нам
всем визита волковычан в Питер в апреле сего
года. Вот так и сложилось, что образ Беларуси
для артистов Театра основывался на бесконечном
радушии наших друзей—белорусов, которым мы
долго будем благодарны за эту потрясающую
неделю. Спасибо
Владимиру Витольдовичу Бржескому за то, что
познакомил нас с педагогами Гимназии №1
Волковыска,
за то, что увидев и услышав нас на нашей
гимназической сцене, он дал возможность донести
эхо старобелорусской истории до белорусского
зрителя и приблизить нашего «Миндаугаса»
вплотную к исторической родине сыгранных нами
реальных событий. Спасибо за прекрасные города и
замки, за чудных экскурсоводов, познакомивших
нас с историей края, спасибо за поездку на
Березину и потрясающе профессиональную
экскурсию. Спасибо
Дмитрию Михайловичу Клебановичу, наблюдавшему
наши первые шаги на вашей земле, помогавшему
понять белорусские порядки, обычаи и валютную
систему (от
вашего количества нулей на дензнаках мы,
россияне, уже несколько лет, как отвыкли). Мы
полюбили ваш Минск, Дмитрий Михайлович, и на
полном серьезе сравнивали его с иными, виденными
нами, столицами и это сравнение часто было в
пользу вашего стольного города. Спасибо Елене Викторовне Пащенко за
заботу о нашем здоровье во время нашего
экстремального концерта в холод и дождь в
Новогрудском замке. Мы, артисты, конечно, немного
экзальтированные люди, но это и понятно. Разве же
мы могли побывать в замке нашего Миндаугаса и не
отметить это событие фотографиями, песнями и
поединками. Ведь мы почти год жили в этой
исторической эпохе. Да, замерзли, но результат, в
виде чувства глубокого удовлетворения,—налицо. Отдельное спасибо дорогим волковыским
коллегам—Зое Степановне и Светлане Натановне.
Как родных они встретили нас в своем городе, где
нам было настолько
хорошо, что забыть поездку к вам будет
невозможно. С вами у нас всегда будет
ассоциироваться традиционное белорусское
гостеприимство. Вашу любовь к вашему краю вы
передали нам, мы полюбили вашу землю и пребывание
у вас стало отдыхов для нас, вечно усталых
жителей гигантского мегаполиса. В Беларуси мы, прежде всего, отдохнули
душой в краю, где до сих пор ощущается мерное
дыхание истории. Спасибо
тем, кто нас ждал и встречал, как друзей:
Наташе Хавановой, братьям Андрею и Артуру
Яновичам. Поверьте, встречи с вами ждали и мы!
Спасибо администрации, педагогам и учащимся
Гимназии №1
Волковыска,
встретившим нас, как дорогих гостей. Впервые в
жизни мы выступали в качестве «делегации
Санкт—Петербурга»,
это
и ответственно и страшно
интересно—представлять свой любимый город
людям, которые будут судить о нем по впечатлению,
оставленному нами. Спасибо асам—экскурсоводам и
асам—водителям, показавшим нам очень большую
часть вашей страны, причем и с фасада и из
глубинки. Впечатление Беларусь производит
прекрасное—это край, у которого есть любящие и
рачительные хозяева, которые ухитряются
поддерживать порядок и уют, поистине, в
государственном масштабе. И,
наконец, дорогие белорусские друзья, я, почти
ваша землячка, благодарю за путешествие по краю,
находящемуся так близко от моей любимой
исторической Родины—Литвы и так похожему на нее.
Ведь и вы и я родом из Великого княжества
Литовского, мы близки и этнически, и ментально, и
культурно. В Гродно я оказалась на берегу родного
Немана, в 40
километрах
от родового дедовского хутора, тоже
расположенного на берегу этой реки. Так что было
и радостно увидеть почти родные места и обидно,
что нет возможности преодолеть это, поистине
ничтожное, расстояние. Зато
как здорово было показать край замков и холмов
моим любимым ученикам—артистам. Как отрадно
было услышать в Новогрудке от Николая
Михайловича Гайбы, директора музея Мицкевича: «Ах,
какой у вас очаровательный литовский акцент!».
Как любопытно было посмотреть на изумленные лица
наших актеров, когда Антон Викторович
непринужденно общался с юным священником
волковыского костела и называл его «святой
отец».
Наши
питерцы впервые видели католического прелата,
хотя на сцене переиграли их множество. Как интересно было взбираться на
Шведскую гору в Волковыске, на курган Мицкевича и
замковую гору в Новогрудке. Я так люблю замковые
холмы, у нас в Дзукии, Южной Литве, их множество.
Видно, наши предки знали толк не только в
оборонительной ценности контролирующих долины
холмов, но и явно не пренебрегали красотами
открывающихся с их вершин величественных
панорам. Общаясь с белорусскими друзьями и в
Петербурге и в Волковыске я часто слышала
сетования о том, что нам, питерцам мало будет,
после нашего города—музея, белорусских
достопримечательностей. Ничего
подобного! Эти шесть дней были перенасыщены не
только гастролями и общением, но и именно
угрожающим для мозга и памяти количеством
достопримечательностей. Что же иного можно
ожидать от страны, где что ни город (будь то
Волковыск, Слоним, Гродно, Минск, Новогрудок), то с
тысячелетней или почти тысячелетней историей,
где что ни холм—настоящий или бывший замок, что
ни лес—пуща, охраняемая ни больше, ни меньше, как
ЮНЕСКО, что ни знакомый, так со старинной
шляхетской фамилией (Рекуть, например,
упоминается у Сенкевича в «Потопе»,
следовательно род известен, минимум, с XVII
века). Больше всего пленяет в Беларуси именно
приверженность к корням, к земле, родной истории.
У нас в Литве так же, род живет на месте или близ
него по сей день. У каждого есть родовой хутор,
бывшее имение, более или менее известная
родословная. Вот что потеряно у нас –уроженцев
больших городов. Коренное петербуржцы—редкость,
особенно после войны и блокады. В Беларуси часто
тоже так бывает, особенно в городах, наиболее
пострадавших от войн, но там, все—таки, степень
концентрации традиционализма, в высшем смысле
этого слова, гораздо выше. Конечно у нас, как у петербуржцев, есть
свой питерский стиль, по крайней мере мы
надеемся, что проявили его во время визита в
Беларусь. Но он (стиль) именно питерский, а не
российский. Жителям самой большой страны мира
нужно внимательнее относиться к традициям,
потому что космополитизм во многом хорош, но не
тогда, когда нужно строить новую Россию и
воспитывать молодых россиян. Воспитывать на
традициях логичнее, проще и надежнее. Так что поездка по Беларуси была не
просто познавательна, приятна и интересна, она на
многое обратила наше внимание и, смеем надеяться,
многому научила. Еще раз спасибо всем, кто помог
организовать первые в истории Исторического
Театра международные гастроли, всем, кто нас
встречал, ждал, провожал и заботился о нас всю эту
незабываемую, ослепительную осеннюю неделю. Спасибо большое,
надеюсь наши встреча с белорусскими друзьями не
будет последней! На фото: Исторический Театр в Новогрудском замке. |
|