"Келих кола"


Никита Дрок

 Энциклопедия белорусской жизни

 (Взгляд из Санкт - Петербурга князя Висмантаса)


День №0, он же 18.09.04.

В назначенный день Х наша  делегация отчалила на Витебский вокзал. Прибыли мы на вокзал с солидным запасом времени - в итоге народ около получаса бродил  по вокзалу, убивая время.

Погрузилась наша команда в «Звязду» без эксцессов и уже через 15 минут каждый коротал время как умел - попивал чаек, слушал музыку. В итоге, часам к 12 ночи, большинство осознало, что пора на боковую, начали готовиться ко сну. Но отдельные личности умудрились стелиться до двух часов ночи. 

Лирическое отступление №1. "Сказка о потерянном времени".

Так как Беларусь находится в другом часовом поясе, их время отличается от нашего на час в большую сторону. Самые предусмотрительные из нас перевели часы, но не все, в результате чего, гораздо позже - через 3 дня, самые предусмотрительные пострадали - их подняли с кровати на час раньше - в 5:30 вместо 6:30. 

День №1, он же 19.09.04.

Сошли с поезда мы в Борисове, не доезжая до Минска - нас повезли на экскурсию на Березину. 

Краткая справка:

«Березина - река в Беларуси, на берегах которой 14-16 ноября 1812 г. произошло сражение между французской армией под командованием императора Наполеона (75 тыс. чел.) и русскими войсками под командованием адмирала П.В. Чичагова и генерала П.Х. Витгенштейна (80 тыс. чел.).  После Красного, кольцо вокруг наполеоновских войск начало сжиматься. С севера подходил корпус Витгенштейна (50 тыс. чел.), а в Минске уже стояла пришедшая с Украины армия Чичагова (30 тыс. чел.). У Березины они готовились сомкнуться и отрезать Наполеону пути отхода из России.

9 ноября авангардные части Чичагова подошли к Березине и взяли город Борисов. Но вскоре их выбил оттуда корпус маршала Н. Удино. Русские отступили на правый берег и взорвали за собой мост. Березина еще не замерзла, и, когда 13 ноября к Борисову подошли главные силы Наполеона, они уперлись в речную гладь. Южнее Борисова находилась еще одна переправа. Наполеон послал туда корпус Удино. Но это был лишь обманный маневр. Подобной демонстрацией Наполеон создавал видимость того, что стремится захватить переправу южнее Борисова.

Адмирал принял этот маневр за попытку Наполеона прорваться на соединение с действовавшим в Западной Белоруссии корпусом фельдмаршала К. Шварценберга. В результате корпус Удино увел за собой в никуда почти всю чичаговскую армию, которая и так не обладала большой численностью. Фактически, у Чичагова на Березине находилось под ружьем 20 тыс. чел., с которыми он пытался прикрыть почти 60-километровый участок возможного прорыва французских войск, общая численность которых значительно превосходила силы русских за Березиной.

Пока Чичагов двигался в южном направлении, вниз по реке, основные события разворачивались в 15 км севернее Борисова, у деревни Студенка (ширина реки достигала там 50 м), где польские уланы отыскали брод, а французские саперы навели временные мосты. По ним 14 ноября французская армия начала переправу на правый берег. Тем временем Витгенштейн, опасавшийся столкновения с основными силами Наполеона, действовал осторожно и медлил с выдвижением к Березине. Он вышел к реке лишь 15 ноября, когда переправа уже началась. К тому времени на левом берегу ее прикрыл корпус маршала К. Виктора.

В течение двух дней французы, отражая атаки разрозненных русских отрядов, переправлялись на западный берег. 15 ноября в Борисов ворвались посланные М.И.Кутузовым авангардные части преследования под командованием атамана М.И. Платова и генерала А.П. Ермолова.  Сам Кутузов не спешил к Березине, надеясь, что и без него там достаточно сил для ликвидации французской армии. Стоит отметить, что план окружения Наполеона на Березине не предусматривал единого командования. Это предопределило несогласованность действий российских командующих, каждый из которых принимал решения самостоятельно. Когда Чичагов, поняв свою оплошность, возвратился к Борисову, наполеоновские войска уже закрепились на правом берегу реки.

16 ноября по обеим сторонам Березины закипел жестокий бой, ставший кульминацией битвы на Березине. Чичагов пытался отбросить прикрывавшие студенскую переправу французские части на правом берегу. Витгенштейн атаковал корпус маршала К. Виктора, который прикрывал переправу на левом берегу. Лесистая местность препятствовала действиям кавалерии, составлявшей почти половину численности чичаговских войск. До 11 часов ночи шел упорный фронтальный стрелковый бой, стоивший обеим сторонам больших потерь.

Из-за малой пропускной способности наведенных мостов, огромного скопления людей и обозов, паники, усиления натиска русских прорваться на запад удалось лишь трети войск Наполеона (25 тыс. чел.). Остальные (около 50 тыс. чел.) погибли в боях, замерзли, утонули или попали в плен. Опасаясь захвата русскими переправы. Наполеон 17 ноября велел уничтожить ее, бросив на левом берегу свои войска. Современники отмечали, что местами река была доверху завалена трупами людей и лошадей. Русские потеряли в этом сражении 8 тыс. чел. После Березины основные силы наполеоновской армии в России перестали существовать.» 

На сегодняшний день все поле сражения у Березины является заповедником и охраняется. А место действительно очень красивое, особенно в солнечную погоду. У Березины воздвигнуто три памятника: первый был поставлен в советское время,  довольно сомнительного архитектурного достоинства, второй был открыт после распада СССР, третий был установлен на средства французского посольства в Белоруссии. Самый красивый из них, постсоветский, исполнен в виде обелиска. Он облицован мрамором, а венчает его двуглавый орел. Выглядит этот обелиск завораживающе. 

После Березины мы поехали в Минск. 

Лирическое отступление №2. "О дорогах и тех, кто их делает".

Первое, что поразило  всех - дороги. Они с гранитной крошкой, ровные, без выбоин, не латаные по несколько раз. Причем, положены они довольно давно, но выглядят они как будто были вчера сделаны. 

В Минске  мы были около полудня - жара была в самом разгаре.   

Краткая справка для любителей цифр:

«МИНСК, столица (с 1919) Белоруссии, город-герой, центр Минской обл., на р. Свислочь (бас. Днепра). Железнодорожный узел. 1670 тыс. жителей (1992; включая пригородные населенные пункты, 1657,7 тыс. жителей). Машиностроение и металлообработка (автомобильный завод производственного объединения "БелавтоМАЗ", тракторный завод производственного объединения "МТЗ", производство станков и автоматических линий, подшипников, приборов, часов, ЭВМ, телевизоров, радиоприемников, бытовых холодильников и др.). Легкая, пищевкусовая, химико-фармацевтическая и химическая промышленность. Производство стройматериалов, мебели. Полиграфический комбинат. Метрополитен (с 1984). В Минске - АН Белоруссии, 13 вузов (в т. ч. Белорусский университет, консерватория), 7 театров (в т. ч. Театр оперы и балета), 12 музеев (в т. ч. Музей истории Великой Отечественной войны, музеи древнего белорусского искусства, народной архитектуры и быта, художественный). Известен с 1067 под названием Менеск. С 14 в. в Литве и Польше, с 1793 в Российской империи.» 

 Предание об основании Менска (Минска)

«Между Татарским концом и Переспенским мостком, у самого Виленского почтового пути, когда-то поселился знаменитый богатырь-знахарь по прозванию Менеск, или Менский, и построил на реке Свислочи большую каменную мельницу на семь колес. Никто самого Менеска не видел, тем не менее, в окрестных местностях свислочской земли слышны были самые фантастические рассказы о его силе. Говорят, что в его мельнице мука мололась не из ржи, а из камней, что ночью слышались какие-то странные крики, ауканье, песни, музыка и танцы, что в полночь ездил он на своей мельнице по селениям и набирал дружину из храбрых, смелых, сильных людей, которые позже образовали целый народ, а поселился он рядом с мельницей. Тут и был основан город и назван именем богатыря - Менск.» 

Минская икона Божией Матери

«Самая ценная реликвия Свято-Духовой  церкви - чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.

История этого дивного образа восходит к евангельским временам.

Как сообщает предание, икона была писана святым апостолом и евангелистом Лукой. Многие столетия она находилась в Византии.

Более тысячи лет назад, накануне Крещения Руси, список с нее привез на свою родину из Корсуни (Херсонеса - города на Крымском полуострове) святой равноапостольный князь Владимир и установил его в возведенной в X веке Десятинной церкви. Предание гласит, что икона пятьсот лет хранилась в этой церкви Киева.

Однако в этом храме святой образ мог находиться только до 1240 г., когда во время нашествия татаро-монголов Киев был разрушен. В тяжёлую годину татарского ига икона уцелела. Скорее всего,  жители Киева её где-то спрятали. В 1482 г. Киев подвергся очередному опустошительному набегу со стороны татар. Вероятно, тогда один из татар содрал с древней иконы Божией Матери богато украшенную ризу. Сама икона была брошена в воды Днепра.

Но икона Божией Матери уцелела и через некоторое время явилась в Минске на реке Свислочь против замка, где по "необыкновенному сиянию примеченная жителями города 13 августа 1500 г. была взята и поставлена в замковой Рождества-Богородичной церкви и находилась в ней 116 лет" (в Нижнем замке Минска, в Соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы).

В 1616 г. 18 октября униатский митрополит Иосиф Вильямин Рутский распорядился перенести икону из православной замковой церкви в тогдашний униатский Свято-Духов монастырь. Только после воссоединения униатов в 1839 г. эта святыня была возвращена православным. Когда в Минске открылась православная архиерейская кафедра, тогда церковь Свято-Духова монастыря, где хранилась святая икона, была переименована в Петропавловский кафедральный собор. В этом соборе Минская икона Божией Матери находилась почти до 30-х годов XX века, который был варварски взорван летом 1936 г. Незадолго до уничтожения этого храма икона была помещена в краеведческий музей.

В 1941 г. после отступления Красной Армии православная жительница Минска выпросила у немецких оккупационных властей чудотворный образ. Художник и иконописец Г. Виер отреставрировал икону и передал её в Свято - ПетроПавловский собор (Екатериненскую церковь) на Немиге. После закрытия этой церкви в 1945 г. икона Божией Матери была перенесена в Свято - Духов кафедральный Собор, в котором свято сберегается доныне.

В честь явления иконы Божией Матери в Минске ежегодно происходит торжественное служение и Божественная литургия во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.»

Уже при въезде в город было видно, что Минск растет, развивается, причем бешеными темпами -  здесь нет нашего родного долгостроя.  

Лирическое отступление №3. "Чистота залог здоровья"

Минск, как и ВСЕ населенные пункты, которые мы посетили, ОЧЕНЬ чистый город. Урны стоят через каждые десять шагов, здесь нет заплеванных тротуаров, заваленных окурками, фантиками из-под жвачки, пластиковыми бутылками. Кстати, о тротуарах - они во всем городе уложены плиткой.

Главной улицей Минска является проспект Франциска Скорины - белорусского первопечатника. 

Краткая справка:

СКОРИНА (Скарына) Франциск (Георгий) (ок.1490-ок.1541), белорусский ученый-гуманист, переводчик и издатель Библии. Род. в Полоцке (Великое княжество Литовское) в семье купца. Окончил Краковский ун-т (1506) со степенью бакалавра, после чего отправился в Италию. В 1512 Падуанская коллегия докторов медицины и искусств вручила ему диплом доктора медицины. После возвращения на родину Скорина задумал "послужить посполитому люду", т.е. простому народу, и дать ему Библию на родном языке. Он поехал в Прагу, где недавно была издана чешская Библия (1506), и приступил к работе над переводом Писания. Помощь виленских меценатов Богдана Онкова и Якуба Бабича позволила Скорине основать в Праге типографию, где и появилась его "Библия Русска". Язык этого перевода приближался к старобелорусскому. Первая часть издания (Псалтирь) вышла в 1517. Затем к 1519 были выпущены 22 книги Ветхого Завета. Все издание называлось: "Библия Русска: выложена доктором Франциском Скориной из славного града Полоцка, Богу ко чти и людем посполитым к доброму научению". К каждой книге были приложены предисловия и послесловия, составленные Скориной. Издание украшали многочисленные гравюры, в том числе и портрет самого Скорины. Около 1520 издатель поселяется в Вильне, где выпускает "Апостол" (1525), также снабженный предисловием и послесловием. О последних годах жизни ученого сохранилось мало достоверных сведений. Не установлена точно и его конфессиональная принадлежность. Большинство биографов считает, что формально Скорина был католиком, труды свои адресовал преимущественно православному "люду", а некоторые его взгляды приближались к идеям Реформации.

С. делил Библию на книги, доступные каждому, и "трудные ко разумению".  В них содержатся истины, которые не могут быть целиком постигнуты силами разума, например, тайна творения мира Богом. В своих предисловиях и послесловиях ученый использовал как буквальный, исторический, так и аллегорический метод толкования. Он смотрел на Библию как на энциклопедию мудрости и всевозможных знаний, однако при этом считал, что существует "двоякая правда": естественная, свойственная миру, и сверхъестественная, открываемая Богом. По мнению Скорины, в Писании отражены обе истины, и поэтому Библия не есть книга за семью печатями. Она написана в практических целях для руководства жизнью во всех ее проявлениях.» 

Приятно удивило то, что в центре города парковка запрещена в принципе—машину просто эвакуируют на милицейскую стоянку. 

      Лирическое отступление №4

"Не в деньгах счастье, а в их количестве"

В Белоруссии сейчас действуют не знаменитые "зайчики", а совершенно новые белорусские рубли - на них изображены национальные архитектурные памятники.

В ходу купюры достоинством 50000, 20000, 10000, 5000, 1000, 500, 100, 50, 20, 10 белорусских рублей. Металлических монет нет вообще. Кстати, о курсе валют: за один российский рубль предлагают от 70 до 75 белорусских. 

Создается очень странное ощущение - чувствуется что ты за границей, но тем не менее все разговаривают по-русски, к нашим соотечественникам относятся очень тепло. 

Лирическое отступление №5

На данный момент бытует мнение, что в Белоруссии жуткий тоталитаризм, что жить там невозможно, что Лукашенко держит всех в ежовых рукавицах. Ничего подобного мы не увидели, но такие слухи отпугивают потенциальных туристов, в особенности российских, хотя на земле белорусской есть на что посмотреть. 

Краткая справка:

«ЛУКАШЕНКО Александр Григорьевич (р. 30 августа 1954, пос. Копысь Витебской обл.), белорусский государственный деятель, президент с июля 1994.

В 1975 окончил Могилевский пединститут и Белорусскую сельхозакадемию по специальностям "учитель истории" и "организатор сельхозпроизводства".

С 1982 в Шкловском р-не Могилевской обл. - заместитель председателя колхоза "Ударник", с 1983 заместитель директора комбината стройматериалов, с 1985 секретарь парткома колхоза им. Ленина, с 1987 директор совхоза "Городец".

С 1990 народный депутат Верховного Совета Белоруссии. С июня 1993 председатель временной комиссии Верховного совета по борьбе с коррупцией. Деятельность на этом посту способствовала росту его популярности.

В 1994 избран президентом Белоруссии. В 1996 подтвердил свои полномочия на референдуме, результаты которого не признал Верховный Совет и многие страны Запада. По новой принятой на референдуме конституции власть президента значительно усилилась, старый Верховный совет распускался и создавался новый с меньшими полномочиями, восстанавливались государственные символы советского периода (герб, флаг).

Лукашенко - один из главных сторонников интеграции Белоруссии и России. С 1997 является главой Высшего государственного совета Союза России и Белоруссии. В сентябре 2001 переизбран на второй срок. На данный момент проводится референдум о переизбрании на третий срок.» 

Вечером мы были уже в Волковыске, где нас поселили на турбазе. 

Краткая справка:

«ВОЛКОВЫСК, город в Белоруссии, Гродненская обл., на р. Россь. Железнодорожный узел. 42 тыс. жителей (1991). Завод литейного оборудования и др.; ПО стройматериалов; пищевая промышленность. Военно-исторический музей им. П. И. Багратиона. Город известен с XI в.

2 и 4 ноября 1812 г. в районе Волковыска произошло сражение между русским корпусом генерала Ф.В. Сакена (26 тыс. чел.) и саксонским корпусом генерала Ж.Л. Ренье (20 тыс. чел.). Корпус Сакена прикрывал движение к Березине армии адмирала П.В. Чичагова, который опасался удара себе в тыл наполеоновских корпусов К. Шварценберга и Ренье. В ночь с 2 на 3 ноября Сакен атаковал занявших Волковыск саксонцев Ренье и выбил их из города. Попытки Ренье отбить утром город были отражены.

4 ноября Сакен перешел в наступление против корпуса Ренье. Однако начатую утром атаку пришлось прекратить, поскольку Сакен получил известие о подходе к Волковыску корпуса Шварценберга (30 тыс. чел.), захватившего по пути русские обозы. Узнав о подходе подкреплений, Ренье вновь попытался взять Волковыск приступом, но был отбит русским арьергардом. Сакен, не желая вступать в бой с превосходящими силами двух корпусов, отошел к Бресту. Соединившись, Шварценберг и Ренье последовали за корпусом Сакена, а затем отошли за Буг. Таким образом, главная цель - оттянуть наполеоновские корпуса от армии Чичагова - была достигнута.» 

День №2, он же 20.09.04.

В Волковыске  буквально за день до нашего приезда закончились Дажынки.

Дажынки - общереспубликанский ежегодный праздник урожая, во время которого происходит награждение ударников в сельскохозяйственной области. Награждение производил лично Александр Лукашенко. Город к празднику был практически отстроен заново.

Собственно в Волковыск мы приехали по приглашению волковысской гимназии №1. Это  старая, проверенная школа Волковыска. Сейчас она переехала в новое трехэтажное здание. У гимназии есть собственный палисадник где на уроках трудах ученики собственноручно выращивают фрукты и овощи. Так что всю первую четверть  столовая обеспечена собственными продуктами.

Вокруг гимназии посажены цветы, все они  в цвету, что выглядит просто бесподобно.

Встретили нас в гимназии очень тепло, провели подробнейшую экскурсию по Волковыску, а после обеда мы "обменялись" концертами.

После концерта был устроен "круглый стол" где мы общались с о старшеклассниками и педагогами.   

День №3, он же 21.09.04.

Рано утром нас повезли на экскурсию  в Гродно. Если предыдущие дни погода была солнечная и теплая, то с этого дня стало очень пасмурно, прохладно и дождливо. 

Краткая справка:

«ГРОДНО, город в Белоруссии, центр Гродненской обл., пристань на р. Неман. Железнодорожный узел. 284 тыс. жителей (1991). Химия (ПО "Химволокно", "Азот" и др.), машиностроение и металлообработка, легкая (текстильная и кожевенно-обувная) промышленность. Комбинаты: стройматериалов, деревообрабатывающий, домостроительный. 3 вуза (в т. ч. университет). 2 театра. Историко-археологический музей-заповедник. Известен с 1128. С 1376 в Литве и Польше. С 1795 в Российской империи. Борисоглебская церковь (12 в.), Старый замок (кон. 16 в.), Новый замок (сер. 18 в.), иезуитский костел (17-18 вв.).

Первое летописное упоминание о Гродно (по летописному правописанию - Городень, Городно, Городенский, Городцкий и др.) относится к 1128 г., когда здесь была резиденция первого городенского князя Всеволода Давидовича. Уже в XII в. в Гродно было несколько православных церквей.

В 1224 г. Гродно был разорен немецкими рыцарями, а в 1241 г. - татарами, во время княжения Юрия Глебовича, пятого князя после Всеволода. Затем Гродно заняли литовцы, которые построили здесь новый замок и укрепили его стенами, валом и башнею.

В 1259 г. Гродно был отнят у литовцев Даниилом Галицким; но в 1270 г. здесь опять княжил литовский князь Тройден. С 1284 по 1392 г. Гродно ведет упорную борьбу с ливонскими рыцарями, два раза (1284 и 1392) его разрушавшими.

В 1398 г. Витовт обратил Гродно во вторую свою столицу; он вскоре сделалось лучшим, после Вильно, городом страны. С 1413 г. Гродно - поветовый (уездный) город Трокского воеводства.

В 1444 г. Казимир Ягеллонович даровал городу магдебургское право. К концу царствования Александра (не позже 1506 г.) в Гродно были три православные церкви и ни одного костела, а к концу XVI в. - 7 церквей и два костела.

Славные времена Гродно переживал при Батории, который жил здесь и построил каменный дворец, называемый Старым замком. В настоящее время от него уцелела одна стена, обращенная к Неману. При Сигизмунде III число католических церквей и монастырей возросло до восьми. В 1655 - 1657 гг. Гродно было занято русскими войсками, а затем четыре года - шведскими.

В 1678 - 79 г. на гродненском сейме подтвержден Андрусовский договор 1667 г. и заключен союз между Россией и Польшей против Турции. В 1705 г. в Гродно было свидание Петра с Августом Польским; с 1705 по 1708 г. город был занят Карлом XII.

С 1762 г. начинается благотворная для Гродно деятельность подскарбия великого князя Литовского и старосты гродненского, Антония Тизенгаузена; он завел здесь фабрики (суконную, полотняную, металлических изделий и др.); учредил ветеринарное училище, преобразованное потом в медицинский институт, при нем библиотеку, музей; основал ряд других училищ и школ (школу бухгалтерии, землемерную и др.); привел в порядок типографию и т. д. Но с его смертью (1785 г.) все почти фабрики, школы и т. д. прекратили свою деятельность.

В 1793 г. здесь состоялся известный Гродненский "немой" сейм, а в 1795 г. город, был присоединен к России. С 1801 г. Гродно - губернский город. В 1812 г. Гродно занимал брат Наполеона, Иероним. Во второй пол. XVI в. город состоял из так называемого Старого города и Занеманского форштадта, который был присоединен к городу не ранее 1560 г.; впоследствии к нему отошла и деревня Городница, где был королевский замок. Население второй половины XVI в писцовых книгах Гродненской экономии определяется так: у христиан было 712 плацов, а у евреев - 56; был еще "Немецкий рынок". Около 1793 г. в Гродно было до 4000 человек жителей, среди которых большинство - евреи. В 1816 г., в Гродно числилось  9873 жителя , в 1856 г. - 18386 жителя.» 

Нельзя не отметить героизм нас любимых -  в этот же день вечером в гимназии мы дали спектакль "Миндаугас".

Нервы были на пределе: как воспримут спектакль, собственно говоря освещающий часть белорусской истории? В зале была мертвейшая тишина, никто не отрывал глаз со сцены.

Спектакль, хвала Богам, был принят на Ура!  

День №4, он же 22.09.04.

Как ни печально, но мы покинули Волковыск и отправились в Новогрудок. Холод стоял невыносимый и каждый кутался во что только мог.

Где-то к десяти часам мы были в столице Великого Княжества Литовского, которой являлся Новогрудок при Миндаугасе. 

Краткая справка:

Новогрудок, называемый в летописях также Новгородок, Новогородок, Новый Городок является одним из древнейших городов Беларуси. Первое документальное упоминание о нем относится к 1044 году, хотя, согласно археологическим исследованиям, жизнь здесь началась в конце Х века.

Расположенная на  холмах в центре Новогрудской возвышенности, старая часть города имеет  чрезвычайно богатую событиями историю. Уже за первые два века своего существования Новогрудок стал наиболее богатым городом Понемонья, центром Новогородского княжества. В те годы новогородчане установили широкие торговые контакты с балтийскими и скандинавскими княжествами, европейскими странами, Византией и Ближним Востоком.

В середине XII века Новогородчина в результате различных военно-политических событий стала ядром нового европейского государства - Великого Княжества Литовского, Русского и Жамойтского.

Значительную роль в жизни страны сыграл Новогрудок и в XIV-XVIII веках. Здесь проводились государственные сеймы, проходили заседания высшего аппеляционного суда - Главного Трибунала, встречи королей и послов. С XIV века в городе была установлена резиденция (кафедра) православного (или, именуемого иначе, Киевского и Всея Руси) митрополита, а позднее и униатского митрополита.

В середине XVI века в Новогрудке действовало 10 церквей. В разные периоды в нем было 5 костелов, 6 монастырей, синагога и мечеть. С XVI века Новогрудок стал центром Новогрудского воеводства, получил самоуправление согласно Магдебургского права, имел собственный герб с изображением архангела Михаила.

Свидетелем большинства этих событий (а однажды и жертвой: в 1710-м сожжен шведами) был Новогрудский замок, являющийся главной достопримечательностью города. Замок был заложен на месте городища на высоком, частично насыпном, холме (Замковой Горе), окруженном рвом. Предания гласят, что в те времена на месте города существовали несколько холмов, или "грудков", т.е. горок. Первоначальные поселения были расположены именно на них, причем тот "грудок", на котором впоследствии обосновалось городище, имел недобрую молву. Дело в том, что самые первые дома на этой горке были сожжены молнией. Однако мало-помалу люди обжили его, а само слово "грудка", по одной из версий историков, дало имя городу.

Первые укрепления представляли собой круговой оборонительный вал с деревянными постройками. В середине XII столетия в замке сооружена каменная, квадратная в плане, башня. Эта башня, названная щитовкой, (или Щитовой, или Центральной) пережила штурмы галицко-волынских, татарских и ряда других войск, а в конце XIV столетия была отстроена заново с применением кирпича.

В конце XIV начале XV веков, в связи с активной подготовкой населения Беларуси, Литвы и Польши к отражению рыцарей Тевтонского ордена, в замке были возведены еще три башни, получившие имена Костельной, Малой Башни - Брамы и Посадской, соединенные стенами. Кроме того, над родником на западном склоне Замковой Горы соорудили Колодезную башню. У этой башни имелся потайной вход в замок и специальный проход к воде. В таком виде замок противостоял многочисленным набегам крестоносцев.

Следующий этап перестройки Новогрудского замка относится к концу XV - началу XVI столетий. Для борьбы с набегами татар замок укреплялся. В северо-западной части замка была построена Дозорная башня. Новая стена связала ее со Щитовой башней. В то же время на юго-восточном склоне была дополнительно возведена Меская башня-брама, соединяющаяся стенами с Колодезной башней и Малой Брамой. В результате получились два многоугольных оборонительных пояса, один из которых находился на верхушке, а другой - на склоне холма. В XVI веке Новогрудский замок имел семь башен и был одним из самых мощных в Беларуси.

Во время русско-польских войн 1654-1667 замок потерпел значительный урон. Башни Меская, Колодезная, Малая Брама и Посадская были разрушены до фундамента. Окончательный удар по замковым стенам нанесли шведы во время Северной войны. К началу XX столетия от верхней части замка остались только три башни: Дозорная, Щитовая и Костельная. На протяжении XIX столетия были разобраны остатки первой из них, а в 1906 году рухнула Костельная. В годы Первой Мировой войны обвалилась южная стена Щитовой башни. Только в 1921 году развалины замка попытались взять под охрану, а в 1922-1930 годах в нем провели частичную консервацию уцелевших стен, причем стены Костельной башни были фактически сложены заново.

Руины Новогрудского замка являются одним из главных исторических памятников Беларуси. В Новогрудке находится множество других исторических памятников: среди них Борисоглебская церковь (XV век, элементы готики и ренессанса), Николаевская церковь (бывший костел ордена францисканцев, памятник архитектуры позднего барокко с элементами псевдовизантийского стиля), Фарный костел (начало XVIII века, памятник архитектуры барокко), Михайловский костел (бывший костел ордена Доминиканцев, памятник барокко с элементами классицизма), т.н. Гора Миндовга (по преданию, место захоронения основателя Великого Княжества Литовского), старинная мечеть (XV век), а также места, связанные с жизнью поэта Адама Мицкевича - курган Мицкевича и Дом-музей Мицкевича.» 

«МИЦКЕВИЧ (Mickiewicz) Адам [24 декабря 1798, Заосье близ Новогрудка, ныне Белоруссия - 26 ноября 1855, Константинополь], польский поэт, деятель национально-освободительного движения. Основоположник польского романтизма (сборник "Поэзия", т. 1, 1822; поэмы "Гражина", 1823, "Дзяды", ч. 2, 4, 1823, "Конрад Валленрод", 1828). В 1824 выслан царскими властями из Литвы; жил в России, где сблизился с декабристами, А. С. Пушкиным. В эмиграции (после 1829) создал 3-ю часть "Дзядов" (1832) и поэму "Пан Тадеуш" (1834) - эпическое полотно старопольского быта. В 1840-44 читал лекции о славянской литературе в Париже; в 1849 редактор демократической газеты "Трибюн де пепль". 

Детство:

Адам Мицкевич родился 24 декабря 1798 на хуторе Заосье близ Новогрудка, небольшого городка в Белоруссии, который в течение многих столетий был под властью Литвы. Поляки, жившие в этих краях, никогда не забывали о своих литовских связях, поэтому в творчестве Мицкевича Литва нередко выступает как обозначение его родины наравне с Польшей.

Мать поэта, урожденная Барбара Маевская, была дочерью мелкого служащего. Отец Адама, Миколай Мицкевич, работал в Новогрудке адвокатом. В 1794 он участвовал в восстании Тадеуша Костюшко, направленном против разделения польских земель между Россией, Пруссией и Австрией. Стремясь вернуть единство Речи Посполитой, польское шляхетство возлагало свои надежды на приход Наполеона. Миколай Мицкевич был одним из тех, кто участвовал в патриотической агитации. Свое чувство национальной гордости и любви к родине отец стремился передать сыновьям, Адаму и Франтишку.

Большое влияние на маленького Адама оказали белорусские, польские и литовские народные песни и сказки, многие из которых он услышал от служанки Мицкевичей, Гонсевской. Будучи в школе, он с другом ходил по окрестным деревням, чтобы понаблюдать за народными обрядами. Вместе со старшим братом Адам учился в доминиканской школе в Новогрудке. Здесь он начал писать первые стихи. Известно, что он написал стихотворение по случаю пожара в городе в 1810 году.

Так и не увидев приход наполеоновских войск в Польшу, умер отец мальчика, зато тринадцатилетний Адам смог стать свидетелем позорного и трагического бегства французской армии, и эти впечатления оставили глубокий след в его душе. Кроме того, после кончины отца семья начала испытывать материальную нужду, и Адаму пришлось стать репетитором для учеников младших классов.

Учеба в университете. Общество филоматов.

В 1815 Мицкевич поступил в университет в Вильно на физико-математический факультет, но вскоре понял, что его больше привлекает изучение филологии, литературы, истории. Уже через год он переходит на историко-филологический факультет. Одним из учителей Мицкевича был знаменитый историк Иоахим Лелевель, с которым поэт впоследствии поддерживал теплые дружеские отношения. Мицкевич выучил несколько языков, среди которых были русский, французский, английский и немецкий. Он читал в оригинале и памятники античной литературы.

Виленский университет был крупным культурным центром и славился своим либеральным духом, который не замедлил отразиться и на активном Мицкевиче. В 1817 г. он с товарищами организовал тайное студенческое "Общество филоматов", что означает "любящие науку". Одними из главных положений устава филоматов были любовь к родному языку, национальное достоинство и сочувствие к обездоленным. По сути дела, это было патриотическое общество с определенными политическими взглядами. Позже эти взгляды конкретизировались и превратились в просветительскую программу, призванную воспитывать общественное мнение. Деятельность Мицкевича в "Обществе" отличалась особенной активностью, и его подчас слишком смелые планы не всегда находили поддержку среди других членов общества.

В университетские годы на творчество Мицкевича оказал влияние классицизм. Особенно молодой поэт увлекался Вольтером. Он создал свой поэтический вариант повести Вольтера "Воспитание принца", назвав его "Мешко, князь Новогрудка". Несколько лет Мицкевич работал над переводом "Орлеанской девственницы". Раннее творчество Мицкевича также составляют стихи-послания к друзьям-филоматам, наполненные жизнелюбием и задором. Первое его печатное стихотворение - "Городская зима" - было опубликовано в 1818 г. 

Марыля Верещак. "Ковненская ссылка"

Во время летних каникул 1818 Мицкевич познакомился с Марылей Верещак, девушкой, чей образ он сохранит в душе на протяжение всей своей жизни и которая станет вдохновительницей многих его будущих произведений. Несмотря на взаимную любовь, возникшую между молодыми людьми, они не могли быть вместе: родители Марыли были людьми состоятельными, и судьба девушки была предопределена еще до встречи с поэтом. Она была помолвлена с графом Путкамером, за которого вскоре и вышла замуж. Известие о свадьбе Марыли стало тяжелым ударом для Мицкевича.

После окончания университета Мицкевич был по распределению направлен в маленький провинциальный городок Ковно (ныне Каунас), где начал работать учителем. Это была своего рода "ссылка": университетские власти стремились лишить поэта возможности принимать участие в работе тайных организаций.

Преподавательская работа очень тяготила Мицкевича. Однако период пребывания в Ковно, а после, в течение 1821 г. - в Вильно, куда Мицкевич смог выбраться в отпуск, стал переходным в его творчестве. Поэт увлекается поэзией сентиментализма, предромантизма и, в особенности, романтизма; читает Гете, Саути, Мура, Байрона, произведения Шеллинга, Стерна, Вальтера Скотта и немецких романтиков. Его привлекает свободный дух байроновских поэм и стихотворений, ему нравится то, что представители нового литературного течения обращаются к национальным традициям, прошлому своего народа. Романтическая эстетика и философия были во многом близки поэту и вскоре нашли отражение в цикле "Баллады и романсы". Этот цикл составил основное содержание первого тома сочинений Мицкевича ("Поэзии"), вышедшего в Вильно в 1822 году. В предисловии к нему, названном "О романтической поэзии", он изложил свое видение нового искусства.

Через год выходит второй том сочинений поэта, включающий в себя две поэмы: "Гражину", посвященную борьбе Литвы с Тевтонским орденом, и "Дзяды". Вторая поэма имеет довольно интересную историю. Дело в том, что в издании 1823 вышли лишь 2-ая и 4-ая ее части. Произошло это по многим причинам, начиная от недовольства автора оставшимися частями до жесткой необходимости в срок выпустить книгу, что предусматривалось контрактом с издателем. Фрагменты 1-ой части были найдены лишь после смерти Мицкевича. 3-я часть выходит значительно позже как самостоятельное произведение.

"Дзядами" назывался народный обряд поминовения умерших. Обращение к народным верованиям было необходимо для поэта, чтобы связать с духом фольклора свою романтическую концепцию человека: крестьяне, участвующие в обряде, утверждают, что тот не удостоится посмертного блаженства, кто "горя не познал на свете", кто "человеком в этой жизни не был". Поэтическое описание "дзядов" составляет 2-ую часть поэмы, 4-ая часть является исповедью мук героя, разлученного с возлюбленной. В основе этой истории много подлинных автобиографических деталей отношений Мицкевича с Марылей, однако они не всегда в точности соответствуют действительности. 

Мицкевич в России. Встреча с Пушкиным.

В 1823 в связи со следствием по делу филоматской организации Мицкевич вместе с товарищами оказывается в превращенном в тюрьму базилианском монастыре в Вильно. По счастливому стечению обстоятельств и благодаря поддержке друзей ему удается отделаться сравнительно легким наказанием - высылкой во внутренние губернии Российской империи. В день знаменитого наводнения 25 октября 1824 года Мицкевич прибывает в Петербург. В начале 1825 он получает назначение в Одессу, откуда в сентябре совершает поездку в Крым. В конце этого года он переезжает в Москву и в1828 снова возвращается в Петербург. 

А. Мицкевич и А. С. Пушкин

Период пребывания Мицкевича в России оставил свой след не только в судьбе и творчестве самого поэта, но и в русской культурной и литературной жизни. Здесь к Мицкевичу приходят подлинная слава и признание. Кроме того, это время было для поэта исключительно плодотворным. Он пишет жизнерадостный цикл "одесских лирических стихотворений". Результатом пребывания в Крыму стали знаменитые "Крымские сонеты", столь близкие по своему духу русской литературе того времени, для которой Крым и Кавказ стали настоящим романтическим символом.

В 1828 году в Петербурге была издана поэма "Конрад Валленрод", продолжающая тему борьбы Литвы с крестоносцами. Год спустя Мицкевич издает собрание своих сочинений, включившее новые произведения. Широки и литературно-общественные связи Мицкевича в России. Еще во время первого пребывания в Петербурге Мицкевич знакомится с декабристами, членами Северного общества К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым, которым в 30-х годах посвятит стихотворение "Русским друзьям". После разгрома декабристского восстания он сотрудничает в нескольких московских журналах и альманахах, активно переводится и печатается. Мицкевича знало и уважало большое число виднейших людей того времени: Жуковский, Баратынский, Дельвиг, Вяземский, Козлов, Полевой.

Однако важнейшим для Мицкевича в России было его знакомство с Пушкиным. Впервые поэты встретились осенью 1826. Их взаимоотношения были проникнуты взаимным уважением. Мицкевич неоднократно давал высокую оценку творчеству своего русского собрата, в том числе и гораздо позже, после своего отъезда из России (статья "Пушкин и литературное движение в России" 1837, парижские лекции). Поэты переводили произведения друг друга, упоминали друг друга в своем творчестве. Пушкиным были переведены баллады Мицкевича "Три Будрыса" ("Будрыс и его сыновья") и "Дозор" ("Воевода"), а также вступление к "Конраду Валленроду". Мицкевич перевел пушкинский сонет "Воспоминание". Однако в оценке польского освободительного восстания 1830 взгляды поэтов разошлись. Творчество Мицкевича оставило свой след в русской литературе и музыке. К нему впоследствии обращались Лермонтов, Майков, Бунин, Алябьев, Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков. 

Эмиграция. "Пан Тадеуш"

В мае 1829 Мицкевичу удается выехать в Европу - Германию, где он видится с Гете, Швейцарию и Италию. Здесь его застает известие о начавшемся в Польше восстании. Вскоре он выезжает на родину, возможно, имея какие-то планы участия в нем, но вера поэта в его победу представляется, к сожалению, довольно слабой. Мицкевич тяжело переживал поражение восстания, после разгрома которого он переезжает в Дрезден. Здесь он пишет свой отклик на национальную трагедию, 3-ю часть лирико-драматической поэмы "Дзяды". В 1832 г. он издает "Отрывок", приложение к "Дзядам", цикл лирических стихотворений-заметок о России в форме путевого дневника.

В середине 1832 Мицкевич переезжает в Париж, где снова сталкивается с Лелевелем, видным деятелем демократической эмигрантской партии. Здесь он увлекается мессианскими идеями об особом значении Польши в судьбе народов. Эти идеи он изложил в публицистическом произведении "Книги польского народа". Не оставляла Мицкевича равнодушным и социальная борьба, происходившая на Западе.

К периоду 1832-34 (с небольшим перерывом) относится работа Мицкевича над бессмертной поэмой "Пан Тадеуш", своеобразной энциклопедией польской жизни, рассказывающей о взаимоотношениях двух шляхетских родов, а также обращающейся к "наполеоновской легенде". "Паном Тадеушем" практически заканчивается творческий путь Мицкевича как художника слова. В 1834 он женится на Целине Шимановской, дочери знаменитой пианистки, и погружается в круговорот тяжелых забот о семействе и заработке. Мицкевич (с помощью Жорж Санд, с которой он познакомился через Шопена) безуспешно пытается поставить несколько пьес, его замыслы исторических сочинений остаются не воплощенными в жизнь. В 1839-1840 он преподает античную литературу в Лозанне, а в 1840-41 читает знаменитый курс лекций по славянским литературам в парижском Коллеж де Франс.

В 1841 Мицкевич попадает под влияние мистико-мессианской секты Анджея Товяньского, который совершил "чудо" исцеления маниакальной жены поэта. В учении Товяньского, Наполеон, например, почитался как мессия наподобие Христа, что нашло отклик в душе Мицкевича. Всецело разделял Мицкевич и учение Товяньского о передовых нациях, которыми товянисты считали французов и поляков.

До самой смерти поэт не оставлял общественно-политической деятельности. В 1848 он создает польский легион, сражавшийся за свободу Италии, год спустя принимает участие в издании демократической газеты "Трибуна народов" в Париже. А последней в его жизни поездкой стала политическая миссия в Константинополь в связи с Крымской войной. В Турции Мицкевич заболевает холерой и 26 ноября 1855 умирает. Его прах торжественно переносят в Краков и хоронят на Вавеле.» 

 Несмотря на ужасный холод, ветер и дождь мы пошли на решительный поступок в духе нашего Театра - в такую "замечательную" погоду под проливным дождем мы сняли два дубля видеоклипа на фоне руин Новогрудского замка, за что всей труппе полагается не меньше конной статуи в полный рост при жизни. 

День №5, он же 23.09.04.

 В последний день нашего пребывания в Белоруссии мы побывали в Мирском замке - достопримечательности Белоруссии, внесенной во всемирный фонд ЮНЕСКО. 

Краткая справка:

Если взять в руки циркуль и на географической карте мира обвести кругом Европу, то ее центр окажется на территории Республики Беларусь - где-то между Минском и Гродно. Точнее, центр окружности попадает на городок под названием Мир. Говорят, что пресловутая географическая точка находится как раз под стенами здешнего замка.

Очертания старинного замка видны издалека: величественные башни, высоченные стены, трехэтажный дворец - все здесь таит в себе отголоски прошлого. Согласно легенде Мирский замок, построенный таинственными богатырями, существует с незапамятных времен. Версия ученых-историков более прозаична: по их сведениям замок, впоследствии получивший название "ярчайшего средневекового цветка", возвел по приказу брестского старосты - придворного маршала Великого княжества Литовского Юрия Ильинича - неизвестный местный мастер.

Доподлинно неизвестно, когда начались Мирского замка: в 1506 году,  1495-1500 гг., или же в 1522-1526 гг. Уточнить время строительства помогает одно обстоятельство. В 1524-ом году неподалеку от Волковыска был основан костел святого Михаила, пластика архитектурных деталей которого почти не отличается от Мирского замка. Причину столь разительного сходства, в конце концов, удалось выяснить: оказывается, основатель костела был женат на племяннице Юрия Ильинича, так что в 1522-ом году родственников связывало множество имущественных дел.

...Ильинич-старший умер в 1526-ом году, так и не сумев воплотить в жизнь свои грандиозные планы - во всяком случае в полной мере, поскольку замок так и остался незавершенным. Возлагал ли он надежды на сыновей, которые должны были продолжить начатое им дело? Судя по всему, да, однако судьба распорядилась по-другому.

Сначала умер один из четырех сыновей Юрия Ильинича Николай, что, как и следовало ожидать, повлекло за собой вражду между остальными претендентами на наследство. "Перемирие" между братьями было достигнуто лишь благодаря вмешательству великого князя и короля Жигимонта. Однако уже в 1531-ом году Мирский замок вновь остался без хозяина - молодой и бездетный Станислав Ильинич был отравлен женой собственного слуги во время одного из приемов. Остальным двум братьям также была предначертана короткая жизнь...

Что же касается единственного внука основателя Мирского замка - Юрия, то он, оставшись в восемь лет сиротой и, соответственно, владельцем всей собственности Ильиничей, был взят под опеку Николаем Радзивиллом "Черным" и большую часть жизни провел при его Несвижском дворе.

После смерти Николая в 1565-ом году молодой Юрий Ильинич, не имевший ни жены, ни детей, стал опекуном потомков Радзивилла "Черного", а вскоре, предчувствуя неладное, оформил завещание на старшего сына Николая Криштофа ("Сиротку") и в 1569-ом году умер. Таким образом Мирское графство, включая замок, перешло во владение к Радзивиллам.

При Радзивилле "Сиротке" Мирский замок претерпел определенные изменения. Теперь оборонная функция была возложена на новую и переделанную старую боевые галереи, земляные валы с бастионами по углам, а также рвы с водой.

Сам же замок достраивался в соответствии с требованиями тогдашней моды: вдоль северной и восточной стен - трехэтажный дворец, вдоль южной и западной - одноэтажные подсобные помещения; на втором этаже башни над воротами появилась каплица св. Христофора, на третьем - часы. В самом же дворце на первом этаже хранились запасы продовольствия, оружие и пр., второй был занят администрацией Мирского графства, третий предназначался для князя.

Декоративный облик замка тоже изменился: камень уступил место кирпичу, а главенствующая роль была отдана резьбе. От итальянского ренессанса позаимствована также ритмичность чередования окон и дверей, лестницы и одинаковость высоты помещений на этаже. Не были забыты и элементы готики, другое дело, что простые формы, огромные дворцовые окна оказались как бы внутри оборонного вала в то время, как роскошный декор балконов, светильников, галерей - внутри замкового двора. По сути, Мирский замок стал той загородной виллой, образ которой пленил Николая "Сиротку" еще во время его путешествия в Италию.

Понятно, что далеко не все в истории Мирского замка было столь же безоблачно. Достаточно упомянуть о длительной шведской осаде 1655-го года, Северной войне, в ходе которой шведы в 1705-ом снова брали замок штурмом и сожгли все, что так старательно восстанавливалось несколькими десятилетиями ранее, и о штурме замка войсками Александра Суворова. Тем не менее, самым значительным испытанием для Мирского замка стала Отечественная война 1812 года, когда в июле и ноябре между русскими и французскими войсками шли ожесточенные бои. Тогда была взорвана северо-восточная башня, где находился пороховой склад, сожжен дворец, а также разрушены фортификационные сооружения.

После отечественной войны 1812 года никаких мало-мальски значительных событий в Мирском замке и его окрестностях не происходило. Но что интересно: чем сильнее он разрушался, обрастая травой и деревьями, тем больше привлекал почитателей старины. Легенды о старинном Мирском замке и его обитателях исчислялись десятками, особенно знаменит в этом смысле один из Радзивиллов - Пан Коханек (от польского слова kochanek - любовник, возлюбленный). Чего только он якобы не совершат: и спасался от пиратов в ореховой скорлупе, и катался летом по соли на возе, запряженном медведями, и славился своими многочисленными романтическими похождениями, а однажды даже обзавелся возлюбленной из числа... сирен!

Радзивиллы владели замком аж до конца XVIII века, позднее он принадлежал графам и князьям Гогенлоэ, Берленбургам, Витгенштейнам, а с 1891-го года стал собственностью князей Святополк-Мирских (общность фамилии и названия имения - не более, чем случайное совпадение), что послужило началом формирования нового дворцово-паркового ансамбля. Его композиционным центром стал двухэтажный дворец, построенный примерно на одной оси с замком в противоположной стороне усадьбы - около бывшего фольварка, на месте садов и огородов. Парадная часть ансамбля была разрешена в классических формах. До наших дней сохранился боковой флигель и большой приподнятый круг с липами, к которому ведут две въездные кленовые аллеи.

Пейзажная часть парка располагалась между замком и дворцом и строилась по принципу чередования древесных групп и открытых полян. Главным структурным и художественным элементом ландшафта явился большой водоем с островом, устроенный в 1896-1898 гг. на месте пяти прудов в пойме ручья и вырубленного сада. Именно он определил основной прогулочный маршрут, который вел от парадного входа вдоль пруда к замку, затем по западной дамбе и по сосновой аллее выводил через мостик опять к дворцу. В 1904-ом году в композицию парка была включена часовня-усыпальница князей Святополк-Мирских - оригинальное сооружение с колоколом на башне и с красочным мозаичным панно на главном фасаде, выполненное по проекту петербургского академика архитектуры Р. Марфельда. Рядом с панно крепился картуш с гербами четырех старейших городов на Руси (Киев, Новгород, Псков, Москва), призванный подчеркнуть древность рода князей Святополк-Мирских.

После пожара в 1914-ом году дворец не восстанавливался, и последний из князей Святополк-Мирских жил в старом замке вплоть до 1939-го года. Во время II Мировой войны в замке на протяжении года существовало гетто, позднее там стали собираться люди, которых война лишила крыши над головой. Многие беженцы жили тут и после войны - последний житель покинул Мирский замок в начале 60-х гг.

По дальнейшему использованию замка высказывались самые разнообразные предложения: от открытия здесь Дома творчества архитекторов, художников и композиторов до центра по обслуживанию зарубежных туристов. В конце концов, 25 июня 1983-го года в южную стену Мирского был торжественно заложен кирпич с датой начала реставрации, а спустя десять лет состоялось торжественное открытие первой экспозиции в юго-западной башне. Реставрационные работы продолжаются и по сей день.» 

Из Мирского замка мы отправились в Минск, откуда, как ни печально было расставание с Беларуссью, мы вернулись домой, в родной Санкт-Петербург. 

Источники и литература:

http://lsdsat.narod.ru

http://www.hrono.ru

http://www.genealogy.ru

http://www.agape-biblia.org

http://minskoldnew.iatp.by

Николай Шефов. Битвы России. Военно-историческая библиотека. М., 2002.

"Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия"

 

На фото: Памятник Адаму Мицкевичу в Новогрудке.


Оглавление


Hosted by uCoz