"Святополк Окаянный"


Святополк Окаянный.

Историческая древнерусская драма Антона Кудрявцева 


 «Святополк Окаянный» - первое произведение Антона Кудрявцева на сюжет из русской истории. Причин выбора именно этого сюжета несколько: это и крайне запутанный характер борьбы за престол между князьями—Владимировичами, и одностороннее освещение древнерусской истории в «Повести Временных лет», не дающее возможности для критического анализа ситуации, наличие множества недоговоренностей и противоречий в истории с убиением Бориса и Глеба и, наконец, полная неясность дальнейшей судьбы Святополка, который, безусловно, являлся самым законным претендентом на престол из всех наследников князя Владимира.

Пьеса написана на основе двух источников—»Повести Временных лет» и древнескандинавской «Саги об Эймунде» (Eimundar-saga). Это дало возможность автору располагать не только традиционной летописной версией событий. Сопоставление источников дало неожиданный результат: смерть Бориса и Глеба в саге приписывается не Святополку, а Ярославу, более того, именно Ярославу она более политически выгодна.

Святополк Окаянный—одна из самых таинственных фигур в древнерусской истории. Святополк—«сын двух отцов» - родной сын Ярополка и приемный—Владимира Святославичей, отмеченный в русской исторической традиции клеймом братоубийцы.

Автор начал работу, заинтригованный противоречием освещения истории борьбы за престол князей—Владимировичей в русских и иностранных исторических источниках.

Единственный  русский источник по этому периоду - «Повесть временных лет», написанная в Киеве монахом Нестором по заказу потомков победителя Святополка - Ярослава Мудрого. Святополк в ПВЛ - древнерусский Каин, братоубийца, погубивший трех братьев - Бориса, Глеба и Святослава, которого наказал по справедливости  и изгнал из Киева князь Новгородский Ярослав, впоследствии прозванный Мудрым..

Привлечение иностранных источников обнаруживает ряд противоречий в рассказе летописца Нестора. Самый яркий источник - норвежская «Сага об Эймунде» прямо рассказывает о том, что норвежский конунг Эймунд, находившийся на службе у Ярослава по приказу последнего убил брата Ярослава некоего конунга Бурислейфа в стране Биармов. Русские историки считают Бурислейфа Святополком, но звучание имени  наводит на мысль, что это может быть Борис Владимирович, князь Ростовский. К тому же страна биармов (Пермь) находится у границ Новгородского и Ростовского княжеств. Следовательно - убийство Бориса, чьи владения граничат с владениями Ярослава более выгодно Ярославу, чем Святополку. Тем более, что Ярослав и ранее оказывал неповиновение еще своему отцу Владимиру, отказываясь платить ему дань.

Абсолютное большинство персонажей драмы - реальные исторические лица самого различного происхождения - славяне, скандинавы, греки, печенеги, поляки, немцы.

Киевская Русь того времени не только была самым большим государством Европы, но и активно участвовала в европейской политической жизни. Политические интересы Киевской Руси простирались на все четыре стороны света: на юг, откуда Владимир принял христианство по византийскому обряду, (Византию представляет в пьесе духовник Владимира Анастас Корсунский, крестивший Владимира.), на восток, где кочуют печенеги, с которыми то враждуют, то заключают союзы, ( в пьесе представитель восточной культуры - печенежский князь Ильдей), на запад, где господствует еще не отделенная, но уже отличная от восточной, римско-католическая церковь, (западное направление представляют: жена Святополка  польская принцесса Марина, ее отец король Польши Болеслав Храбрый, его сын Мечислав и немецкий епископ Рейберн, духовник Марины.), и, наконец, на север, в Скандинавию, откуда 150 лет назад пришел на Русь конунг Рюрик, основатель правящей династии (представителей Скандинавии в пьесе большинство - это в большой степени по крови все князья Рюриковичи, особенно Ярослав, сын полускандинава, полуславянина Владимира и норвежки княжны Полоцкой Рогнеды (Ragnheidr), жена Ярослава принцесса Шведская Ингигерд, ее дядя Рагнвальд, которому Ярослав подарил крепость Ладогу (Альдейгьюборг), его воины Сигурд и Торстейн, норвежский конунг Эймунд, покинувший родину и находящийся на службе у Ярослава, его воины Рагнар и Бьерн, и, наконец, великий воин и поэт - скальд Бодвар, имя которого созвучно имени вещего песнопевца Баяна.)

Герои пьесы и говорят по разному, сохраняя свои национальные речевые особенности, особенно это относится к скандинавам, которые украшают свою речь красочными сравнениями - кеннингами, часто обращаются к языческим скандинавским богам, по своему называют русские города: Киев - Кунигард, Новгород - Хольмгард, Смоленск - Смальеск.  Ррусских князей северяне тоже называют на скандинавский лад: Владимира - конунг Вальдемар,  Святополка - конунг Свантепольк,  Бориса - конунг Бурислейф,  Глеба - конунг Гудлейф,  Ярослава - конунг Ярислейф. Именно под этими именами наши князья фигурируют в скандинавских сагах.

Очень интересна в драме фигура Святополка—князя-реформатора, начинания которого гибнут, сталкиваясь с обстоятельствами. Кульминацией пьесы является предсмертный монолог князя, в котором он предсказывает грядущие бедствия Русской земли, которые произойдут как следствие княжеских усобиц.

«Святополк Окаянный» был поставлен на сцене Театра в апреле—мае 2000 года.

Светлана Кудрявцева-Караускайте,
руководитель Исторического Театра Гимназии №
248


Оглавление


Hosted by uCoz