russia.jpg (2738 bytes)

Окно в Россию


ivanova.jpg (39714 bytes)

Екатерина Иванова

11 класс Гимназии №248 Санкт -Петербурга

Наука Петровской эпохи

 


       Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирование совершенно новых структур чиновничьего аппарата и другие реформы в стране требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов, развития науки.

 После своего путешествия по Западной Европе, в составе Великого посольства, царь отправил за границу для обучения немало молодых дворян, главным образом для овладения "навигацкими" (морскими) науками, а также механикой, артиллерийским делом, математикой, иностранными языками.

Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в 1701 г. в здании Сухаревой башни открылась "школа математицких и навигацких наук", ставшая предшественницей, созданной в 1715 г. в Петербурге, Морской академии. В петровское время были открыты Медицинская школа (1707), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы.

Светское образование потребовало новых учебников. В 1703 г. вышла в свет "Арифметика, сиречь Наука числительная... " Леонтия Филипповича Магницкого, которая вводила арабские цифры вместо буквенных, а затем Магницкий и английский математик                А. Фарварсон выпустили "Таблицы логарифмов и синусов". 

Именно по учебнику Магницкого первые шаги в математике, в далекой архангельской деревне, делал будущий академик Михайло Ломоносов.

Большие успехи также были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и поиске полезных ископаемых. Русские моряки-гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей.

Значительными географическими достижениями отмечены экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию, предпринятые В. Атласовым, И. Евреиновым и Ф. Лужиным, Д. Г. Мессершмидтом, Ф. Беневениным.

За три недели до своей кончины, в январе 1725 г., Петр подписал указ об отправке первой Камчатской морской экспедиции под командованием В.И. Беринга и А.Л. Чирикова для выяснения вопроса, где Камчатка "сошлась с Америкой".

Эта экспедиция продолжалась с 1725 по 1730 г. и дала свои результаты.

В развитие горного дела и металлургии в России значительный вклад внесли Г.В. де Геннин, В.Н. Татищев, Я. В. Брюс. Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей. Например, копировальный станок создавался А.К. Нартовым по специальному указу Петра Великого.

В первой четверти XVIII в. был написан целый ряд ценных исследований по отечественной истории.  Была написана первая «Российская история» В.Н. Татищева.

По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций. В 1718 г. вышел указ, предписывавший населению предъявлять "как человеческих, так и скотских, звериных и птичьих уродов", а также "старые надписи на каменах, железе или меди или какое старое необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно".

С этого момента началась организация отечественного музееведения. В 1719 г. для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание "раритетов" которой послужило основой для коллекций будущих музеев: Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-морского и др.

Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 г.) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 г.

Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия.

Литература и ресурсы:

www.zachetka.ru

www.refstar.ru

www.erudition.ru

www.molodechno.by 


russia.jpg (2738 bytes)

Оглавление


Hosted by uCoz