mindaugas-knopka.jpg (3855 bytes)

Времена Премьер №1 "Mindaugas"


Елена Капрова

Сезон—2004 или «Была весна...»

 (Взгляд музыканта и актрисы)


Елена Капрова—выпускница Гимназии 2003 года. С 1999 года—ведущая актриса Театра и гитаристка группы «Cromlech». Принимала участие в создании  6 альбомов группы.

Сыграла главные роли герцогини Адельгейды в «Terra Germania», Княгини Ингигерд Шведской в «Святополке Окаянном», Халльгерд в «Саге о Ньяле», Донны Анны в «Каменном госте» (А.С. Пушкин «Маленькие трагедии»). 

Как отличить, где подлинный пророк,

А где ненастоящий?

Ю. Марцинкявмчюс «Миндаугас» 

Как быстро бежит время! Казалось, что совсем недавно под звук виолончелей и стук кастаньет пролетели «Маленькие трагедии». И вот уже новый театральный год, новый сезон и новая классика; «новая» в прямом смысле слова, так как драма-поэма «Миндаугас» известного литовского писателя Юстинаса Марцинкявичюса была написана 36 лет назад, а переведена на русский – 4 года спустя.

Сейчас, проведя в театре 5 лет, я могу с полной уверенностью сказать, что не помню спектакля, по силе подобного «Миндаугасу». Длительность спектакля небольшая, в отличие от почти четырёхчасового «Святополка», но за это время актёры настолько ярко проявили свои таланты, что спектакль было бы не стыдно выпустить и на подмостки МХАТа! Как говорится, это было выступление «на одном дыхании», потому что я даже не замечала того счастливого момента, когда начинался пятиминутный антракт, чтобы подстроить наши «расстроенные» инструменты.

Конечно, не обошлось и без всяких казусов, а иногда даже и травм. Но ведь обществу театральных берсерков уже ничего не страшно! Так, например, очаровательная Морта (Евгения Меньшикова) заработала корону буквально кровью – это была красивая, но массивная и тяжёлая корона, которая оставила сильный отпечаток на челе литовской королевы (в рамках спектакля это можно рассматривать как символ бремени верховной власти). С замиранием сердца все наблюдали, когда страстный в своей игре Тимофей Фомин (он же Даумантас) разрубал Литву, грозя тем самым зарубить и несчастного короля литовского Миндаугаса (Максим Михневич). И, наконец, самый душераздирающий момент пьесы – падение стола и изображения бога Перуна на голову того же многострадального Тимофея. Наверное, это была кара для Чёрного Летописца свыше за сознательное «переиначивание» истории.

Что же касается игры актёров, то начнём по порядку.

Если Вы думаете, что главный герой тот, чьим именем названа пьеса, то в этом, на мой взгляд, только доля правды.

Повествование ведётся от лица двух Летописцев – Чёрного (Тимофей Фомин) и Белого (Иван Кошиц). Именно с них и начинается рассказ; это как будто две точки зрения на историю. С первого взгляда кажется: что же сложного в такой роли? – просто сидеть и описывать события. Но нет, благодаря блестящим монологам и актёрской игре этого «дуэта», Летописцы органично вписались в основное действие.

Самая сложная роль в спектакле досталась, пожалуй, королю Миндаугасу (Максим Михневич). Его текст состоял из устрашающего количества строк, а именно – 698 (хотя, как говорит сам Миндаугас, строк было всего 697, потому что одну он забыл!!!). Миндаугас почти постоянно находился на сцене и, если бы эта роль была сыграна по-другому, не так энергично и не с такой отдачей, то никакого спектакля бы не было! А так, получилось просто замечательно!

В пьесе присутствовали всего два женских персонажа – жена и дочь Миндаугаса – Морта (Евгения Меньшикова)и Рамуне (Регина-Елизавета Кудрявцева). Но это были настолько яркие и трогательные образы, что они вызывали у зрителей слёзы умиления. Разговор несчастной Рамуне с отцом о замужестве и монолог Морты на грани отчаяния и сумасшествия придали действию трагический и своеобразный оттенок.

Одним из самых роскошных персонажей, как по внешнему виду, так и по игре, был верховный жрец Перуна – Дауспрунгас (Иван Кошиц). Я думаю, зрители ещё не скоро забудут сцену молитвы под гимн «Отче Всесветный», где Иван очень выразительно сыграл жреца Перуна, даже не произнеся ни единого слова.

Сергей Судьбин одновременно играл две роли, абсолютно не похожие друг на друга: князя Жемайтии и противника Миндаугаса – Викинтаса и католического монаха Зиверта. Даже великим актёрам бывает трудно так быстро перевоплощаться на сцене, однако Серёжа доказал, что наши артисты способны на всякие чудеса.

Очень трагичный образ князя Висмантаса—мужа Морты и советника Миндаугаса представил Никита Дрок. И, хотя он появлялся в этом образе лишь в первом акте, его роль оставила неизгладимый след. Наверное, с такими мудрыми и честными советниками любое государство могло бы процветать долгие годы.

Старик, учитель Миндаугаса – Алексей Лебедев – сыграл настолько правдоподобно, что никто бы и не сказал, что он – не умудрённый опытом наставник короля, а ученик 10 класса. А его проникновенный монолог о сущности человека заставляет задуматься над многим.

И, наконец, Даумантас – литовский князь, противник Миндаугаса – Тимофей Фомин. Именно ему выпала участь разрушить смысл всей жизни Миндаугаса и поставить точку в спектакле. Вот уж кому подойдёт определение Л.Н. Гумилёва «пассионарий», так этому герою. Сразу видно, когда актёр живёт на сцене тем, что играет!

И ещё пару слов я хочу сказать о музыке. Наша музыкальная группа претерпела значительные изменения в этом году. Во-первых, у нас появился новый, очень колоритный и способный басист – Михаил Тихонов. Теперь с ним мы ещё больше напоминаем группу в стиле folk-rock. Появление новой очаровательной клавишницы Евгении Бутаевой и нового синтезатора—секвенсора Yamah’и тоже нельзя оставить незамеченными.

Количество новых инструментов: рожка, свирели и блокфлейты, одновременно и радует, и пугает—есть ли предел человеческим возможностям? Теперь вместе с нашей флейтисткой Полиной Малышевой на рожке и свирели играет Светлана Альфонсовна. И, конечно, новая перкуссия Регины-Елизаветы Кудрявцевой «задаёт ритм» всему ансамблю.

Зрителей мы всегда поражаем разнообразием языков наших песен. В этот раз мы исполняли песни на литовском, русском и старобелорусском языках. А одна из песен – заглавная композиция «Конь над Неманом» - была записана прямо со слуха с литовского и переведена на русский.

В настоящем спектакле на сцене под наши «убойные хиты» зажигали малыши 5 и классов, которые всему очень быстро научились у танцоров нашего театра «со стажем» - Тимофея Фомина и Светланы Альфонсовны.

А для того, чтобы старинная музыка стала понятна и близка современным слушателям, её необходимо было умело аранжировать. Этот кропотливый труд взяли на себя наша неповторимая флейтистка Полина Малышева, талантливая Светлана Альфонсовна и наш гениальный и единственный в своём роде гитарист и басист Анатолий Беляшкин.

Верхом совершенства стал вокал Светланы Альфонсовны и Анны Бирюлиной, которые пели настолько чисто и душевно, что зрители почувствовали народный колорит той эпохи.

Вот и перевёрнута ещё одна страница нашей театральной жизни.

Я счастлива, что теперь и меня приняли в команду «ветеранов» Театра и так же, как и другие выпускники, я спешу на репетиции после институтских пар, чтобы ещё и ещё раз увидеться с нашей труппой.

Творческих успехов и побед нашему Театру и общему делу!

На фото: Елена Капрова на спектакле "Миндаугас".


mindaugas-knopka.jpg (3855 bytes)

Оглавление


Hosted by uCoz