Исследовательские работы


Ольга Шляховская

Человека вне Моды не было, нет и не будет


Человека вне моды не существует: он либо старомоден, либо современен, либо идёт впереди времени, т.е. ультрамоден. 

Так сказал Вячеслав Зайцев.

 

Мне показалось интересным рассмотреть, как появилось понятие моды, как и по каким принципам она развивается и изменяется, как влияет социально-экономическое развитие той или иной страны на развитие моды. Это и стало целью моей работы. Моей задачей было рассмотреть все стадии развития моды от Евы до середины 20 века. Это же и является предметом моей работы. Хотелось бы понять, что способствовало изменению моды.

Гипотеза заключается в том, что в костюме отражались все стадии развития общества. В разные эпохи одежда имела разную форму, разную окраску и, конечно же, оказывала влияние на формирование внешнего облика человека. Она указывала на его национальную и сословную принадлежность, имущественное положение и возраст. Уже на заре человечества была создана первая одежда для защиты тела от холода и помощи в борьбе за выживание. Предшественниками одежды являются татуировка, окраска тела и нанесение на него магических знаков, с помощью которых люди пытались предохранить себя от злых духов, устрашить врагов и расположить к себе друзей. Большую роль играли украшения, которые вместе с татуировкой, прической или головным убором нередко составляли весь костюм человека в древности.

Идеалом человека Древней Греции был молодой воин-атлет, поэтому костюм греков только слегка подчеркивал линии фигуры, но не искажал их.

В Средние века, в период господства христианских догм, человеческое тело считалось греховным, поэтому с помощью костюма формы тела скрадывались.

Эпоха Возрождения вновь обращается к человеку, его чувствам. Костюм становится более удобным, как бы выражая гармонию внутреннего и внешнего в человеке.

На протяжении веков разные страны и города играли ведущую роль в моде на одежду: Италия, Испания, Франция, Англия.… “Итальянский” период в истории моды приходится на эпоху Ренессанса.

Бургундия, почти весь 15 век задавала тон в европейской моде.

Эпоха бургундского превосходства в моде сменилась “мужской” модой Испании. Господствующим стал черный цвет, так понравившейся империи, “в которой никогда не заходило солнце”.

Зрелый, галантно-молодцеватый мужчина, смелый создатель своей судьбы, именно для него создается костюм первой половины 17 века.

В начале 17 века сумрачная и чопорная испанская мода отступила. Её сменила жизнерадостная мода парижан. Легендарный любовник и авантюрист Казанова писал: “Париж является, пожалуй, единственным городом в мире, внешний вид которого полностью меняется через 5-6 лет”.

Начиная с 18 века, серьезным и достойным  соперником Парижа в области моды стал Лондон. Это соперничество дополняло и обогащало два главных направления в моде – практичное и спортивное в Лондоне и склонное к фантазии и сексуальности в Париже. А после Второй мировой войны из Америки пришла в Европу одежда для работы и отдыха из джинсовой ткани.

Особо хотелось бы остановиться на 20-ом веке.

В первые десятилетия 20 века произошла настоящая революция в моде, вполне сравнимая по своему значению с НТР. Требование к женской одежде стали включать такие обязательные в наши дни критерии как гигиеничность, удобство, функциональность.

К 1910 году произошел гигантский скачок в формах женской одежды. В моду вошло свободное платье, не деформирующее фигуру, скроенное по античным, восточным или народным образцам. Но внезапно обретённая свобода тела тяготила женщин, отвыкших легко двигаться. В моду входит силуэт "бильярдный кий". Юбки становятся всё уже и уже, и, наконец, доходит до того, что внизу юбки застёгивают на манжет.

Когда в 1914 году Европа вступила в войну, вначале мало что изменилось. Женщины продолжали носить экстравагантные вещи в стиле “прекрасной эпохи”. Но к 1915 году на смену длинным юбкам пришли более короткие и широкие, позволявшие свободно двигаться.

Женщины начали проникать в конторы и на производство. Многие из них работали добровольно, помогая своей стране. Согласно инструкции на производстве запрещалось носить узкие корсеты и крахмальные юбки. На военных заводах работницы надевали комбинезоны, те же, кто был занят в сельском хозяйстве, носили бриджи. Первые женщины в брюках появились во время первой мировой войны. Сначала они надевали брюки только для работы, но многие продолжали пользоваться ими и в свободное время. Так брюки вошли в моду.

После первой мировой войны произошел возврат к более женственной довоенной моде. В 1923 году подолы юбок опустились почти до земли, но в 1925-м вновь поднялись до колен. Несмотря на различные колебания в длине, юбки с тех пор никогда больше не опускались до пола.

После войны стал ощущаться дисбаланс между количеством молодых мужчин и женщин. Девушки стали походить на мальчиков. Они ездили на мотоциклах, летали на аэропланах, бросая вызов мужчинам почти во всех сферах деятельности. Бюсты и бедра почти исчезли. Совершенной считалась фигура тонкая и прямая, без пышных форм.

В нашей жизни ничто не возникает спонтанно. Любое событие имеет свою предысторию. И порой, чтобы понять происходящее сегодня, надо оглянуться назад. Только предыдущий опыт помогает смело идти вперед и не совершать ошибок. Это утверждение применимо ко многим сферам нашей жизни. Не последнюю роль играет оно и в такой области, как мода.

Мода – капризная дама, которая привыкла устанавливать правила для большинства. Она отвергает то, что было вчера, призывая к постоянным переменам. Чем более смелое решение вы примете, тем больших оваций удостоитесь. Мир моды живет по своим, порой непонятным стороннему наблюдателю законам, и открывает двери лишь избранным. Понять постоянно меняющееся настроение Прекрасной Дамы, проникнуться им и принять – не это ли сокровенное желание всех живущих на Земле.

Каково будущее Моды, или какова мода Будущего? Во все времена мода была… сексуальна в той или иной степени: сексуальность, желание нравиться – вот главные стимулы ее развития. Вряд ли в Будущем она изменит своему главному принципу – быть Привлекательной.

Сегодня, когда меняется ритм жизни, когда люди пытается жить энергичнее, вольнее, успеть везде и всюду, мода порой приобретает шокирующие, на первый взгляд, черты. Вместе с тем она всегда будет стремиться к мобильности, целесообразности, удобству, практичности, раскрепощенности и естественности.

Кому-то она будет нравиться, а кому-то – нет. Но, как известно, “о вкусах не спорят”, а человека вне моды не было, нет, и не будет. Ну а мода… она ведь как бабочка: ее жизнь скоротечна и мимолетна…

 

Литература

Зайцев В. М.  «Такая изменчивая мода» М., 1980 г.

Мерцалова М. Н. «История костюма» М., 1972 г.

Мерцалова М. Н. «Костюм разных времён и народов» т. 1. М., 1993 г.

Мерцалова М. Н. «Костюм разных времён и народов» т. 2. М., 1995 г.

Киреева Е. В. «История костюма» М., 1970 г.


times.jpg (9925 bytes)

Оглавление


Hosted by uCoz